
- •2. Промышленные загрязнения в балтийском регионе
- •2.2. Основные источники
- •2.3. Сгорание топлива и сжигание мусора создают и разрушают загрязняющие вещества
- •2.4. Транспортные средства также создают загрязнения
- •2.5. Распространение химических загрязняющих веществ
- •3. Устойчивые органические загрязнители
- •3.1. Галогенированная органика — от „немого источника" к Балтике наших дней
- •3.2. Хлорированные соединения, образующиеся на целлюлозно-бумажных комбинатах
- •3.3. Пестициды: ддт, токсафен, линдан
- •3.4. Технические продукты: пхб
- •3.5. Диоксины —
- •3.6. Нефтяное загрязнение — результат не только разливов
- •4. Тяжелые металлы
- •4.1Естественные и промышленные источники
- •4.2. Ртуть — металл, широко распространенный в воде и в воздухе
- •4.3. Кадмий — уровень загрязнения нарастает
- •5. Перспективы: что можно сделать?
- •5.2. Для изменений необходимы стимулы и экономическое давление
- •5.3. Уже заметны положительные сдвиги, но еще многое предстоит сделать
- •5.4. Решение состоит в чистой, безотходной технологии, а не в очистке выбросов на конце выпускной трубы
- •5.5. Бытовые отходы — проблема усугубляется
2.5. Распространение химических загрязняющих веществ
Эмиссии токсичных загрязнений в Балтийском море представляют даже не локальную, а скорее глобальную проблему. Обычно загрязняющие вещества распределяются по различным средам
(вода, донные осадки, биота и воздух). Их относительная концентрация в каждой из сред во многом определяется физико-химическими характеристиками загрязняющих веществ и преобладающими условиями окружающей среды.
Установлено, что хлорорганичес-кие соединения, возникающие в процессе целлюлозно-бумажного производства, рассеиваются в водной фазе на больших пространствах Балтийского моря. Однако устойчивые к разложению хлорированные соединения можно обнаружить также на значительном удалении от любых видимых источников эмиссий. Единственное объяснение этому факту состоит в наличии дальнего переноса в атмосфере. В северозападной Европе преобладают воздушные потоки из приэкваториальных районов, направленные на север. По мере охлаждения воздуха в северных районах органические загрязнения конденсируются и либо осаждаются непосредственно на поверхность суши или моря, либо вымываются дождем. Понятно, что эта проблема касается не только Балтийского моря. В наши дни возрастает опасение, что все большее количество токсичных загрязняющих веществ будет поступать в холодные полярные зоны, где такие вещества становятся менее мобильными и более устойчивыми. В результате этого концентрация некоторых хлорированных загрязнителей (например, ПХБ) в грудном молоке инуитских женщин на севере Канады оказывается значительно выше, чем у женщин из других районов мира. В отдельных районах Арктики концентрация полихлорированных соединений в тканях рыб, тюленей и белых медведей настолько высока, что ежедневная потребляемая жителями доза оказывается выше той, которая допускается ВОЗ.
3. Устойчивые органические загрязнители
3.1. Галогенированная органика — от „немого источника" к Балтике наших дней
Галогенированные органические соединения составляют опасную группу загрязнителей Балтийского моря. Большинство этих соединений галогенированы хлором и называются хлорированными органическими соединениями. Такие соединения обычно устойчивы, липофильны и токсичны. В общем чем больше атомов галогена содержит органическая молекула, тем устойчивее она к разрушению. Кроме того, устойчивость молекул зависит от расположения атомов галогена в молекуле и от строения основной части молекулы. Углеводороды и эфиры, содержащие более четырех атомов хлора, особенно опасны для окружающей среды. В последнее время большое внимание привлекли к себе полихло-рированные пестициды (ДДТ, токсафен, линдан), хлорированные технические продукты (ПХБ) и хлорированные побочные продукты в отбеливающих растворах целлюлозно-бумажных комбинатов (хлорированные фенолы, гваяколы, диоксины и фураны). В то же время следует подчеркнуть, что большое количество галоге-нированных веществ создается также естественным образом (например, выделяется наземными растениями и микроорганизмами, морскими организмами и при извержении вулканов). К биоаккумуляции способна, однако, лишь часть естественно образующихся органогалогенов.
В последнее время предложен ряд валовых параметров, характеризующих общее количество галогенирован-ного органического вещества в природных объектах. Наиболее часто определяются АОХ (сорбируемые органически связанные галогены) и ЕОС1 (экстрагируемый органически связанный хлор). АОХ характеризует долю галоге-нированной (т. е. фторированной, хлорированной, бромированной или иодированной) органики, которая может быть сорбирована активированным углем и определяется довольно недорогим и щнь стым методом. Параметр ЕОХ обычно используется для того, чтобы охарактеризовать количество хлорированной органики, присутствующей в организмах (например, в жировых тканях рыб) и в донных осадках. Этот показатель отражает долю хлорированного вещества, которая экстрагируется органическим растворителем, например гексаном. Иногда вместо АОХ используют показатель ТОС1 (общее количество органически связанного хлора), но поскольку определение ТОС1 занимает много времени, этот метод выходит из употребления.
Однако ни один из названных показателей не пригоден для того, чтобы описать экологическое воздействие галогенированных веществ, поскольку эти валовые параметры характеризуют и вредные, и безвредные соединения. Для того чтобы оценить экологические последствия, необходимо, кроме того, идентифицировать отдельные соединения.
ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Химические вещества, содержащие атомы углерода
ГАЛОГЕНИРОВАННЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Органические вещества, содержащие атомы фтора, брома, хлора или йода
УГЛЕВОДОРОДЫ
Химические вещества, содержащие только атомы углерода и водорода
ЭФИРЫ
Химические вещества, в структурную формулу которых входят сочетания углерод-кислород-углерод
На рис. 8 представлен баланс АОХ в Балтийском море. Общее содержание АОХ оценивается в 150 ООО— 325 ООО тонн, что соответствует средней концентрации 7—15 мг/л. Суммарная внешняя нагрузка (сток рек, выбросы предприятий, атмосферные выпадения, поступления с очистных сооружений, свалок) находится в пределах 38 600—48 300 тонн в год. Долю целлюлозно-бумажных предприятий Швеции и Финлян-дии в суммарной нагрузке состав-ляет 30—40 %.
В числе устойчивых органических соединений, присутствующих в водах, осадках и биоте Бал-тийского моря, недавно обнару-жен целый ряд новых загрязните-лей. Данные все еще малочислен-ны и неравномерно распределены по пространству. Прежде чем эти загрязнители удастся включить в программы регулярного монито-ринга и понять их значение как токсикантов, необходимо вложить значительные средства в разработку аналитических мето-дов. К числу таких биоаккумули-рующихся устойчивых „новых" загрязнителей относятся следую-щие:
• полибромированные бифени-лы (замедлители горения);
• полибромированные дифени-ловые эфиры (замедлители горения);
• полихлорированные трифени-лы (заменители ПХБ);
• полихлорированные нафтали-ны (замедлители горения, изо-лирующий материал в конден-саторах, биоциды, например, для консервирования древеси-ны);
• хлорированные парафины (за-медлители горения, пласти-фикаторы, присадки к раство-рам, используемым при реза-нии и сверлении металла);
• фтолаты (пластификаторы, например, в ПХВ-пленках, в смазочных материалах и в красках);
• нонилфенол (продукт распада нонилфенольных этоксила-тов, используемых как обильно пенящееся поверхностно-активное вещество).