Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Благотворительность.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
105.47 Кб
Скачать

Благотворительность: анализ и обобщение опыта в России

Балюк Е.П., Автономов Р.Б.

СО МАНПО при поддержке Фонда Евразия

Благотворительность – оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

Будем рассматривать под понятием «благотворительность» не абстрактные добрые дела, а конкретное юридическое понятие, т. е. «добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи» (см. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. №135-ФЗ).

На сегодняшний день во многих городах России проведены исследования взаимодействия местного бизнеса с некоммерческими организациями (НКО). Вот далеко не весь перечень городов, которые опубликовали результаты своих исследований в этой области: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Новокузнецк, Тверь, Барнаул, Тольятти, Тюмень, Архангельск, Воронеж, Краснодар, Нижний Тагил.

Исследования рассматривали проблемы взаимодействия бизнеса и НКО, в т.ч. и благотворительную деятельность бизнеса, под самыми различными углами зрения:

§ Существует ли благотворительность в нашей стране?

§ Кому и как помогают наши бизнесмены?

§ Каким образом некоммерческие организации способны заинтересовать бизнес в сотрудничестве?

§ Каковы возможные формы сотрудничества между бизнесом и НКО?

§ Какую роль играет пресса в распространении культуры благотворительности в нашем обществе?

Нами было проанализировано свыше 100 электронных документов различного рода, размещенных в сети Интернет. Анализировалась любая информация, начиная от статей электронных журналов, посвященных проблемам благотворительности (например, журнал “Пчела”, Санкт-Петербург), заканчивая материалами семинаров и конференций по данной тематике. Кроме того, мы опирались на научные данные, приведенные в опубликованных отчетах по социологическим исследованиям благотворительной деятельности бизнеса в различных городах страны.

Делая обобщение, мы можем выделить следующие тенденции, характерные для России в целом:

1. Оказывает ли благотворительную помощь российский бизнес? Кому, как и почему?

Сравнение данных по исследованиям коммерческого и некоммерческого секторов показало, что наиболее часто благотворительная поддержка оказывается организациям и учреждениям, работающим со слабо защищенными слоями населения. Это, в первую очередь, детские дома и приюты, дома престарелых и инвалидов, общественные организации ветеранов и инвалидов, молодежные и детские объединения, медицинские учреждения, которые имеют недостаточное финансирование со стороны местного бюджета и других источников ресурсов. Соответственно детские и медицинские учреждения получают самое большое число пожертвований.

Помощь, в основном, оказывается деньгами (средний процент по приведенным выше городам – 60,8%) и продуктами питания (36,7%). Связано это с тем, что данные формы благотворительности являются наиболее удобными для бизнес-структур, особенно тех из них, которые занимаются торгово-закупочной деятельностью (рынки, базы, магазины и т.п.). Такие формы благотворительной помощи, как предоставление услуг специалистов, автотранспорта, помещений, информационная поддержка оказываются большинством коммерческих организаций достаточно редко, т.к. во-первых, подобные услуги не являются востребованными, а во-вторых, коммерческим организациям более удобно оказывать поддержку непосредственно деньгами.

В основном, благотворительная деятельность оказывается бессистемно, не носит проектный характер, не преследует четко определенные цели. В большинстве случаев благотворительные средства выделяются на проведение конкретных мероприятий; имеется ряд организаций (в основном крупных), которые оказывают регулярную поддержку постоянным партнерам. При этом прямая, адресная поддержка, как правило, оказываемая личным знакомым, предпочитается сотрудничеству со специализированными благотворительными организациями, которые часто не внушают предпринимателям доверия.

С другой стороны, сами некоммерческие организации, испытывая финансовый дефицит, в большинстве случаев, не имеют собственных комплексных фандрайзинговых программ и не предлагают коммерческим организациям конкретных, детально проработанных социально-значимых проектов, направленных на достижение конкретных, реальных результатов. Представители НКО зачастую оказываются не готовыми к контактам с бизнесом, усматривая в этом либо что-то постыдное, либо просто испытывая робость, вызванную неверием в собственные силы, а подчас и нежеланием активно продвигать свои проекты. Кроме того, весьма сильны иждивенческие позиции среди некоторых руководителей НКО, считающих, что бизнес “обязан” помогать третьему сектору.

Причины, побуждающие русского бизнесмена заняться благотворительностью, на сегодняшний день, в основном, морального характера. Подавляющее большинство предпринимателей, склонны помогать из чувства сострадания и гуманизма. Вероятно, этим можно объяснить и разовый характер помощи, и ее адресность. Только такого вида благотворительность дает необходимое, на сегодняшний день, бизнесмену чувство душевного облегчения, после оказания помощи. К сожалению, в единичных случаях по всем городам страны, благотворительность рассматривается бизнесом, как средство рекламы собственной деятельности и как улучшающий имидж фирмы фактор.

