Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Биография Мехмеда Фатиха.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
186.1 Кб
Скачать

Раздел II. Внешняя политика Мехмеда Фатиха

В августе 1444 года, бросив дворцовые дела малолетнему Мехмеду, Мурад II выехал в Манису. Это изменение в положении трона было доведено до сведения мирового сообщества через специальных послов. Занятие трона 12-летним юнцом открывало для Венгрии, Сербии и Византии новые горизонты для действий. 22 июня 1444 года венгры и сербы аннулировали Эдирнинскую клятву о мире и, решив воспользоваться подходящим временем, перешли к решительным действиям. В ответ на это Мурад II, став временным главнокомандующим Эдирнинским войском, настоял на том, чтобы сын остался на троне. В декабре этого года было победоносно завершена битва при Варне, и Мурад II снова вернулся в Манису. Весной 1446г произошло восстание янычар (Бучуктепе Олайы), которые своим недовольством создали предпосылки к сдаче трона и удаления молодого падишаха. Мехмед II, сломленный протестом армии, вынужден был оставить Эдирне, и, вместе с учителями и приближёнными, вернуться в Манису. Будучи правителем Манисы во второй раз в течение пяти лет, он приступил к совершенствованию своего образования и уже не из под палки своего учителя, а по собственной воле. Здесь он обратил внимание на другие области знаний и стал интересоваться метафизикой, с целью познания тайны мироздания, жизни и смерти.

Главной чертой Мехмеда II была страсть к завоеваниям. Придя к власти второй раз 1451 – 1481г.г. он поставил себе цель уничтожить империю греков. Султан Мехмед II стремился не только воссоединить европейские и азиатские владения турок, которые разделяли земли Ромейского царства со столицей Константинополем. Фатих хотел стереть саму память о существовании империи греков и сделать столицу Византийцев – столицей Турции.

Султан умел вести умную политическую игру. Прежде чем начать военные действия он заключил мирные соглашения со своими соседями на Западе, тем самым обезопасив себя с этой стороны. После этого Фатих двинул войско на Восток, где державе османов угрожала опасность в лице феодального князька Малой Азии – Эмира Карамана. Война с Караманским эмиром затянулась до начала 1452г, но победа была достигнута не за счет военного мастерства и подготовки войска, а за счет численности. Победа османов позволила заключить Мехмеду II выгодный договор с правителем Карамана и развязать себе руки для войны с Византией[10].

В этот подготовительный период к решительной схватке Мехмед II, чтобы усыпить бдительность греков, любезно принимал византийских послов и даже возобновил с Константином XI выгодное для империи соглашение. В непосредственной близости от Константинополя, на европейском берегу Босфора турки построили крепость. Эта крепость (Румели-Хиссар) была воздвигнута в необычайно короткий срок в марте 1452 года турки приступили к ее сооружению, а уже в августе того же года строительство неприступной крепости, снабженной артиллерией и сильным гарнизоном, было окончено. Окончание строительства крепости послужило сигналом для разрыва договора с византийцами.

Несколько раньше на азиатском берегу Босфора турки возвели другую крепость (Анатоли-Хиссар). Таким образом, теперь они прочно обосновались на обоих берегах Босфора. Свободный выход из Константинополя в Черное море был перекрыт, подвоз хлеба в город из Причерноморских областей мог быть прекращен в любой момент по воле султана. Вскоре турки стали собирать со всех кораблей, проходивших через проливы, высокую пошлину и подвергать их тщательному осмотру.

Решительный шаг к установлению блокады Константинополя был сделан. Византийцам было ясно, что борьба вступила в заключительную фазу. Грозная опасность заставила императора Константина начать срочную подготовку к обороне столицы. Бегство знатных константинопольцев на Запад приняло самые широкие масштабы[1].

Зима 1452-1453гг прошла в подготовку к войне с обеих сторон. По рассказам современников план покорения Константинополя не давал султану покоя. Даже по ночам он призывал к себе людей, знающих расположения укреплений Великого города, чертил с ними карты города, тщательно обдумывая план будущей осады.

