Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конт.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
56.89 Кб
Скачать

Социально-политическое учение огюста конта

Конт принципиально отказывался от попыток решать глобальные вопросы, став в этом плане на позиции агностицизма. Согласно доктрине позитивизма, основной массив знаний о мире, обществе и человеке создан специальными науками, причем формой этого знания является описательное обобщение. Такую науку Конт назвапозитивной. Ее задача - получение знаний, необходимых в практической жизни. Задача позитивной философии заключается в классификации и объединении наук, причем науки должны выяснять законы связи явлений, а не заниматься метафизическими проблемами. Так, согласно Конту, невозможно познать сущность вещей и причинную связь; поэтому науки должны лишь проверять многочисленные факты <самими фактами, которые часто являются достаточно простыми, чтобы стать принципами>.

Для приведения в систему позитивных знаний Конт предлагает расположить общие науки в порядке их возрастающей сложности и убывающей общности: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология; позже к этому перечню он добавил нравственность. Науке об обществе, или социологии он придает очень большое значение.

В сущности, Конт является основателем социологии (он и ввел этот термин в оборот). В его понимании социология - теоретическая наука об обществе, включающая знания о политике, государстве, праве, религии, философии, экономике, морали. Задачей социологии является систематизация общественных явлений и обоснование нового позитивного социально-политического порядка. Основные научные положения по поводу общества, государства и права изложены Контом в 4-томной <Системе позитивной политики>.

Философия истории. Подобно многим своим предшественникам и современникам Конт был прогрессистом, представляя, однако, развитие человечества не как линейный, а как ступенчатый прогресс. Историософия Конта дуалистична. Он придавал большое значение в историческом процессе биологическим, географическим, экономическим факторам, но все же основным ситал духовное начало. <Идеи правят миром>, - утверждал

Конт; всю историю человечества он делит на три стадии развития, соответствующие состояниям человеческого разума.

Первая стадия - теологическая. Люди рассматривают все жизненные явления, и в том числе – государство и право как результат действия сверхъестественных сил (духов, гномов, богов). Поэтому на этой стадия складывается теократическая политическая система, в которой служители религиозных культов оказывают решающее воздействие на власть. Политическая культура проникнута духом насилия, поэтому со служителями

культа успешно конкурируют воины. Типичная форма государства - наследственная монархия. Поворотный пункт в развитии теологической эпохи Конт связывает с формированием католического символа веры, который предполагал разделение светской и духовной властей. Громадной заслугой католицизма он считал создание независимой духовной власти, предотвратившей множество злоупотреблений со стороны власти светской. Вторая стадия - метафизическая. Здесь определяющим является созерцательно-философское сознание. Факты объясняются через различные отвлеченные абстрактные, априорные понятия (таковы причина, сущность, материя, общественный договор, права человека и т.д.).На этой стадии развития на светскую власть большое влияние оказывают законники, духовными же наставниками являются философы. Если для теологической стадии характерен агрессивный военный дух, то для метафизической - оборонительный. Заслугу этой стадии Конт видит лишь в разрушении теологических идей и подготовке перехода к следующей, третьей и последней, позитивной, или научной, стадии. Разрушение теологи ческого сознания Конт связывает с революциями, утверждением индивидуализма, либерализма, демократии. Современная эпоха, по Конту, носит переходный характер. Она завершится отказом от <ретроградной аристократии> и <анархической республики> в пользу социократии (дословно - власти общества). Практическая рекомендация Конта для народов и правительств на этом этапе заключается в пропаганде идей позитивной философии. В полном соответствии с философско- исторической концепцией Конта сначала не обходимо преобразовать взгляды и мнения, а потом - устройство общества и политических учреждений. Он утверждал: <Если только такое единение умов на почве принципов состоится, то соответствующие учреждения со-

здадутся сами естественным образом, без всякого тяжелого потрясения>.

Социократия как политический идеал. Конт понимал общество как органическое целое, а взаимосвязь людей и социальных групп - как солидарность. Идея солидарности распространяется им на все человечество, которое он представлял как следующие друг за другом, связанные друг с другом поколения. В современном обществе между рабочими и капиталистами существуют противоречия, но сила их солидарности выше, так как и те, и другие выполняют социально значимые функции.

Функция капиталистов - эффективное управление собственностью; в этом смысле собственность есть обязанность, а капиталист - слуга общества. Функция рабочих - эффективный продуктивный труд с беспрекословным подчинением собственнику. Капиталист и рабочий рассматриваются Контом как однопорядковые социальные агенты. <В нормальном состоянии человечества, - писал Конт, - каждый гражданин является общественным должностным лицом, функции которого определяют его обязанности и притязания. Этот всеобщий принцип должен быть применен и к собственности, в которой позитивизм видит особенно необходимую социальную функцию, предназначенную создавать и управлять капиталами, при помощи которых каждое поколение подготавливает работу для следующего за ним. Разумное понимание роли капитала облагораживает обладание им, не ограничивая его справедливой свободы и даже заставляя ее больше уважать>. Такой общественный строй (социальная статика) уничтожит социальные противоречия и классовую борьбу; между капиталистами и рабочими будет достигнута координация, а не конфронтация.