Подводя итоги этого раздела отметим:

Во-первых, не смотря на тяжелое экономическое положение и все трудности, коммерческие структуры продолжают в меру своих возможностей заниматься благотворительной деятельностью, помогая, в первую очередь, организациям, работающим со слабо защищенными слоями населения. При этом бизнесмены руководствуются, в первую очередь, не соображениями выгоды, а гуманностью и финансовыми возможностями фирмы.

Во-вторых, и сами НКО все больше начинают осознавать потребность в сотрудничестве с бизнесом на партнерской основе, по-новому оценивать свои собственные возможности в этом взаимодействии.

2. Модели благотворительности в России и формы взаимодействия бизнеса и НКО.

Наиболее интересную и полную классификацию моделей благотворительности в России мы встретили на страницах журнала “ПЧЕЛА”. Эту модель представил аналитик Благотворительного фонда «Сопричастность» (г. Москва) Игорь Карлинский, по результатам социологического исследования «Бизнес и благотворительность» в Санкт-Петербурге.

Существует несколько типов оказания благотворительной помощи:

1. Неосознанная благотворительность.

2. Благотворительность для своих.

3. Притворная благотворительность.

4. Вынужденная благотворительность.

5. Латентная (скрытая) благотворительность.

1 ТИП:

Две фирмы за счет примерно одинаковых действий формируют свой рынок. Одна (назовем ее Y), торгующая специальной литературой, бесплатно предоставляет ее библиотекам вузов, формируя у потенциальных покупателей интерес к этой литературе, другая (назовем ее Z) бесплатно, либо всего за 10% стоимости предоставляет свои информационно-справочные компьютерные продукты учебным заведениям. Руководители фирмы Y знают, что их действия подпадают под определение понятия «благотворительная деятельность», данное в Законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», и сознательно используют благотворительность как инструмент маркетинга. Руководители фирмы Z считали описанные действия исключительно инструментом маркетинга. Это — неосознанная благотворительность.

2 ТИП:

Другой пример. Фирма помогает только своим сотрудникам, оказавшимся в сложной ситуации: предоставляет беспроцентные (но не безвозвратные) ссуды, оплачивает лечение от алкоголизма. Руководство фирмы считает это благотворительностью. Так сказать, «благотворительность для своих».

3 ТИП:

Некоторые предприниматели, определяя благотворительную политику своих фирм, на самом деле решают свои личные проблемы. Например, элитная частная гимназия существует на пожертвования крупных фирм и банков. Но если сравнить список учащихся со списком руководителей фирм-спонсоров, то оказывается, что в этой гимназии учатся дети и внуки директоров этих фирм. Фактически «предки» за счет средств своих фирм дают своим наследникам элитное образование, и все разговоры о благотворительности имеют привкус лицемерия. Несмотря на то, что в гимназии учатся и другие дети – это скорее притворная, чем чистая благотворительность.

4 ТИП:

Очень распространена вынужденная благотворительность. При таком роде благотворительности местная администрация направляет руководство фирмы, указывая на «возможность» благотворительного участия в социальных программах (акциях).

Надо отметить, что помощь властным структурам не всегда является вынужденной и может использоваться как маркетинговый ход. Например, в Санкт-Петербурге одна фирма бесплатно поставила налоговой инспекции информационно-правовую систему «Консультант-плюс», а затем запустила рекламу, предложив общаться «с налоговым инспектором – на одном языке».

5 ТИП:

Существует и латентная форма благотворительности. Фирмы, занимающиеся благотворительностью, часто это скрывают. Руководители фирм говорят: «Мы вам поможем, только никому об этом не говорите». Помощь оказывается «черным налом» и ни по каким финансовым документам не проходит.

Мы бы хотели добавить к этому списку еще один тип благотворительности, про который автор не упомянул, но к которому мы должны стремиться в гармонично развитом обществе – это благотворительность ЯВНАЯ, т.е. легальная.

Однако, это классификация моделей благотворительности по характеру оказания помощи. Хотелось бы еще выделить механизмы взаимодействия между бизнесом и некоммерческими организациями. Наиболее полный перечень механизмов взаимодействия был составлен в результате работы Второй конференции Ресурсных Центров России (материалы расположены на сайте Виртуального Ресурсного Центра www.trainet.org). Многообразие механизмов может служить основой для формирования культуры филантропии в нашей стране.