Первым пунктом его плана было создание мощной артиллерии и собственного турецкого флота. Отметим, что до завоевания Константинополя пушки применяли исключительно в качестве средства устрашения врага (грохотом выстрела). Никто не думал об их разрушительной силе и о том, какую важную роль они смогут сыграть в сражении. Принимая во внимание их потенциал, султан Мехмед сосредоточил усилия на подготовку множества бомбард невиданных в то время размеров. Он самостоятельно производил для них баллистические расчеты.

По приказу султана близ Адрианополя была создана огромная мастерская, где срочно отливали пушки. Одна из пушек была таких невиданных размеров, что для ее перевозки к стенам Константинополя потребовалось 60 волов и многочисленная прислуга.

В начале 1453г Мехмед II издал приказ о наборе войск, и разослал его по всей империи. К середине того же месяца было набрано 264 000 войско.

Перед завоеванием Константинополя Фатих захватил последние земли, оставшиеся у Константина XI: Месемврию, Анхиал, Визу, Махри. В начале апреля 1453г передовые полки султана, опустошив пригороды Константинополя, подошли к стенам столицы империи ромеев. В Мраморное море вошла турецкая эскадра из 30 военных и 330 грузовых галер, а через две недели прибыли турецкие корабли из Черноморья (приблизительно 5 военных и около 20 вспомогательных судов). Турецкая осада охватила Константинополь и с суши и с моря.

Неравенство сил воюющих было разительно. Огромной турецкой армии и внушительному флоту византийское правительство могло противопоставить лишь 4973 жителя, способных держать оружие, около 2 тысяч латинских наемников с Запада и 25 кораблей (Генуя послала на двух галерах 700 солдат во главе с кондотьером Джованни Джустиниани, а Венеция — два военных корабля).

7 апреля 1453 Мехмед II начал осаду. Первоначально успех сопутствовал осажденным. Византийцы перекрыли цепью вход в бухту Золотой Рог, и турецкий флот не мог приблизиться к стенам города.

Турки имели огромное техническое превосходство над византийцами на суше. По словам византийского историка XV века Критовула, «пушки решили все». Однако, несмотря на огромное превосходство, турецкие войска длительное время терпели неудачи. Непрерывный обстрел города, при несовершенстве техники стрельбы и неопытности турецких артиллеристов, первоначально не принес желаемых результатов. Несмотря на частичное разрушение отдельных укреплений, осажденные успешно отбивали атаки турок. Болезненней всего султан переживал неудачи на море.

Генеральный штурм города был назначен султаном на 29 мая. Мехмед II, чтобы воодушевить своих воинов, обещал им в случае победы отдать на три дня великий город на разграбление. Муллы и дервиши сулили тем, кто падет в бою, все радости мусульманского рая и вечную славу. Они разжигали религиозный фанатизм и призывали к истреблению «неверных». На рассвете 29 мая 1453 года лавина турецких войск двинулась на город. Первая волна турок была отражена, но за отрядами новобранцев, посланных султаном на приступ первыми, под звуки труб и тимпанов двинулась основная армия турок. Так или иначе, турки ворвались в осажденный город. Вид турецкого знамени, развевавшегося на башне ворот Св. Романа, вызвал панику среди итальянских наемников Константина XI. Однако и тогда защитники города не прекратили сопротивление[13].

Главные ворота столицы Византии турки смогли взять. Бои шли на улицах города, в сражении пал император Константин XI. Ворвавшись в город, турки перебили остатки защитников, а затем начали истреблять всех, кто встречался у них на пути – не щадя ни стариков, ни женщин ни детей. Очевидец событий, Сфрандзи пишет: «В некоторых местах, вследствие множества трупов совершенно не видно было земли».

Мехмед II, желая собственными глазами убедиться в смерти Константина XI, приказал своим солдатам разыскать его труп. Его долго искали среди груды мертвых тел и обнаружили по пурпурным сапожкам с золотыми орлами, которые носили только византийские императоры. Султан повелел отрубить голову Константина ХI и выставить ее на высокой колонне в центре завоеванного города. Пленные константинопольцы с ужасом смотрели на это зрелище.

