Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПЛАН УРОКА КРАСНАЯ ЛИНИЯ ПЕРМИ.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
35.58 Кб
Скачать

6. Дом губернатора

угол Сибирской-Екатерининской

Поэт Пётр Вяземский – Софья Певцова

«Кто скажет, что к Перми судьба была сурова?

Кто скажет, что забыт природой этот край?

Страна, где ты живешь, прекрасная Певцова,

Есть царство красоты и упоений рай!»

C семьей пермского губернатора Карла Модераха связана история первой любви замечательного русского поэта Петра Вяземского (1792-1878), друга Пушкина. Он – автор приведённых в эпиграфе строк, посвящённых нашему городу.

Сердцем 16-летнего поэта, в то время служившего секретарем Межевой комиссии, безраздельно и безответно завладела дочь пермского губернатора Софья Певцова. Вяземский познакомился с ней на приеме, который давал генерал-губернатор Модерах.

«Как алмаз, вправленный в олово» - так, по воспоминаниям современников, сияла Софья в своём семействе. Многие отмечали красоту, просвещенность и необычайное обаяние юной красавицы.

Не только Вяземский: и правительственный чиновник Филипп Вигель, и сам знаменитый граф Бенкендорф не устояли перед её чарами. Но даже на ухаживания всесильного Бенкендорфа Софья Карловна отвечала, как он позже признает, «любезным высокомерием».

Влюблённому Вяземскому удалось выразить в стихах самое сокровенное – восхищение и благодарность любимой им женщине и месту, где она жила: «…Здесь я любовь познал, здесь, жертвуя свободой, томясь, целую цепь, сковавшую меня».

7. Дом губернатора

угол Сибирской-Екатерининской

Первый редактор газеты «Звезда» Фёдор Лукоянов – Клавдия Будрина

В 1917 году в уже бывшем Доме губернатора пермскими большевиками была создана газета «Пролетарское знамя» (впоследствии «Звезда»). Её первым редактором был назначен студент-юрист Федор Лукоянов.

Вскоре ближайшим помощником Лукоянова стала Клавдия Будрина, дочь священника, работавшая в редакции «Звезды». Вспыхнувшие между Фёдором и Клавдией чувства привели к серьёзным отношениям и браку, препятствием которому не стали различия в воспитании и происхождении.

А через год Лукоянова назначили председателем сначала Пермской, а затем Уральской ЧК… Первый человек в ЧК на всём Урале не принял участия в расстреле царской семьи – факт, удивительный и странный. А согласно некоторым источникам, Лукоянов и сам выступил против уничтожения детей бывшего царя.

Последние годы они работали в Москве, где Фёдор занимал высокие посты. Однако местом их общего «последнего приюта» стало Егошихинское кладбище в Перми.

Клавдия Александровна ушла из жизни в 1951 году, спустя два года после ухода мужа. Говорят, она привезла из Москвы в родной город урну с прахом Фёдора – и умерла здесь, с нею на руках.



8. Коммуна журналистов

Луначарского, 42

Писатель Аркадий Гайдар – Рахиль Соломянская

Литературное дарование Аркадия Гайдара (Голикова) раскрылось и оттачивалось здесь: в Перми, в здании, где в 1920-е годы располагалась коммуна журналистов газеты «Звезда».

Здесь он и начал встречаться с Рахилью Соломянской: студенткой- активисткой, писавшей на молодежные темы.

За полтора года, которые А. Гайдар прожил в Перми (с сентября 1925 по февраль 1927 гг.), он много писал, успевал лечиться от болезни, вызванной тяжелой контузией, судиться с недоброжелателями, и – ухаживать за Рахилью.

Они сразу понравились друг другу – честолюбивый талантливый журналист, недавний лихой командир, и «подвижная как ртуть, брызжущая весельем и задором» комсомолка в ярком сарафане.

Как свидетельствуют знавшие парочку друзья, события развивались с военной быстротой. Уже через месяц после знакомства в конце 1925 года они поженились, и Гайдар переехал в дом жены (ул. Петропавловская, 37), но от своих друзей не отгородились и в коммуне продолжали бывать часто.

Короткое пермское счастье ознаменовалось рождением сына Тимура и появлением нескольких произведений, которые знала вся без преувеличения советская детвора. В том числе и самое известное – «Тимур и его команда».