Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Салическая правда.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
87.55 Кб
Скачать

Салическая правда

План семинарского занятия

1.Общая характеристика Салической правды как од­ного из источников права Франкского государства.

2.Правовое положение основных групп населения.

3.Регулирование имущественных отношений. Право собственности на землю.

4.Преступления и наказания.

5.Суд и процесс в государстве франков.

Цель семинарского занятия

Целью занятия является изучение Салической правды (начало VI в.) — правового памятника салических фран­ков, одной из ветвей германского племени франков.

Франки представляли собой молодое этнополитическое образование германцев, сформировавшееся из ос­колков других германских племен и народов под непос­редственным влиянием Римской империи. На протяже­нии значительного времени франкские военные отряды привлекались римской администрацией для охраны по­граничных территорий от вторжений других варваров и соплеменников и имели статус федератов, закреплен­ный в специальном договоре (feodera).

Уже с IV в. у франков сложилась традиция избирать своих военных вождей (конунгов), как правило, из одно­го влиятельного рода — Меровингов.

С середины V в. значительно ослабла власть централь­ного правительства Западной Римской империи, и территория Северной Галлии попала под контроль различных военачальников римской армии. В остром про­тивоборстве за гегемонию победу одержал один из них, франкский вождь-конунг Хлодвиг, объединивший под своей властью всю территорию Галлии.

Одной из целей создания по инициативе Хлодвига Салической правды являлось придание легитимности в глазах местного галло-римского населения, соседних варварских королевств, императора Восточной Римской империи правлению франков в этой бывшей римской провинции.

Салическая правда не самая древняя из «варварских правд», но она по сравнению с другими «правдами» представляет собой самый обширный сбор­ник варварских законов, дошедший до нас в многочис­ленных разновременных списках и редакциях, что по­зволяет историкам проследить эволюцию раннефеодаль­ного права на протяжении V—IX вв. Наличие такого большого количества списков свидетельствует об огром­ном значении, которое придавалось этому памятнику в раннесредневековой Франкии, а вследствие франкской военной экспансии — и во всей Западной Европе. Со­держание памятника, с одной стороны, отражает еще родовые связи, мировоззренческие ценности древних германцев, с другой — социальные процессы, происхо­дившие на первых этапах развития ранних форм госу­дарства и права средневековой Западной Европы, зало­живших политико-правовые и экономические основы будущей западноевропейской феодальной системы.

1. Общая характеристика Салической правды как одного из источников права Франкского государства

Салическая правда не содержит систематического из­ложения правовых норм, касающихся всех сторон жиз­ни франкского общества. Она отличается фрагментар­ностью и казуистичностью.

Списки Салической правды помимо самого текста законов включают Меровингские капитулярии (добав­ления франкских королей — наследников Хлодвига), а также позже написанные Пролог и Эпилог (каждый в нескольких вариантах).

В Прологе излагается легенда о создании Салическо­го закона четырьмя избранными «мужами», знатоками обычного права германцев, обсудивших на трех заседа­ниях все поводы к тяжбам и вынесших о каждом от­дельное решение. Здесь же указывались цели записи франкских законов — «сохранение внутреннего мира» и закрепление власти над окружающими народами «ав­торитетом закона».

В отличие от Пролога, напоминающего полусказоч­ное народное предание, различные версии Эпилога име­ли официальное происхождение. Они составлялись в королевской канцелярии и повествуют об отдельных эта­пах формирования всего Салического закона путем до­бавления тех или иных титулов различными королями франков. Наиболее древние списки Салической правды содержат так называемую Мальбергскую глоссу на гер­манском наречии, указывающую на специфические юридические понятия варварского права.

На Салическую правду как оригинальный историко- правовой документ не оказали особого воздействия нор­мы римского права, влияние их проявилось только в варваризированной средневековой латыни, на которой составлена Правда, а также в исчислениях штрафов в римских денежных единица: солидах и денариях. Перед нами запись обычаев древних германцев (существовав­ших у них за несколько сотен лет до франкского вторже­ния в пределы Римской империи), чей быт и нравы были засвидетельствованы в трудах римских историков и го­сударственных деятелей (Юлия Цезаря, Тацита и др.).

В этой связи студенту следует обратить внимание на персональный (не территориальный) характер действия норм Салической правды, распространявшихся на на­селение франкского происхождения, в то время как большинство ќителей королевства составляли галло- римляне, отношения которых регулировались варвари- зированным римским правом, в частности Бревиарием Алариха (506 г.).

Другая особенность Салической правды в том, что она не находилась под заметным влиянием христианской цер­кви. Христианство, принятое Хлодвигом в целях укрепле­ния своей власти, носило поверхностный характер, ох­ватывало только ближайшее окружение короля. Опреде­ленные свидетельства христианизации франков студент может найти в приб. 3—7 § 4 титула LV, где упоминаются штрафы за убийство христианских священников, и из содержания Пролога, а также приб. 6 § 6 титула XIV, в которых говорится о погребениях в гробах (так хорони­ли только христиан). Характерно, что, согласно титулу LXIV «О прислужнике при колдовстве», недоказанное обвинение в прислужничестве ведьмам влекло за собой лишь штраф в 62,5 солида, но уже в конце VI в. обвине­ние в колдовстве наказывалось смертной казнью.

Салическая правда свидетельствует и о значительной роли язычества в повседневной жизни франкского об­щества, Так, среди франков сохранялись обычаи жерт­воприношения животных. Например, за кражу кабана, посвященного богам, налагался больший штраф, чем за кражу обычного, а в приб. 1 § 1 титула LV «Об ограбле­нии трупов» предусматривался штраф за ограбление язы­ческого могильного холма (tumulum), в котором во вре­мя погребения, согласно традиции, осуществлялось за­хоронение ценных вещей.

Языческими представлениями германцев можно объяснить и обилие символических процедур и ритуа­лов, сопровождавших правовой быт франков на протя­жении всей жизни. Так, титул XLVI «О передаче имуще­ства» описывает процедуру бросания стебля (fistuca) в полу человека, призванного по устному завещанию хра­нить наследство. Впоследствии хранитель сам в присутствии короля или в судебном собрании бросал стебель в полу тех, кто был наследником, передавая им имуще­ство. Передача стебля символизировала у древних гер­манцев отказ от обладания землей, от пользования про­изводящей и питающей обожествляемой силой почвы. В § 12 Капитулярия I, приписываемого сыновьям Хлод- вига, этот ритуал символизировал и получение права представительства другого лица в суде.

Символический ритуал описывается и в титуле LX «О желающем отказаться от родства», согласно которо­му человек должен был в судебном собрании перед ли­цом тунгина сломать над головой три ветви и разбросать их в четыре стороны, заявляя тем самым об отказе от родства, соприсяжничества, наследства и всяких счетов со своими родичами.

Салическая правда сохранила свидетельства, отража­ющие постепенный процесс укрепления королевской власти. Уже первые статьи (§ 1—5 титула I) определяют ответственность тех лиц, которые уклонялись от коро­левского правосудия, и освобождают от штрафов тех, кто не явился в суд, находясь на королевской службе, что подчеркивает как высокий авторитет королевского правосудия, так и престижность королевской службы.

Студенту следует обратить внимание на то, что нор­мы представлены здесь в форме конкретных юридичес­ких казусов, исключающих абстрактные определения. Большинство положений Салической правды посвяще­но охране движимого имущества, и прежде всего скота, благодаря чему Салическую правду часто называют «сви­ным кодексом», что, в частности, указывает на преиму­щественно аграрный характер традиционного франкс­кого общества.