Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
психология (2).docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
63.95 Кб
Скачать

6 Развитие бактериологии

Это и привело к тому, что вышеуказанное направление уступило преобладающую роль клинико-этиологическому, основателями которого следует признать, бесспорно, Мореля, а затем Маньяна. Кроме того, выделением в особую нозологическую единицу прогрессивного паралича мы обязаны главным образом Байлергеру. Дальнейший успех этого направления был обусловлен, между прочим, выделением Кольбаумом (Kohlbaum) катотонии как особой болезненной формы и его учеником Геккером (Нескег) — гебефрении. С другой стороны, позднейшее мощное развитие бактериологии, питавшееся исследованиями ее родоначальника Пастера (Pasteur), заставило и в психиатрии выявлять существенно важные этиологические моменты, благодаря чему в ней начало укрепляться клинико-этиологическое направление. В позднейший период особенно яркими представителями этого направления являются Крепелин (Kraepelin) в Германии и Маньян (Magnan) во Франции. Крепелин к клинико-этиологическому рассмотрению болезненных форм, по которому одинаковые причины должны иметь одинаковые последствия, присоединил еще катамнестическое исследование, дающее возможность для установления рода заболевания на основании его исходных состояний и тем самым позволяющее предвидеть и исходы того или другого заболевания. Таким образом, более или менее одинаковое начало, сходственное течение и общий же исход болезненного процесса дал основание Крепелину установить естественную нозологическую единицу в области психиатрии. Особенностью работ Крепелина является то обстоятельство, что они приобрели синтетический характер. Если до сего времени психиатры стремились установить на основании клинико-этиологического момента новые формы (кататония, гебефрения), то его работы и работы его школы с использованием катамнестических данных и исходных состояний болезни объединили в одну нозологическую единицу ранее казавшиеся разрозненными формы болезни.

Открытие возбудителей туберкулеза

Скромному сельскому врачу Роберту Коху жена подарила микроскоп. Сначала микроскоп был для него лишь развлечением, он часами просиживал, рассматривая разные препараты.

Как видно, сама природа наделила Коха всеми качествами, необходимыми микробиологу. Он мог подолгу сидеть за микроскопом, замечая то, на что другие исследователи не обращали внимания. И то, что для других казалось ординарным, ничего не значащим явлением, в его глазах принимало важное значение. Так, например, однажды Роберт Кох увидел на куске вареной картофелины несколько разноцветных пятнышек: это были скопления (колонии) различных микробов.

Ученый предложил выращивать микробов на твердой питательной среде (сначала ею стала застывшая желатина, а затем ее разновидность — агар-агар). Так как одна бактерия дает в конечном счете одну колонию и эти колонии на твердой среде не смешиваются, то стало возможно получать чистые расы бактерий.

Кох предложил такие способы окраски, которые помогли изучать строение многих микроорганизмов.

Благодаря хорошей лабораторной и микроскопической технике ученый открыл возбудителя холеры — холерного вибриона, первым увидел возбудителя туберкулеза, который получил название палочки Коха. Затем Кох предложил и препарат для лечения — туберкулин. Правда, туберкулин не оказался эффективным лекарством, но его стали применять как диагностическое средство в тех случаях, когда нельзя было определить заболевание другими способами. И только гораздо позже туберкулин, значительно измененный, стал лечебным препаратом.

Кох был моложе Пастера на 21 год, но открытия его по времени совпали со многими открытиями Пастера. Они были как бы соперниками в изучении микробов и борьбе с заразными болезнями. Ну что ж, это было плодотворное соперничество, и от него человечество только, выиграло.

7

общая характеристика эпохи в россии 19 век факторы оказавшие влияние на развитие медицины

Во Франции в первой половине 19 в. появился ряд работ социально-гигиенического содержания, явившихся результатом официальных обследований или наблюдений отдельных ученых и основывавшихся на применении статистического метода изучения проблем здоровья. Наиболее крупным ученым среди авторов этих исследований был Л. Виллерме (1782—1863), опубликовавший в 1840 г. исследование положения рабочих текстильной промышленности, способствовавшее принятию в 1841 г. во Франции закона, регламентировавшего труд детей.

Влияние французских революций первой половины 19 в. особенно ощущалось в Германии, где период революционной ситуации 1848—1849 гг. составил важный этап в истории социально-гигиенической мысли. Он был связан с деятельностью С. Нейманна и молодого Р. Вирхова, которые ясно понимали значение социальных факторов для здоровья. Они исходили из того, что здоровье народа должно быть предметом заботы государства, что социальные и экономические условия оказывают важное, а во многих случаях решающее влияние на здоровье и болезнь и что меры по укреплению здоровья и борьбе с болезнями должны быть как социальными, так и медицинскими. Подобные взгляды С. Нейманн развивал в своей основной работе «Общественное здравоохранение и собственность» (1847). Он предлагал проведение социально-гигиенических исследований и особенно настаивал на развитии санитарной статистики, требовал надежных статистических данных, чтобы ответить на вопрос о влиянии богатства и бедности на состояние здоровья. Итогом этого периода развития социальной гигиены в Германии следует считать социально-гигиенические работы и деятельность Р. Вирхова в 1848—1849 гг. В эти годы Р. Вирхов вместе с Р. Лейбушером основал и издавал газету «Медицинская реформа», со страниц которой боролся за медицинскую реформу в Германии, т.е. за изменение статуса медицинской профессии в обществе, за определение нового значения деятельности врача соответственно изменившимся социально-экономическим условиям и необходимости решения серьезных проблем общественного здравоохранения в связи с развитием капиталистической промышленности.

Развитие экспериментального направления в гигиене в Германии связано с деятельностью ученика Ю. Либиха, создателя немецкой школы гигиенистов М. Петтенкофера (1818—1901). Он ввел экспериментальный метод в гигиеническое изучение важнейших факторов окружающей среды (воздуха, воды, почвы), предложил использовать СО2 в качестве индикатора чистоты воздуха жилых помещений, нормативы для определения объема вентиляционного воздуха, установил гигиенические требования к строительным материалам и одежде. М. Петтенкофер сконструировал в 1861 г. респираторный аппарат, с помощью которого изучил газообмен у человека и животных; совместно с К. Фойтом разработал гигиенические нормы питания.