Согласно Конту, необходимость государства обусловлена объединением частных сил для общей цели. Правительства поддерживают общественную солидарность, препятствуя попыткам частных сил разорвать общество. Поскольку общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными, не обходимо наличие двух властей: светской и духовной. По разработанному Контом (вместе со своим учителем А. Сен-Симоном) <Плану реорганизации социальной жизни> в социократии сохраняется класс капиталистов (патрициат, <концентрированная сила богатства>) и пролетариат (<рассеянная сила числа>). Материальная сила должна принадлежать промышленникам (банкирам, купцам, фабрикантам, землевладельцам).

К мелкой буржуазии Конт относился резко отрицательно и желал ее исчезновения. Неимущие имеют право избрать своих представителей в руководство социократии - диктаторов. Неимущие диктаторы перевоспитают имущих промышленников и банкиров в правильном духе позитивной философии и тогда последние сменят диктаторов на государственном посту. Таким образом, богатый патрициат под руководством главных банкиров будет управлять социократией, т.е. осуществлять светскую власть. Советниками банкиров должны выступать ученые-позитивисты, а управляющими - инженеры-организаторы. Духовная власть в социократии должна принадлежать иерархии жрецов-позитивистов (философов, ученых, поэтов, врачей).

Правовые воззрения Конта. Взгляды Конта на право и на права личности весьма своеобразны; он отвергает и то, и другое. Он утверждает: <Слово <право> должно быть так же изгнано из правильного политического языка, как слово <причина> из настоящей философской речи. Из этих двух теологически-метафизических понятий одно (право) столь же безнравственно и анархично, как другое (причина) иррационально и софистично>. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанным на представлении о богоустановленности власти. Для борьбы с этим теократическим авторитетом было выдвинуто (в метафизический период) понятие <права человека>, которое, как утверждал Конт, выполнило лишь разрушительную роль. Когда эти права человека попытались осуществить на практике, <они тотчас же обнаружили свою антисоциальную природу, стремясь увековечить индивидуализм>.

В социократии не должно быть ни права в объективном смысле слова, ни субъективных прав: <В позитивном состоянии, не опирающемся на божественные начала, идея права исчезает безвозвратно. Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав, как тако-вых... Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг>. Если субъективное право Конт заменяет обязанностью, то объективное - системой позитивной философии. Чувствуя шаткость своих позиций, Конт в конце жизни попытался подкрепить концепцию социократии религиозно-мистическим началом. Он разработал культ Великого Существа, в качестве которого должно почитаться все человечество. Конт даже составил позитивистский календарь, где каждый месяц и каждая неделя посвящены памяти какого-либо <позитивистского святого>. К ним отнесены, в частности: Моисей, Аристотель, Платон, Архимед, Цезарь, апостол Павел, Августин Блаженный, Гуттенберг, Колумб, Шекспир, Моцарт, Фома Аквинский, Кромвель, Галилей, Ньютон. В конечном счете, по проектам Конта, человечество объединится в 500 социократий, каждая размером с Бельгию или Голландию, поскольку в большом государстве невозможны ни порядок, ни прогресс. По мнению Конта, в результате торжества позитивной философии наступит моральное возрождение человечества; угнетенные народы займут достойное место во всемирном союзе социократий; тогда же окончательно исчезнут войны. Контистская социократия была придумана человеком, любившим людей, горячо верившим в прогресс и мечтавшим осчастливить человечество мирным, а не революционным путем. Не случайно он провозглашал лозунг социократий: <Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель>. Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Социократия Конта - это казарма, хотя, возможно, и вполне благоустроенная. Прогресс в понимании Конта носит финалистский характер, поскольку история человечества завершается созданием социократий. Конт различными способами пытался осуществить свои проекты. Он обращался к европейским и даже азиатским правителям. Не чужд он был идеям личной диктатуры, осуществляемой под контролем позитивистов. Очень большие надежды Конт и его ученики возлагали на иезуитов, с которыми стремились заключить религиозно-политический союз. Конт всегда испытывал симпатию к католической церкви как <великой силе порядка>. Конт мечтал объединить католиков и позитивистов, говоря, что между ними существует лишь то второстепенное различие, что первые верят в Бога, а вторые нет; это не помешает им совместно вести <борьбу дисциплинированных против недисциплинированных>. Конта оказало значительное влияние на последующую философскую и политическую мысль. Позитивизм в различных модификациях и сейчас остается одним из ведущих направлений в философской науке, а

основанная им социология в XX в. стала самой востребованной общественной наукой.