Принципиально возможные механизмы взаимодействия:

§ Фонды (комьюнити, корпоративные, частные);

§ АСР (агентство социальной рекламы);

§ Обучающие семинары для бизнеса;

§ Круглые столы, другие совместные мероприятия;

§ Программы;

§ Консультации;

§ Конкурсы (например на лучшего спонсора),

§ Совместные проекты с вложением средств (например, ярмарки, благотворительные сезоны, благотворительный бал и т.д.),

§ Издания для бизнеса;

§ Распространение изданий НКО среди бизнеса;

§ Программы взаимодействия, объединяющие НКО и бизнес (создание и развитие бизнес-ассоциаций и других НКО, объединяющих бизнес);

§ Ярмарки социальных проектов;

§ Организация рекламных кампаний для бизнеса;

§ Организация кампаний НКО в поддержку бизнеса и бизнеса в поддержку НКО;

§ Создание PR-материалов, содержащих «истории успеха";

§ Конкурс бизнес изданий;

§ Городские, региональные, местные попечительские советы

§ Общественные экспертные советы;

§ Привлечение бизнес-ассоциаций в качестве клиентов РЦ;

§ Конкурсы грантов от местного бизнеса;

§ Кадровое агентство;

§ Добровольческая служба (для социальных проектов);

§ Привлечение бизнеса к участию в ярмарках – вакансий;

§ Банк социальных идей и их продвижение для бизнеса;

§ Создание библиотек по предпринимательству;

§ Создание и оказание платных услуг для бизнеса;

§ Освещение благотворительности в СМИ (например, через АСИ)

В рамках этого раздела хотелось бы также заметить, что в настоящее время в Москве и ряде регионов проводится работа по внедрению принципиально новой для России модели благотворительной организации – Общественного Благотворительного Фонда. Созданы и действуют рабочие группы, которые объединили в своих рядах представителей всех секторов общества: властных структур, предпринимателей и общественных организаций.

Фонды являются эффективным инструментом привлечения внебюджетных средств для поддержки социальных, образовательных и культурных программ конкретного города. Модель Фонда строится по следующим основным принципам:

Фонд владеет капиталом, который формируется его учредителями.

Аккумулированный капитал инвестируется, а полученная прибыль на конкурсной основе в виде грантов направляется на финансирование общественно полезных городских проектов и программ. При том, что деятельность Фонда направлена на реализацию проектов и программ конкретного города или региона, он не является структурой местного бюджета, а контроль за его деятельностью осуществляется независимым Попечительским советом.

При этом обращают на себя внимание некоторые обстоятельства, говорящие в пользу данной модели:

Ныне существующие благотворительные организации вначале пытаются найти деньги, а найдя, полностью расходуют их на проекты, вновь оставаясь без ресурсов. Поскольку результаты поиска средств непредсказуемы, то и деятельность таких организаций нестабильна. Фонд же создается на долговременной основе и не требует поиска новых финансовых ресурсов для реализации текущих программ. Капитал Фонда инвестируется с учетом максимальной безопасности вложений и получения стабильного дохода. Грантовая схема деятельности Фонда предполагает конкурсный, на основе независимой экспертизы, отбор проектов, и исключает выделение средств случайным или профессиональным «ходокам», действующим по принципу «получает тот, кто лучше плачет». Экспертиза проектов и проектантов гарантирует реальность и актуальность выбранных проектов, а контроль на каждом этапе реализации проекта и поэтапность выделения средств (при достаточно больших объемах финансирования) – их результативность.

Деятельность Фонда предполагает максимальную прозрачность и законопослушность. Появляется реальная возможность избежать нарушений и злоупотреблений, характерных для некоторых действующих в России благотворительных организаций. Дополнительные гарантии безопасности дает механизм управления Фондом, в котором большие полномочия переданы Попечительскому совету, где будут представлены наиболее авторитетные и признанные общественные деятели города или региона, а текущая деятельность непосредственно контролируется и утверждается Правлением, формируемым на

широкой основе. Исполнительные органы Фонда утверждаются учредителями на конкурсной основе, и их деятельность должна быть абсолютно прозрачна. Фонд является одним из инструментов связей его учредителей и участников с общественностью, работающим на них в течение всего срока существования Фонда.

Практика показывает, что Фонд, осуществляющий свою деятельность по предлагаемой схеме, имеет серьезные перспективы роста. Например, созданный в США в 20-е годы Фонд Форда имел первоначальный капитал всего $25 тыс., сегодня же его капитал составляет $9,5 млрд. Всего же с момента создания этого фонда им было выделено на благотворительные цели $9 млрд.