Три дня и три ночи турки грабили великий город. Повсюду, на улицах и в домах, царили разбой и насилие. Особенно много жителей Константинополя было захвачено в плен в храме Святой Софии, куда они сбежались, надеясь на чудесное спасение в стенах почитаемой святыни. Но чуда не произошло, и турки, перерезав кучку защитников храма, ворвались в Святую Софию. Большинство жителей древнего города было перебито или захвачено в плен. По словам очевидцев, турки гнали из Константинополя десятки тысяч пленников и продавали их на рынках рабов.

29 мая 1453г пал от турецких ударов величественный и богатейший город, центр греческой эллинской культуры и искусства – Константинополь. С падением столицы, Византийская империя фактически прекратила свое существование. Греки стали политически бесправными, а их религия - гонимой. Произвол завоевателей был чудовищным даже для видавшей виды империи ромеев. Византийцы были ограблены, их жилища разрушены, мужчины, женщины, дети оказались в плену у османов[2].

1 июня Мехмед II вступил в город под восторженные крики своих воинов. В знак победы над «неверными» въехал на белом коне в храм Святой Софии. Дивясь красоте архитектуры здания повелел сбить с нее крест и обратить в самую большую в мире мечеть[13].

Потери Мехмета II были значительны и победа досталась только благодаря численному перевесу турецкой армии. Султан вместе с огромным войском вошёл в Константинополь и первым делом издал декрет о предоставлении свободы всем, кто остался в живых.

В целях целостности и сохранности культурных ценностей Константинополя он принял ряд серьёзных мер и решил создать здесь надёжную, укрепленную монополию. С этой целью он стал налаживать связи с духовными лицами, настоятелями и руководителями христианских церквей и миссий. Одновременно с этим он приказал Заганос Паше взять Галату. Таким образом берега Золотого Рога (Халича), были воссоединены под одним правлением. Здесь он спланировал создание нового торгового района. Взятие Константинополя изменило отношение к Мехмеду II. Принимая это во внимание, венецианцы и генуэзцы заключили с Османской Империей договора, предусматривающие взаимную торговлю и доверие.

После падения Константинополя многие греки эмигрировали в соседние страны: в Дубровник, на Крит, в Италию, Россию. Многие из них сыграли большую роль в развитии культуры - они распространяли эллинскую образованность и византийские художественные традиции[13].

С завоеванием Константинополя турки установили свое господство над многочисленным независимыми турецкими княжествами (бейлик), расположенными в Анатолии. Таким образом, завоевание византийской империи способствовало объединению проживающих в Анатолии турецких общин. Период господства Оттоманской империи, как в Анатолии, так и в исламском мире начинается с завоевания Стамбула. Таким образом, Оттоманское княжество превратилось в мировую империю.

БАЛКАНСКИЕ ВОЙНЫ

После взятия Константинополя в 1453 году османский султан Мехмед II собрал силы для подчинения Венгерского Королевства. В 1454 году турецкие войска захватили Приштину, Призрен и Ново-Брдо. В 1456 году власть турецкого султана признало Молдавское княжество. В 30-50-х гг. XVI в. Молдавское княжество переживало полосу острых феодальных усобиц, приведших ее к подчинению Турции. Наконец, в 1456 году Мехмед II начал венгерскую кампанию. Непосредственной целью удара была выбрана пограничная крепость - Белград.

Подготовка к осаде была начата венгерской стороной в конце 1455 года после примирения Хуньяди с политическими противниками. Хуньяди за свой счет снабдил белградскую крепость припасами, вооружил ее и оставил в ней сильный гарнизон, а сам занялся сбором подкрепления и созданием флота. Всего венграм удалось собрать 25–30 тысяч человек.

Армия Мехмеда II (её численность по ранним оценкам составляла 160 000, согласно новым исследованиям — 60–70 тысяч человек) подошла к Белграду. 4 июля 1456 года началась осада. 29 июня 1456 года турки начали обстреливать крепость с возвышения.

