Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОКС консплекций.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
439.81 Кб
Скачать
  1. Государственные и территориальные;

  2. Родовые (дворянские);

  3. Личные.

«Гербовое искусство» (нем. Wappenkunst), т.е. умение этими правилами пользоваться, учитывать и применять на практике при создании и воспроизведении герба. Без гербового искусства грамотно составленный герб просто не сможет появиться на свет.

Пример: 16 августа (по старому стилю) 1781 года Екатериной II был Высочайше утвержден герб Петрозаводска. Геральдическое описание, являющееся единственным эталоном любого герба, предусматривало, что городской герб (в ту эпоху он помещался в нижней части щита) воспроизводит «…на разделенном полосами золотом и зеленою краскою поле три железные молота, покрытые рудоискательною лозою…» (до 1857 г. городской герб помещался в нижней половине щита – под губернским).

При гравировании рисунка петрозаводского герба для свода российских территориальных и городских гербов, которое вышло отдельным томом-приложением к Полному собранию законов Российской империи в 1843 г., рудоискательная лоза из герба Петрозаводска исчезла (рис. справа). Слабое умение достоверно воспроизвести герб по его описанию привело к искажению герба, который в действительности выглядел иначе (рис. справа).

2.2. Русская родовая геральдика

Гербовое право является одним из важнейших компонентов геральдики, отражая эмблематическую, “хозяйскую” природу герба.

2.2.1. Особенности русской родовой геральдики

Правом на родовой герб в дореволюционной России обладали только дворяне, чем Россия отличалась от большинства европейских стран, где существовали и пользовались официальным признанием бюргерские, крестьянские и т.п. гербы. Проект, предусматривавший пожалование гербов почетным гражданам, обсуждался в России в середине XIX в., но не был реализован. Гербовые пожалования личным дворянам теоретически были вполне возможны, но прецеденты их не известны, вероятно, потому, что идея герба в массовом сознании связывалась с идеей рода. При совершении гербового пожалования монарх был связан лишь наиболее фундаментальными правилами теоретической геральдики.

Дворянские гербы в России были общеродовые, как и дворянские фамилии. Герб дворянина переходил ко всем его законным или узаконенным потомкам обоего пола по мужской линии. Муж “сообщал” право на свой герб (как и на свою фамилию) жене, которая, если имела и родительский, “девичий”, герб, могла соединить их в особом, составном супружеском гербе.

Внебрачное потомство, не наследовавшее никаких родовых привилегий2, не наследовало и гербовых прав – в отличие от многих западных стран, где существуют общие правила изменения родового герба при передаче его бастарду. Если впоследствии внебрачный ребенок жаловался гербом, сходство с гербом предков было возможным, но не обязательным.

Передача герба по женской линии (допускавшаяся в виде исключения, обычно – в дополнение к передаче фамилии3) оформлялась через новое пожалование. Обычно оно происходило ввиду пресечения рода (свершившегося или ожидаемого). Четких правил компоновки двух соединяемых гербов в одном не было, чаще всего им отводились половины рассеченного щита, по две части четверочастного щита или щит с сердцевым щитком.

Особенностью жалованных гербов является их неизменность. Вносить изменения в пожалованный герб вправе лишь верховная власть путем повторного пожалования, произвольные изменения недопустимы. Этот принцип ввел Павел I для гербов, внесенных в Общий Гербовник, указав, чтобы “впредь без особого Высочайшего соизволения гербы не изменялись, чтобы ничто ни под каким видом из них не исключалось и вновь в оные не было ничего прибавляемо”. Этот запрет не следует понимать буквально.

Например, грамотное изображение герба в сокращенном виде (щит под короной без шлема и т.п.) вполне допускалось. В случае с составным, многопольным гербом можно было воспроизвести лишь главную часть. А если в пожалованной версии герба отсутствовали структурные элементы (например, девиз, щитодержатели), на которые род имел право, это могло рассматриваться как лакуна в пожаловании, которая заполняется по усмотрению обладателя герба. В жалованный герб могли также вноситься геральдические атрибуты различных милостей, оказанных главою государства: знаки орденов, некоторых высших должностей и званий. Дворянин, пожалованный титулом, мог, не дожидаясь перепожалования своего герба, добавить к нему соответствующую корону, видя достаточное проявление “особого Высочайшего соизволения” на это в самом даровании титула. Соединение гербов супругов в специальном брачном гербе (чаще всего – в виде двух расположенных рядом щитов под общей короной от герба мужа, иногда – в виде рассеченного щита; в обоих случаях герб мужа располагался справа, иногда изображения в щите /поле/ мужа обращались навстречу щиту /полю/ жены в соответствии с принципом геральдического вежества) также не требовало специального разрешения.

Всего российскими самодержцами было утверждено более пяти тысяч гербов, в т.ч. 4880 дворянских.