Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 1 Естествознание в духовной культуре обще...docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
29.08.2019
Размер:
124.69 Кб
Скачать
  • Глава IV. Квантовая теория и истоки учения об атоме.

  • Глава V. Развитие философских идей после Декарта в сравнении с современными положениями квантовой теории.

  • Глава X. Квантовая механика и философия Канта.

  • Глава ХI. Элементарные частицы и философия Платона.

Он считал, что многие концептуальные идеи физики ХХ века уже были высказаны в рамках античной философии, хотя, разумеется, современные естественнонаучные представления о структуре атома имеют мало общего с понятием атома у Демокрита, но здесь важен принцип. Важна идея атомизма, которая через века была включена в состав естественнонаучного знания. Анализируя влияние философских идей на развитие физики, Гейзенберг замечает, что современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово «огонь» словом «энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки.

Что касается периода становления научного естествознания в ХVI –ХVII веках, то в этот период философия была теснейшим образом переплетена с зарождающемся естествознанием, так что во многих случаях бывает трудно определить, кто инициировал ту или иную идею, тем более, что философы выступали как естествоиспытатели, а естествоиспытатели были также и философами. Истоки квантовых идей Гейзенберг усматривает в философии И.Канта, хотя Кант на этом пути не был первооткрывателем. Философская сущность квантовой теории соотносится с основными философскими и религиозными представлениями Дальнего Востока, поскольку представления о квантовой реальности во многом совпадают с представлением о реальности в восточной философии.

Создатель первой квантовой теории атома и активный участник разработки основ квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике Н.Бор в целом ряде статей, таких как «Квант действия и описание природы» (1929), «Теория атома и принципы описания природы» (1930), «Философия естествознания и культуры народов» (1939), «Атомы и человеческое познание» (1956), «Квантовая физика и философия» (1958) раскрывает новую гносеологическую ситуацию, сложившуюся в физике ХХ века. Он считает, что значение физических наук для философии состоит не только в том, что они всё время пополняют сумму наших знаний о неодушевлённой материи, но и прежде всего в том, что «они позволяют подвергнуть проверке те основания, на которых покоятся наши самые первичные понятия, и выяснить область их применимости».1

А.Эйнштейн, создатель теории относительности, Нобелевский лауреат по физике, рассматривая соотношение физики и философии, высказывает следующую примечательную мысль: «Если под философией понимать поиски знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то её, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий. Но верно и то, что различные отрасли науки, в свою очередь, оказывают сильное влияние на тех учёных, которые ими занимаются, и, кроме того, сильно воздействуют на философское мышление каждого поколения».2

Э. Шрёдингер, австрийский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике, создатель волнового варианта квантовой механики, уделял большое внимание философским аспектам науки, античным и восточным философским концепциям, вопросам этики и религии.

Из-под его пера вышел ряд работ не только по философским проблемам науки, но и общефилософского характера — «Наука и гуманизм» (1952), «Природа и греки» (1954), «Разум и материя» (1958) и «Мой взгляд на мир», сочинение, законченное им незадолго до смерти. Особое внимание Шрёдингер уделял античной философии, которая привлекала его своим единством и тем значением, которое она могла сыграть для решения проблем современности. В этой связи он писал: «С помощью серьёзной попытки возвратиться в интеллектуальную среду античных мыслителей, гораздо меньше знавших то, что касается действительного поведения природы, но также зачастую значительно менее предвзятых, мы можем вновь обрести у них свободу мысли, хотя бы, возможно, для того, чтобы использовать её, с нашим лучшим знанием фактов, для исправления их ранних ошибок, которые всё ещё могут ставить нас в тупик».1

В своих трудах, обращаясь также к наследию индийской и китайской философии, Шрёдингер пытался с единых позиций взглянуть на науку и религию, человеческое общество и проблемы этики; проблема единства представляла один из основных мотивов его философского творчества. В работах, которые можно отнести к философии науки, он указывал на тесную связь науки с развитием общества и культуры в целом, обсуждал проблемы теории познания, участвовал в дискуссиях по проблеме причинности и модификации этого понятия в свете новой физики. В своих работах Шрёдингер последовательно отстаивал возможность объективного изучения природы.

Большой интерес к философии проявляли и другие физики-теоретики. Зададимся вопросом: что заставляло учёных обращаться к философии? Если отбросить личные склонности учёных, их интерес к философии как к одной из форм духовной культуры, то ответ очевиден: их профессиональная деятельность.

Прикладная наука может развиваться и без философии, там не возникают проблемы, выходящие за пределы конкретно-научной деятельности. Но теоретическая наука не может не решать целый ряд вопросов, которые не находятся в пределах компетенции самой науки. К этим вопросам относится прояснение смысла фундаментальных понятий. Прежде, чем рассуждать на тему физической реальности, нужно понять, что представляет собой реальность, а понятие реальности раскрывается философией. Элементарные частицы исследуются физикой, но само понятие элементарности – это не предмет исследования физики, а предмет философии. Естественные науки изучают структурные уровни организации материи, но само понятие материи разрабатывается философией. Важная задача философии заключается в анализе и формировании категорий культуры и познания.

Помимо прояснения смысла фундаментальных понятий, существуют и другие проблемы, которые не могут быть решены только в рамках конкретной науки. К таким проблемам относится проблема оснований естественных наук.

Естественные науки всегда существуют в широком контексте культурных, политических, социальных, идеологических и т.д. процессов, которые, воздействуя на них, выступают в качестве основания научного познания.

В спокойные периоды развития естествознания его взаимосвязь с философией не столь очевидна. Учёные мало интересуются основаниями научного поиска, они решают конкретные научные проблемы. Много ли было работ в области методологии науки в ХIХ веке? Пожалуй, трудно вспомнить работу, в которой бы исследовались те предпосылки, которые лежат в основе научного познания.

Но как только новые научные открытия приходят в противоречие с устоявшимися концепциями природы, и наука сталкивается с противоречиями и проблемами в своём фундаменте, требуется пересмотр коренных научных принципов и философских оснований познания. В эпохи научных революций, смены научных и мировоззренческих парадигм, стилей мышления роль философии возрастает. Так было в Новое время, когда происходил переход от натурфилософии к научному естествознанию, так было и в конце ХIХ – начале ХХ века в процессе перехода от классической физики к неклассической. Эта работа выполняется учёными, которые вынужденно обращаются к философии, поскольку контекст философского познания значительно шире научного.

Можно сказать, что без созданных философией идей, принципов и концепций осуществление научного теоретического познания попросту невозможно. Философское знание выполняет в этом случае функцию методологии научного познания.