Мехмед разделил войско на три части. Находившийся на правом фланге румелийский корпус имел большую часть из 300 пушек (остальные находились на кораблях). На левом были развернута тяжелая пехота из Анатолии. В центре находилась личная гвардия султана, янычары под командованием Заганос-паши и ставка командования. Флот (более 200 кораблей) находился к северо-западу от города: он должен был патрулировать топи и не допустить подхода к крепости подкреплений, а также контролировать на юго-западе реку Саву, чтобы предотвратить обход пехоты с фланга. С востока Дунай прикрывали сипахи, задачей которых было не допустить обхода турок с правого фланга.

14 июля 1456 года Хуньяди подошел к полностью окруженному городу со своей дунайской флотилией. В тот же день ему удалось прорвать морскую блокаду, потопив три больших османских галеры и захватив четыре больших и двадцать малых судов. Уничтожив флот султана, Хуньяди получил возможность переправить войска и поставлять в город необходимое продовольствие. Была усилена защита крепости.

Однако осада не была снята. В результате длившегося неделю интенсивного артиллерийского обстрела стена крепости была пробита в нескольких местах. 21 июля Мехмед II приказал начать общий штурм крепости, который начался с заходом солнца и продолжался всю ночь. Наступающая турецкая армия захватила город и начала штурм крепости. В критический момент штурма Хуньяди приказал защитникам сбрасывать подожженное просмоленное дерево и другие легковоспламеняющиеся материалы. В результате янычары, сражавшиеся в городе, оказались отрезаны стеной огня от своих товарищей, пытающихся пробиться в верхний город через проломы в стене и были уничтожены.

На следующий день битва приняла неожиданный оборот. Несмотря на приказ не пытаться грабить турецкие позиции, часть войска вышла из-за разрушенного вала и заняла позиции вдоль турецкой линии. Видя, что остановить людей не удается, Капистран во главе 2000 крестьян начал наступление в тыл турецкой армии, расположенный вдоль Савы. Одновременно Хуньяди начал атаку из крепости, целью которой был захват находившихся в турецком лагере артиллерийских позиций.

Захваченные врасплох и, по мнению некоторых летописцев, парализованные необъяснимым страхом турки начали бежать. Личная охрана султана, состоявшая из примерно 5000 янычар, отчаянно пыталась прекратить панику и отбить лагерь, однако армия Хуньяди уже вступила в бой, и усилия турков оказались безуспешными.

После битвы венгерские части получили приказ провести ночь за стенами в боеготовности, но турецкой контратаки не последовало. Под покровом темноты турки поспешно отступили, увозя 140 повозок с ранеными. Султан пришел в сознание в городе Сарона. Узнав, что его армия бежала, большинство командиров убиты, а все имущество потеряно, 24-летний правитель хотел отравиться. Неожиданная атака венгров привела к беспорядку и тяжелым потерям, поэтому той ночью побежденный Мехмед отступил с оставшимися войсками в Константинополь.

Эта победа задержала продвижение турок в Венгрию до 1521. Полководец Янош Хуньяди смог взять реванш над турками за свое поражение 1448г под Семедрией от Мурада II[13,7].

ПОХОД НА СЕРБИЮ

В 1459 году пала дунайская крепость Семедрия(ныне Смедерово) — столица сербского государства. Территория Сербии была окончательно завоёвана Османской империей. И в 1459 году Сербия подобно Болгарии обратилась в одну из провинций Османской империи.

После падения Константинополя от бывшей обширной Византийской империи сохранились два небольших греческих княжества в Морее и греческая Трапезунтская империя в Малой Азии. В 1458—1463 гг. Турция захватила на Балканах все остатки бывших византийских владений, включая и те, которые находились в руках венецианцев. Морей была покорена турками в 1460 г, в 1461г. турки завоевали территорию Трапезунтской империи, а после 12 лет борьбы покорили и подчинили себе крупный Караманский бейлик (центр — г. Конья).

Турецкое владычество на Балканах привело к появлению в Европе мусульманских народов (албанцы, болгары-помаки, боснийцы обратились в ислам) и к влиянию турок на европейские дела, нередко определяющему.

В 1477г. Крым стал приатком Османской империи. Походы продолжались до 1479 года, вследствие чего были взяты Черкизистан и Тамань[3].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]