Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Благотворительность.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
105.47 Кб
Скачать

3. Отношения государства и бизнеса.

При обобщении опыта благотворительности в России мы решили осветить этот раздел. Не смотря на то, что непосредственными участниками процесса оказания благотворительной помощи является бизнес и нуждающиеся в финансовой поддержке группы общества (частные лица, НКО и пр.), государство напрямую влияет на ход этого процесса, как управляющий и законодательный орган.

К сожалению, у нас государство благотворительность не стимулирует. Поэтому благотворительная деятельность и социальные программы воспринимаются представителями бизнеса, как камень на шее.

Отношения государства и бизнеса даже отдаленно не напоминают добровольный союз, когда люди договорились о разделении труда. То есть одни зарабатывают деньги и отдают их на общее благо, а другие им за это обеспечивают то-то и то-то. Союз государства и налогоплательщиков у нас не сложился. Наоборот – все больше усиливается антагонизм. Потому что государство не желает идти навстречу предпринимателю. Хотя им взаимные интересы очевидны. На Западе в рамках общественного договора помимо помощи социально обездоленным государство берет на себя обязательство не допустить социального взрыва в стране. А предприниматели, как люди наиболее заинтересованные в стабильности, обещают делиться с ним немалой частью своих доходов. Эта естественная форма взаимопонимания у нас не получила развития. Коррумпированность чиновников, нерациональность государственных расходов пугает налогоплательщика. И ведь попытки уйти от налогов морально обоснованы.

Существует и вторая часть общественного договора – государство соглашается не брать у предпринимателя часть налогов, то есть предоставляет льготы, если тот берется сам решать часть социальных задач и обязуется реализовать их лучше, чем это сделало бы государство. Это элемент цивилизованных отношений между государством, обществом и бизнесом. У нас, конечно, идет сейчас «просветление мозгов». Пора выходить за рамки своего предприятия и вносить вклад в то, чтобы не допустить социального взрыва в масштабе государства. Эта функция предпринимательством еще не осознана.

Главное, чтобы отношение к благотворительности изменилось на государственном уровне. Совершенно очевидно, что не помогать социально обездоленным слоям населения нельзя. И здесь бизнес может помочь государству. Строго говоря, ничего не мешает этому проекту стать коммерческим. Но даже если он не может стать коммерческим, но помогает населению – эта деятельность должна стимулироваться государством с точки зрения льготного налогообложения. Бизнес объективно заинтересован, чтобы коррупции в стране было меньше, чтобы было сильное государство, которое бы защищало его интересы, в том числе и на международной арене.

4. Законодательная и налоговая база благотворительности.

Наше налоговое законодательство, как уже сказано выше остается недостаточно внимательным к проблемам поддержки благотворительности предпринимателей. Правительство внесло в Государственную Думу пакет, состоящий из 19 законов по изменению налогового законодательства. Были среди них и законы, касающиеся благотворительной деятельности коммерческих структур. Это законы «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и «О налоге на добавленную стоимость» (НДС).

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Во многих странах такого налога вообще нет. В нашей стране он есть, к тому же он интерпретируется как один из видов налога с оборота. Например, добавление стоимости при пересечении таможенной границы, не возникает, а налог на добавленную стоимость – возникает. НДС взимается при пересечении таможенной границы почти с любых товаров и услуг, часто даже если речь идет о гуманитарной помощи. Закон «О гуманитарной и технической помощи», который прошел уже согласительную комиссию Совета Федерации и Думы, во многом усложняет поступление благотворительной помощи из-за рубежа. В этом документе вообще не предусмотрена благотворительная помощь от частных лиц или корпораций. То есть корпоративная благотворительность зарубежных компаний не поощряется нашим законодательством.

Возможны только поступления по межправительственным соглашениям или через отдельные благотворительные фонды. Причем, те фонды через которые можно работать, должны быть включены в специальные перечни, утверждаемые правительством, и контролироваться специальными комиссиями и т. п. Пробиваться через эти барьеры очень сложно и мало кому захочется.

