- •33)Реализм второй половины 19 века.
- •39) Гуманизм ч. Диккенса. Образы детей в произведениях ч. Диккенса.
- •40) Роман ч. Диккенса “Домби и сын” Проблематика , образы, поэтика.
- •Поэтика и художественные средства романа Диккенса «Домби и сын».
- •41) Мастерство Ги де Мопассана –новеллиста
- •42) Роман Ги де Мопассана “жизнь“-лирико-философское, психологическое произведение.
- •43) Проблема искусства в романе о.Уайльда “Портрет Дориана Грея”
- •44) Интерпретация концовки романа о.Уайльда “Портрет Дориана Грея “.
- •45) Новеллы и притчи ф.Кафки. Анализ новеллы “Превращение”.
- •46) Роман а.Камю. “Чума“ как экзистенциалистая притча.
- •47) Тема “Потерянного поколения“ в романах э.М.Ремарка.
- •48) Женские образы в романах э.М.Ремарка.
- •50) Художественное мастерство э.Хемингуэя в романе “По ком звонит колокол“.
- •51) ”Повелитель мух“ у.Голдинга как притча XX века.
- •52) Образы детей в романе у.Голдинга “повелитель мух“.
- •53) Система символов в романе у.Голдинга “Повелитель мух“.
- •54)Роман дж. Фаулза “Коллекционер“ как постмодернистский роман.
- •55) Проблема свободы личности в романе Дж.Фаулза “Коллекционер”.
39) Гуманизм ч. Диккенса. Образы детей в произведениях ч. Диккенса.
Роман Ч. Диккенса о приключениях мальчика, в которого отняли даже имя матери, - это произведение высокого гуманистического смысла. Писатель принуждает по-новому посмотреть на общепринятые понятия о порядочности, респектабельности, которыми так гордились его современники. Безусловно, внешние проявления красивого воспитания важны, но что за этими манерами, что за белым жилетом? Ч. Диккенс принуждает читателя вместе с Оливером Твистом увидеть изнанку жизни. Как мало, оказывается, истинной доброты и сочувствия в людях, которые пыжатся своей благотворительностью. Можно произносить громкие лозунги о милосердии к сиротам, но при этом присвоить их деньги, а им дать возможность умирать от голода, болезней и битья, которым щедро награждала сироты хозяйка фермы, которая принуждала детей работать на себя. Так же пострадал и трубочист, который уничтожил не одну человеческую жизнь, разрешая свои материальные проблемы. Да и гробовщик, к которому попал Оливер из рабочего дома, не был хорошим.
Писатель затрагивает вопрос о мере добра в каждом человеке. Именно эта частица добра и сочувствия определяет истинную гуманистическую ценность. Показывая людей, которые по-доброму отнеслись к Оливеру, отбросив предубеждение, автор утверждает: мир не без хороших людей. И более того, на доброте и небезразличии этих людей держится справедливость. Диккенс внутренне желал этой справедливости всегда, потому показал ее победу в своем романе. Порок наказан. Сайкс, воплощение жестокости и злобы, случайно погибает от своей же петли, и в этом рука Божья. Старый еврей, который наживался на кражах и проституции, на совести которого изувеченные доли мальчиков и уничтоженные жизни, появляется перед судом. Сведенный брат Оливера и его тайный враг вынужден рассказать мальчику истинную историю его рождения и вернуть ему имущество семьи. Следовательно, можно сказать, что основа романа, его гуманистический смысл заключается в той вере в победу добра и справедливости, которая составляет его суть.
О детских образах в творчестве Ч.Диккенса уже достаточно сказано в отечественном и зарубежном литературоведении. Созданные писателем образы, такие, как Оливер Твист, Николас Никльби, Нелли Трент, Поль и Флоренс Домби, Эмми Доррит и многие другие, навсегда вошли в мировую историю Детства. Эти персонажи поражают своей реалистичностью, узнаваемостью, и в то же время трогательностью, искренностью и лиризмом, а подчас и точно подмеченными комическими деталями. Во многом это связано с особым отношением Диккенса к собственному детству, его воспоминаниям о той поре жизни. Не случайно А.Цвейг в статье «Диккенс» характеризует своего героя следующим образом: «…сам Диккенс – писатель, обессмертивший радости и печали своего детства, как никто другой» [Цвейг 1990: 260].
Обращаясь к рождественским рассказам Диккенса разных лет, можно отчетливо выделить две темы. Первая – это, естественно, тема Рождества, вторая – тема Детства. Развивающиеся самостоятельно, исходя из внутренней убежденности и мировосприятия самого автора, эти темы пересекаются и отчасти подпитывают друг друга. Обе темы проходят через все творчество Ч.Диккенса и находят свое воплощение в образах чудаков и детей. Как верно заметила М.П.Тугушева, «детство для Диккенса всегда было не только возрастом, но и очень важным элементом полноценной человечности. Так он считал, что в хорошем и незаурядном человеке всегда сохраняется нечто от «детства», и воплощал это «детское» качество в своих лучших и любимейших героях…» [Тугушева 1979: 204].
Образы детей, которые мы находим в Рождественских рассказах Диккенса, во многом продолжают уже укоренившуюся в творчестве писателя реалистическую традицию в изображении детей, а с другой стороны, именно эти образы привносят новое звучание, оригинальные идеи и мотивы, к анализу которых мы хотели бы обратиться. Именно мотивы, связанные с образами детей, как нам кажется, свидетельствуют об общности Рождественских и Святочных рассказов.
У Диккенса в «Сверчке за очагом» (1845) роль «божественного ребенка» исполняет сын Крошки и Джона Пирибингла – «Блаженный юный Пирибингл». Автор вслед за молодой мамой восхищается младенцем, его здоровым видом, спокойным характером и примерным поведением. Но главная отличительная черта этого образа и связанного с ним мотива заключается в следующем. Именно этот ребенок, ну и еще сверчок, воплощают собой идею счастливого домашнего очага. Без ребеночка юной Крошке раньше было скучно, одиноко, а подчас страшно. И хотя роль юного Пирибингла – это «роль без слов», но именно этот ребенок становится главным объединяющим центром семьи, основой ее веселья, счастья и любви.
Всем детям, независимо от национальности и социальной принадлежности, свойственна вера в чудо. Чудо, волшебство так же естественно для маленького человека, как солнце, ветер, день и ночь.
По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей. Вспомним, какое потрясение переживает Скрудж, когда видит мальчика и девочку рядом с Духом Нынешних Святок («Рождественская песнь в прозе»). «Тощие, мертвенно-бледные, в лохмотьях, они глядели исподлобья, как волчата… Имя мальчика – Невежество. Имя девочки – Нищета». Так, используя аллегорию в обрисовке детских образов, автор пытается воздействовать не только на Скруджа, но и на всех разумных людей. «Ради меня, во имя мое, помоги этому маленькому страдальцу!» – этот крик отчаяния звучит со страниц произведений Диккенса, он звучит в каждом образе ребенка, им созданном. Писатель был глубоко убежден в том, что «сердце, в котором действительно не найдется любви и сочувствия к этим маленьким созданиям, - такое сердце вообще недоступно облагораживающему воздействию беззащитной невинности, а значит, являет собою нечто противоестественное и опасное» . Классическим примером образа ребенка, который заключает в себе идею добродетели и нравственного благородства, ребенка, способного изменить окружающий его мир, является образ Малютки Тима