Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник аппс.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
3.81 Mб
Скачать

Глава 5. Вещные и обязательственные правоотношения

§ 1. Соотношение вещных и обязательственных правоотношений

Деление не только гражданских правоотношений (прав) в целом, но и их разновидности - имущественных правоотношений (прав) является многоступенчатым.

Прежде всего речь идет о том, что в результате деления имущественных правоотношений (прав) выделяются вещные и противостоящие им обязательственные правоотношения (права).

Как подчеркивал А.Г. Гусаков, "различие между вещным и обязательственным правом, с одной стороны, и между вещными и личными исками - с другой, представляется нам столь естественным и необходимым, что мы готовы считать его присущим каждой, даже едва начинающей складываться системе права. Если правильно, что это различие вытекает из самого существа юридических отношений, само собой разумеется, что без него не может обойтись никакое право, как никакой язык не может обойтись без различия субъекта и предиката" <1>.

--------------------------------

<1> Гусаков А. Деликты и договоры (как источники обязательств в системе цивильного права Древнего Рима). М., 1896. С. 21.

В свою очередь, С.И. Аскназий счел необходимым обратить особое внимание на то, что "деление правовых явлений на право вещного и обязательственного типа и в советском гражданском праве образует одно из наиболее крупных и существенных разграничений всего существующего гражданского материала" <1>.

--------------------------------

<1> Аскназий С.И. Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М.: Статут, 2008. С. 621.

Применительно к действующему законодательству сохраняет значение весьма точное указание В.К. Райхера: "Центральной проблемой современной гражданско-правовой систематики является проблема деления гражданских прав на вещные и обязательственные. ...В вопросе о делении гражданских прав, - на первый взгляд имеющем лишь внешнее, чисто классификационное значение, - сплетаются, как в узловой точке, нити многочисленных, более частных проблем. Мало того: в данном вопросе отражаются глубочайшие основы теории и методологии права, в частности права гражданского" <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.К. Райхера "Абсолютные и относительные права (к проблеме деления хозяйственных прав). В особенности применительно к советскому праву" включена в информационный банк согласно публикации - "Вестник гражданского права", 2007, N 2.

<1> Райхер В.К. Абсолютные и относительные права (к проблеме деления хозяйственных прав) // Известия экономического факультета Ленинград. политехн. ин-та. Вып. I (XXV). Л., 1928. С. 273.

Деление, о котором идет речь, осуществляется в рамках общего представления о правоотношении вообще и гражданском в частности в виде юридической связи между теми, кто признаются субъектами права. Это в равной мере относится и к обязательственным, и к вещным правоотношениям. Последних отличает то, что они имеют своим предметом не действия лица, а вещь <1>.

--------------------------------

<1> Это как раз и имел в виду И.А. Покровский при сопоставлении вещных прав с обязательственными: "Если вещные права представляют собой формы юридических отношений лиц к вещам, то обязательство является формой юридических, частноправовых, отношений лиц к лицам. Конечно, и вещное право создает известные отношения ко всем членам гражданского общества (всякий обязан воздерживаться от нарушения моей власти над вещью), но эти отношения являются лишь отражением права на вещь, его дополнением и посредственным результатом. Равным образом и обязательство может иметь своею целью предоставление кредитору какой-либо вещи, но непосредственно отношения между кредитором и этой вещью оно не создает: такое отношение может явиться только как результат исполнения обязательства. Общим же назначением этого последнего является установление известного отношения между двумя лицами, в силу которого одно из них (должник) делается обязанным к известному специальному поведению (действию или бездействию) по адресу другого (кредитора). Обязательство, таким образом, создает в известном отношении некоторую связанность воли должника, некоторое - прежде всего психическое - принуждение для него, и с этой точки зрения всякое обязательство может быть характеризовано как частная норма поведения для должника в интересе кредитора, как некоторое специальное "долженствование" (долг)" (Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 236).

Отмечая присущие вещным и обязательственным правам признаки, Е.А. Суханов выделяет то, что "вещные права устанавливают непосредственное господство лица над вещью, а не над поведением другого обязанного лица (что характерно для обязательственных прав). Они юридически оформляют непосредственное отношение лица к вещи, дающее ему возможность использовать данную вещь в своих интересах без участия в них лиц (независимо от совершения ими каких-либо действий). В обязательственных отношениях управомоченное лицо может удовлетворять свой интерес лишь с помощью определенных действий обязанного лица (по передаче имущества, производству работ, оказанию услуг и т.д.)" <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Е.А. Суханова "К понятию вещного права" включена в информационный банк согласно публикации - "Правовые вопросы недвижимости", 2005, N 1.

<1> Суханов Е.А. К понятию вещного права // Нотариус. 2005. N 2. С. 35.

Избрав основным критерием для такого же деления интерес, Н.Д. Егоров обращает внимание на то, что "в вещном правоотношении интерес управомоченного лица удовлетворяется за счет полезных свойств вещей путем его непосредственного взаимодействия с вещью. В обязательном же правоотношении интерес уполномоченного лица может быть удовлетворен только за счет определенных действий обязанного лица по предоставлению управомоченному лицу соответствующих материальных благ. Практическое значение такой классификации состоит в различной правовой регламентации поведения лиц в вещных и обязательственных правоотношениях" <1>.

