Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сражения под Ляояном и на р. Шахе в воспоминани...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
1.66 Mб
Скачать

§3.1: Расстановка сил перед сражением.

Удачный для японцев исход Ляоянской операции создал положение, в котором они могли спокойно выжидать падения Порт-Артура и копить силы и средства. Оперативная пауза была нужна японцам, дабы выждать освобождения осаждавшей Порт-Артур 3-й армии и завершения нового эшелона мобилизации государства, необходимость коей диктовалась соотношением сил, выяснившимся под Ляояном. Пауза нужна была японцам и потому, что у них остро ощущался недостаток снарядов: дравшиеся под Ляояном войска опустошили свои запасы; производительность японских заводов не могла удовлетворить даже требований осады Порт-Артура; заграничные заказы опаздывали.

Положение японской армии было удовлетворительным. Несмотря на потери в Ляоянском сражении, войска были в приподнятом настроении. Ояма дал отдохнуть всем трем армиям. Снабжение по железной дороге Дальний-Ляоян было открыто, что дало возможность пополнить запасы и накормить изголодавшиеся войска. Японские войска были развернуты по фронту, протянувшемуся на 36 км, по обе стороны железной дороги. К началу октября силы японцев выросли до 170 тысяч, за счет пополнений и резервных бригад.

Русская армия после отступления находилась в районе Мукдена. Надо сказать, что войска находились в полном порядке и были боеспособны. Даже наши потенциальные противники высоко оценивали способности русской армии. Офицер штаба А.А.Игнатьев приводит слова германского военного агента полковника Лауэнштейна: «— Ваши войска необыкновенны! Как будто они и не дрались! Одни русские способны так быстро восстановить порядок! »24.

Фронт русского охранения простирался на 120 км. Через месяц численность русских войск достигла 270 тысяч, в том числе 70 тысяч плохо обученных и морально неустойчивых. Однако из общего числа боевого состава было 25% нестроевых (санитары, музыканты, обозники и так далее). Таким образом, фактически численность наших войск была сопоставима с неприятельскими армиями. У русских было напряженное настроение. Отступление от Ляояна было пережито как тягостный кошмар. Большинство было уверенно в возможности разбить японцев и вскоре покончить с войной.

В целом, судьба сражения определена не была. В обоих армиях ситуация была неоднозначной, и исход предстоящей битвы зависел исключительно от действий командующих армиями.

А.Н.Куропаткин медлить не мог. Положение Порт-Артура требовало энергичной атаки русской полевой армии. Он предпочел, чтобы японцы перешли в наступление, что позволило бы ему использовать оборонительные достоинства русских войск. Доблестная стойкость, которых проявлялась на передовых позициях Ляояна и при его защите, способность армии к высокому подъему воодушевления идеей наступления давали командующему армией надежду на успех такового, особенно теперь, когда это воодушевление было осложнено и подогрето большим раздражением, царившим в войсках, от вынужденного оставления ими Ляояна.

Задачей наступления выдвигалась ограниченная цель — оттеснение японцев на южный берег р. Тайдцыхэ. Выдвижение этой ограниченной цели уже компрометировало предстоящее наступление: действительно, пока противник не взят за горло и операция не нацеливается на его уничтожение, пока наступающий не грозит оборвать важнейшие артерии его снабжения, до тех пор наступление оказывается в явно невыгодном положении вследствие преимуществ фронтальной тактической обороны.

Боевая задача, поставленная А.Н.Куропаткиным перед войсками в приказе, была сформулирована так: «Перейти в наступление и атаковать противника в занимаемом им расположении, имея первоначальной целью — овладеть правым берегом реки Тайцзыхэ». Для выполнения этой задачи были образованы Западный и Восточный отряды. Западный отряд под командой генерала Бильдерлинга в составе X и XVII армейских корпусов (64 батальона, 40 эскадронов, 190 орудий, 2 саперных батальона) получил задачу из района междуречья Хуньхе — Шахе наступать на юг вдоль железной дороги и, заняв на второй день марша линию деревень Линшинпу — Сахепу, приступить к укреплению занятой позиции и сковать японские силы, действующие на направлении наступления отряда.

План этот нашел себе различную оценку у исследователей событий русско-японской войны. Генерального штаба капитан Суханов считает его «безусловно, хорошим замыслом»25. По его мнению, при успешности действий план этот мог привести к оттеснению неприятеля в болотистую долину реки Ляохе и одним ударом окончить кампанию. Так как река Ляохе прилегала к нейтральной территории (Китай — Монголия), то противник, будучи прижат к ней, или должен был гибнуть в непроходимых болотах ее долины, или же, согласно законам международного права, положить оружие, перейдя на нейтральную территорию.

План был не идеален и содержал недостатки. И все же решительное его исполнение могло принести успех. Однако, судя по воспоминаниям, подготовка операции была плохо скрыта. Русские открыто скупали в течение первой половины сентября у китайцев тысячи лошадей и повозок, тысячами нанимали их самих в возчики войсковых тяжестей, спешно вербовали среди них переводчиков и проводников, знакомых с путями предстоявшего наступления, скупали скот, зерно и сено, заказывали китайским шорникам в Мукдене тысячи вьючных седел, указывая тем на предстоявший поход в горы, — делалось все, чтобы рекламировать предстоящее наступление. После вынесения приказа №8 от 15 сентября 1904 года прошла неделя, прежде чем русские войска двинулись на врага. Таким образом, японцы знали о предстоящем наступлении.