Кроме того НДС – это большая проблема и для внутрироссийских отношений, потому что налогом на добавленную стоимость облагаются имущественные пожертвования. Сегодня коммерческой организации выгоднее разбить устаревшие компьютеры, чем передать их в благотворительную организацию. Это так потому, что возникает обязанность платить НДС. Такую позицию правительства абсолютно нельзя понять. Ведь имущественные пожертвования имеют более целевой характер, чем деньги. Последние можно истратить и не по назначению. А если ты, как благотворитель, покупаешь конкретно то, что нужно организации, сегодня приходится платить дороже. Правда, поправки к правительственному пакету, которые были внесены депутатами по просьбе некоммерческих организаций, все-таки были приняты бюджетным Комитетом. Сейчас он над ними работает. Основные возражения со стороны правительства против отмены НДС с имущественных пожертвований были связаны с тем, что плохо осуществляется контроль за благотворительной деятельностью. Хотя, на самом деле, это -собственная вина правительства. Кроме того, этот аргумент становится все менее состоятельным, потому что в бухгалтерской отчетности за 1998 год уже есть форма отчета о целевом использовании средств, поступающих на 96-й счет (целевое финансирование). То есть организации, получающие благотворительную помощь, обязаны отчитываться перед налоговой инспекцией о целевом использовании пожертвований, а раньше этого не было.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ. В основном льготы на благотворительные пожертвования высчитываются как проценты от прибыли. Кроме того, можно делать пожертвования из чистой прибыли. Но если говорить, какая часть будет сниматься с налогооблагаемой базы, то для отдельных видов целевых пожертвований это 5%, а для абсолютного большинства – 3%. Если вспомнить, что у большинства коммерческих организаций сегодня прибыли просто нет и есть огромное количество банкротов, а там, где все-таки есть прибыль, она очень маленькая, то 3% от нее – величина символическая. Этой суммы не хватит и на тарелку супа в благотворительной столовой. Так что проблема за счет чего решать вопросы финансирования благотворительности становится все более актуальной, учитывая, что местные органы власти постоянно обращаются к предпринимателям с просьбой о содействии в решении социальных проблем. И здесь предпринимателя зачастую толкают на нарушение налогового законодательства. Это происходит сплошь и рядом. Есть такой документ -"Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, работ и услуг, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов». В нем нигде не указано, что благотворительные пожертвования можно проводить через статьи затрат. Кое-что по линии НИОКР, кое-что по обеспечению собственных сотрудников можно с краешку «привязать» к затратам. А благотворительность, к сожалению, идет очень широко черным «налом».

Люди не понимают, о чем идет речь, пока идут разговоры о размерах налогов, чистой прибыли. Но если человеку конкретно показать, что есть инвалидная коляска. Спонсор приобретает эту коляску и должен еще за нее государству отдать такую же сумму, да еще показать все это в финансовых документах, когда идет налогообложение. Вот тогда-то люди начинают включать свое сознание через эмоции. «А действительно, – думают, – как же можно легально оказывать благотворительную помощь, если надо еще такую же сумму отдать государству? Которое, к тому же, не только тебе ничего не обеспечивает, а на эти деньги, скажем, в Чечне что-нибудь там начинает».

Закон «О благотворительности и благотворительной деятельности» у нас принят. Он то и является основой для заявления фирмами права на льготы при перечислении средств в порядке благотворительности предприятиям, входящим в категорию так называемых некоммерческих. В законе прямо сказано, что перечисление средств коммерческим организациям – это не благотворительность. Там совсем другой порядок налогообложения. Льготы в переделах 3% или 5% от налогооблагаемой прибыли положены только тем, кто перечисляет средства организациям, имеющим цели и задачи, определенные законом «О благотворительности» от 11 августа 1995 года N 135.

И еще. Помимо того, что определено законом «О благотворительности», есть у нас еще так называемая категория государственных учреждений, которые могут получать средства в порядке благотворительности. Это государственные учреждения культуры, искусства, творческие союзы, организации лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Им установлены льготы в пределах 5%.

Благотворительность не оформляется никакими договорами. Просто некоммерческая организация просит коммерческую перечислить средства на осуществление какой-то программы в области оказания помощи, скажем, детям или инвалидам. На основании личных писем коммерческие организации перечисляют деньги. В некоторых случаях налоговая инспекция отказывается дать льготу, если нет такого обращения в письменном виде с просьбой. Это тоже не верно. Поскольку должна учитываться добрая воля юридического лица.