--------------------------------

<1> Гражданское право: Учебник. Т. I. 6-е изд. / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2002. С. 102 - 103.

В целом деление на вещные и обязательственные права начиналось в римском праве. Именно понтификам - древнейшим юристам Рима принадлежала идея разделения исков на вещные (actio in rem) и личные (actio in personam) <1>. "Этому разделению, - отмечал С.Н. Муромцев, - соответствовало в квиритском праве разделение сделок и прав на mancipium и nexum. Mancipium - вещные сделки и вещные права (собственность, сервитуты и др.), они защищаются вещными исками. Nexum - личные (обязательственные) сделки и личные права, они защищаются личными исками. В позднейшей юриспруденции указанное разделение играет первенствующую роль" <2>. Однако при таком делении возникали определенные сложности, связанные с тем, что ключевое понятие "res" имело неодинаковое значение. В конечном счете оно оказывалось особенно близким понятию "объект права". И в этом своем качестве понятие "res" выступало как антипод другого - persona (личность). Соответственно возникала необходимость произвести дальнейшее деление на res corporalis - телесную вещь и res nec corporalis - вещь бестелесную. Смысл последних Ю. Барон усматривал в том, что "сюда относятся все права - вещные (однако источники никогда не причисляют сюда право собственности, а вместо этого права говорят о его телесном объекте), обязательственные, семейственные; сюда же принадлежит и наследственное право..." <3>.

--------------------------------

<1> Подчеркивая разнообразие смысла, вкладываемого и ранее и теперь в термин "личные права", С.Н. Братусь обращал внимание на то, что "его применяют в качестве синонима термина "обязательственные права" для противопоставления последних вещным правам" (Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. С. 72).

Д.Д. Гримм, признав, что "основным делением исков считается у римских юристов деление их на иски вещные и иски личные - actiones in rem, actiones in personam", выделял то, что "actiones in personam - суть иски, возникающие из обязательственных требований... Иски называются личными - in personam потому, что обязательственное требование, на основании которого возникает иск, указывает личность должника, против которого иск предъявляется. Впрочем, и те обязательственные требования, которые не указывают сразу точно личность должника, порождают личные иски... Actiones in rem в тесном смысле называются у римских юристов иски о собственности (rei vindicatio) и сервитутные иски (actio negatoria и confessoria). В обширном смысле actio in rem называется всякий иск, не возникающий из обязательственного отношения" (Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. М.: Зерцало, 2003. С. 189).

<2> Муромцев С.Н. Гражданское право Древнего Рима. М.: Статут, 1998. С. 187.

<3> Барон Ю. Система римского гражданского права. Выпуск первый. Кн. 1. Общая часть. СПб., 1909. С. 86.

Деление правоотношений (прав) на вещные и обязательственные проводится последовательно прежде всего в законодательстве континентальных стран Европы. И хотя в действующих кодексах, построенных по институционной системе (примером может служить Французский гражданский кодекс), деление, о котором идет речь, проявляется не столь явственно, в кодексах, использовавших пандектную систему (от Германского гражданского уложения <1> и до кодексов РСФСР/РФ), оно имело основополагающее значение. Речь идет, в частности, о том, что одним из центральных разделов всех трех принятых после Октябрьской революции гражданских кодексов был "Обязательственное право". При этом ГК РСФСР 1922 г. содержал такой же самостоятельный раздел "Вещное право", который распадался на "Право собственности", "Право застройки" и "Залог имущества". В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. вещное право сводилось к разделу "Право собственности". Свое, самостоятельное место занимал и раздел "Обязательственное право".

--------------------------------

<1> Имеется в виду выделение в Германском гражданском уложении наряду с книгой первой ("Общая часть") книги второй ("Обязательственное право"), а также книги третьей ("Вещное право").

В первой части действующего ГК РФ выделены среди других разд. II ("Право собственности и другие вещные права") и III ("Общая часть обязательственного права"), а во второй его части - разд. IV ("Отдельные виды обязательств"). В разд. V ("Наследственное право") части третьей ГК РФ содержатся некоторые статьи об обязательствах (ст. ст. 1137 - 1140 ГК РФ - о завещательном отказе и завещательном возложении <1>), а в части четвертой, представленной разд. VII ("Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации"), помещено некоторое число статей, регулирующих определенные вещные и обязательственные правоотношения, связанные с интеллектуальной собственностью. Одна из таких статей - ст. 1227 ("Интеллектуальные права и право собственности"). В силу этой статьи интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Ею же установлено, что переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации, которые выражены в этой вещи. Исключение предусмотрено в ст. 1291 ГК, посвященной отчуждению оригинала произведения и его последствиям для исключительного права на произведение. В этой же, четвертой, части Кодекса урегулированы отдельные виды договоров, имеющих своим предметом результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставлена правовая охрана (ст. 1225 ГК).

--------------------------------

<1> См.: Хаскельберг Б.Л. Правоотношения из завещательного отказа и его элементы // Цивилистические исследования. Выпуск первый. М., 2004. С. 235.

Классификация любых понятий предполагает деление их на отдельные группы, отличающиеся индивидуализирующими каждую из них определенными признаками. При этом предполагается, что такого рода признаки свойственны объектам данной группы и одновременно отсутствуют у объектов других групп.