 Не утрачены бесследно и политико-правовые идеи Конта. Часть его учеников создала позитивистские церковные общины во Франции, Англии, Чили; позитивізм был признан даже государственной религией Бразилии (на государственном флаге Бразилии обозначены слова Конта <порядок и прогресс>). Под сильным влиянием

философии О. Конта сложился континентальный юридический позитивизм, а также социологическая теорія государства Г. Спенсера. Утопическую социократию Конта критиковали даже его ближайшие последователи, в частности, Г. Спенсер. Но, отвергнув проект в целом, потомки восприняли некоторые частные идеи Конта: например, о собственности как социальном долге, о роли науки и інженерного персонала в будущем обществе и государстве.

Теоретические изыскания Огюста Конта оказали глубокое определяющее воздействие на развитие философии и методологии естественных и общественных наук. В свое время позитивизм повлиял даже на искусство и литературу. Как всякая значительная доктрина, позитивизм сразу же обрел массу критиков.

Современники Конта и многие последующие ученые порицали его за противоречащее правилам филологии соединение разноязычных (латинского и греческого) корней в придуманном им термине "социология". Никто, однако, не нашел более удачного названия для науки, изучающей общество. Немало было злорадств по поводу несостоятельности позитивистских пророчеств о конце эпохи войн вообще, войн в Западной Европе — в особенности; к сожалению, эти злорадства неотделимы от сетований о несбыточности проектов "Вечного мира" Канта, Руссо, Бентама и других гуманистов. Позитивная религия, как отмечено, порицалась еще при жизни ее основателя, а философское учение Конта упрекали за феноменализм, агностицизм, релятивизм, прагматизм, субъективный идеализм, метафизичность и т.п. В советской литературе преобладало противопоставление идей Конта о солидарности классов марксистским идеям о классовой борьбе, насильственном уничтожении капитализма и ликвидации буржуазии. Соответственно Конт характеризовался как реформист и солидарист, что было в то время отрицательной оценкой.

Конт, действительно, не был сторонником революционного низвержения современного ему общества, считал частную собственность общественно полезной, а деление промышленного класса на капиталистов и пролетариев — естественным и необходимым. Но Конт — сторонник глубоких общественных преобразований. Он сторонник общества, заменяющего социальный эгоизм альтруизмом, индивидуализм — социальностью, беспорядочность и анархию производства — регулируемой экономикой, военный быт — промышленным, войны и колониальную систему — содружеством равноправных народов. Во всем этом его программа предвосхитила основную и долговременную тенденцию социализации гражданского общества.

Конт был прав и в том, что без организаторов производства и централизующей роли банков становление и развитие промышленного общества практически невозможны.

Однако в концепции Конта по существу исчезли такие главные и определяющие черты гражданского общества, как юридическая свобода и равенство граждан. В социократий равенство людей оказалось подчиненным и вытесненным принципом иерархии их способностей, а свобода заменена понятием строго определенных, упорядоченных социальных функций. Отсюда проистекало отрицание Контом "метафизического понятия естественных прав человека", понятия, в исторической действительности ставшего существенным завоеванием человечества Нового и Новейшего времени.

Конт надеялся, что научная политика даст возможность промышленному обществу обойтись без принудительных учреждений, адиционных для военного быта. С помощью социологии и позитивной религии Конт стремился изжить социальный хаос, порожденный наслоением противоречивых способов мышления, идей несовместимых философий. Однако история человечества доказывает, что именно неупорядоченность, нестандартность, разнообразие способов мышления были и остаются основой интеллектуального развития, а тем самым и общественного прогресса. Убежденность в научности собственной теории побудила Конта к составлению планов ускоренного навязывания этой теории всему обществу (если нет свободы совести в математике и астрономии, то почему она допускается в социологии?). Получилось так, что человечеству надо принудительно внушать идеи превосходства целого над частью, альтруизма и взаимопомощи, классовой солидарности и т.п. Поэтому порядок в социократии основан на духовном насилии и надзоре над всеми сторонами жизни, что придает ей явную казарменность.

Что касается намеченных Контом способов перехода к социократии, то они достаточно фантастичны, а его суждения об особой роли пролетариев в осуществлении этого перехода, а также в будущем обществе мало отличались от модных в Париже тех лет идей о мессианском призвании пролетариата.

При всей своей гениальности Конт не создал политико-правовую программу, способную стать идейной основой широких массовых движений и политических партий. Влияние позитивизма свелось к глубокому и долговременному воздействию на науку. Под влиянием философии Конта сложились социологические теории Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Максима Ковалевского, Макса Вебера; в философском позитивизме нашел опору континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом).