Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Характеристика биогеогр регионов.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
345.6 Кб
Скачать

Неарктическое царство (Неарктика)

Географически Неарктическое царство охватывает большую часть материковой части Северной Америки, – лежащую к северу от тропика, острова Алеутские и Ванкувер (в Тихом океане), Ньюфаундленд, Гренландия и Бермудские (в Атлантике). Южная граница Неарктического царства является одновременно северной границей Неотропического царства.

В связи с тем, что Северная Америка и Северная Евразия неоднократно и длительное время имели континентальные контакты (через Атлантический и Берингийиский мосты суши), в составе биоты Неарктики и Палеарктики (особенно их северных территорий) большую долю составляет общий элемент на уровне семейств, родов и даже видов. В связи с этим оба царства нередко рассматривают как единое – Голарктика, придавая в этом случае Неарктике и Палеарктике статус подцарств.

Рельеф Северной Америки сложный. Западную часть материка занимает меридиональная горная система Кордильеры, тянущиеся от Аляски до Панамского перешейка. Начиная с широты 52° Кордильеры складываются из двух почти параллельных хребтов – восточного, Скалистые горы) и западного (Сьерра-Невада). Между ними располагается плоскогорье Большого бассейна, изрезанное каньонами. На востоке материка, тоже почти меридионально, тянутся горы Аппалачи. К северо-западу от них находится котловина Великих озер (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри и Онтарио), а северо-восточнее от них располагается полуостров Лабрадор, занятый, преимущественно, невысоким плоскогорьем. Север Неарктики представляет собой огромный остров Гренландия, в основном занятый ледниками, и систему более мелких островов (Элсмир, Баффинова Земля и др.). Большие пространства на севере, востоке и юге материка заняты равнинами и поймами рек. Особо крупными размерами выделяется пойма самой крупной реки в Северной Америке – Миссисипи. Значительные пространства занимают горные хребты с присущей им поясной зональностью, во многом аналогичной широтной зональности.

В связи с огромной протяженностью материка с севера на юг в Северной Америке встречаются все типы климатов, кроме тропического. Климат тихоокеанского побережья мягче, чем атлантического.

В целом Неарктическая биота имеет древнее автохтонное ядро, сложившееся в основном в Сонорской и Миссисипской областях, и значительный элемент неотропического происхождения, который наиболее хорошо выражен в южных частях Неарктики. Для севера Неарктики (Канадской области), как было указано выше, характерна значительная общность с палеарктической биотой за счет миграционных потоков через Берингийскую сушу, а также существовавший прежде Севератлантический мост.

По характеру растительности в пределах царства выделяются зоны тундры, тайги, широколиственных лесов, прерий. Северная часть материка занята, преимущественно, темнохвойными лесами, средняя – смешанными и широколиственными, южнее – обширными открытыми пространствами – прериями, занятыми степной растительностью. На западных склонах Сьера-Невады и в Калифорнии вдоль тихоокеанского побережья простираются субтропические хвойно-широколиственные леса. Субтропические пустыни с неисчислимыми кактусами занимают Мексиканское нагорье и прилежащие районы к северу от него. Растительный покров Северной Америки сильно нарушен деятельностью человека, в особенности в зоне широколиственных лесов на востоке и в прериях. Нетронутая природа в большинстве случаев сохранилась в национальных парках США и Канады.

Северную часть материка, на юг примерно до южной границы темнохвойных лесов, занимает наиболее обширная Канадская биогеографическая область Неарктики. Южнее на востоке материка расположена Миссисипская область, а на западе – Кордильерская и Сонорская области; последняя граничит с Неотропическим царством.

Флора царства содержит 8 эндемичных семейств. Из них одно свойственно Кордильерской области – Gyrothiraceae из печеночников. Два эндемичных семейства представлены во флоре Миссисипской области – Hydrastidaceae (близки к лютиковым, 1 вид) и Leitneriaceae (1 вид – пробковое дерево Leitneria floridana). В Сонорской области распространены представители пяти эндемичных семейств – Crossosomataceae (1 род, 4 вида), Fouquieriaceae (1 род, 5-7 видов, наиболее известен ксерофильный колючий кустарник «окотильо» – Fouquieria splendens), Simondsiaceae (близки к буковым, 1 вид), Koeberliniaceae и Pterostemonaceae.

В Канадской области эндемизм доходит лишь до родового ранга. В наиболее южной Сонорской области, помимо эндемизма в ранге семейств, эндемичные роды составляют около 10% всего состава родов, а эндемизм на видовом уровне достигает 40%. Флора трех южных областей царства имеет много общих родов и семейств с Неотропиками. Напротив, во флоре Канадской области довольно много общих родов с флорой Палеарктики.

Наиболее разнообразная фауна сосредоточена в южных районах Неарктики, где констатируется комплекс наиболее благоприятных условий обитания. К северу это разнообразие постепенно, хотя и неравномерно, уменьшается; на севере царства фауна очень обеднена, а сама фауна сходна с таковой северной Палеарктики. На юге фауна Неарктики образует сложный переход к неотропической фауне.

Фауна беспозвоночных Неарктики демонстрирует связи, с одной стороны, с фауной Палеарктики, с другой, – Неотропического царства. Эти связи с двумя соседними царствами преимущественно проявляются, соответственно, в северной и южной частях Неарктики.

Многочисленные двухстворчатые моллюски подсемейства Lampsilinae из семейства унионид (включающего наши виды перловиц и беззубок) распространены на западе Неарктики и немного заходят в Неотропики.

Среди термитов есть роды, общие с Палеарктикой, а насекомые отряда палочников, или привиденьевых (Phasmoptera) представлены имеют в основном неотропическое происхождение и достигают эндемизма в ранге рода (Timema). Ручейники образуют в Неарктике эндемичное семейство Heli-copsychidae – улитчатых ручейников (домики их личинок очень сходны по форме с раковинами брюхоногих моллюсков). В составе фауны жуков (рогачей, пластинчатоусых и др.) много общих родов с их фауной Неотропиков. С палеарктическими жесткокрылыми родственные связи проявляются слабее. Напротив, в фауне чешуекрылых Неарктики преобладают роды, широко распространенные в Восточной Палеарктике – Сибири и на Дальнем Востоке России.

Ихтиофауна Неарктики содержит ряд древних форм. К ним относятся, прежде всего, панцирные щуки (Lepidosteidae), длиной более 3 м (заходят в северную часть области Неотропиков), и ильные рыбы (Amiidae). Осетровые, населяющие воды северного полушария, представлены осетрами (атлантиче­ским, тупорылым, озерным, белым) и американскими лопатоно­сами (Scaphirhynchus) – филогенетически близкими к аральским лопато­носам Палеарктики. Семейство веслоносых (Polyodontidae) имеет одного представителя в бассейне Миссисипи (веслонос Polyodon), а другого (Psephurus) в Китае. Такие разрывы родовых ареалов характерны и для других животных. Семейства щуковых, лососевых и осетровых сближают ихтиофауну Неарктики с таковой Палеарктики, а семейства зубатых карпов, американских сомов и харациновых – с неотропической ихтиофауной.

Лососи и сиги распространены в основном на севере, как и в Палеарктике. Из настоящих костистых рыб отряда карпообраз­ных чукучаны Catostomidae преобладают в реках Северной Америки (12 родов). Встречаются они и на северо-востоке Сиби­ри, в Китае (по одному роду). Очень своеобразны слепоглазковые (Amblyopsidae) – эндемичное семей­ство Неарктики с 3 родами и 5 видами. Живут они в подземных водах кар­стовых пещер средней части Северной Америки и лишены зрения. Собственно семейство карповых, центральное семейство в составе отряда карпообразных, доминирующее в Евразии и Африке, в Неарктике отсутствует.

В составе класса амфибий хвостатых значительно больше, чем в других частях север­ного полушария. Это скрытожаберники, амбистомы, сиреновые, настоящие и безлегочные саламандры и, наконец, эндемичное семейство амфиум. Большинство групп хвостатых демонстрируют связи с Пале­Арктикой. Из бесхвостых земноводных в Неарктику из Неотро­пиков заходят узкоротые лягушки, квакши (многочисленны и в Ста­ром Свете). Кроме того, есть представители чесночниц, жаб, квакш и настоящих лягушек, среди которых лягушка-бык достигает больших размеров (до 20 см в длину). Среди бесхвостых совершенно необычна хвостатая лягушка аскафус (Ascaphus truei), относящаяся к семейству гладконогих, или лиопельмид.

Фауна рептилий отличается полным отсутствием настоящих ящериц и гадюковых змей. Место агам здесь занимают представители семейства игуановых – анолисы (Anolis) и фринозомы (Phrynosoma). Амфисбены, которых много в Южной Америке, в Северной Америке также имеют своего представителя – пятнистую двуходку, обитающую в гнездах муравьев и термитов. Эндемичное семейство ядозубов Helodermatidae включает 2 вида североамериканских ядовитых ящериц, единственных ящериц в мире, обладающих настоящими ядовитыми железами. Эндемичны для Неарктики безногие ящерицы семейства Anniellidae.

Среди змей подавляющее большинство относится к американским семействам и родам. Удавы распротранены только на юге – в Сонорской области. Это калифорнийский удав и резиновая змея. Размеры их небольшие. Аспидовых мало, причем кобры вообще отсутствуют. Наиболее характерны для Неарктики из змей – ямкоголовые: щитомордники (Ancistrodon) и знаменитые гремучие змеи Sistrurus и Crotalus (у представителей второго рода на конце хвоста находится, так называемая «трещотка». Гремучие змеи очень ядовиты и опасны для домашних животных и человека.

Довольно разнообразна фауна черепах. К ним относятся представители семейств каймановых Chelydridae, пресноводных, сухопутных и трехкоготных черепах. Из сухопутных наибольшее значение имеют так называемые гоферовые черепахи (Gopherus) в Сонорской области. Черепаха-гофер, населяющая сухие песчаные местности, роет длинные (до 12 м). В бассейне Миссисипи живет аллигатор – близкий родствен­ник китайского аллигатора.

Орнитофауна Неарктики характеризуется значительными различиями в составе таксонов в завиисмости от широты. В северных регионах Неарктики представлены семейства птиц, общие с Палеарктикой, – чистиковые, тетеревиные, свиристелевые, синицевые, корольковые. Разнообразны овсянковые, представленные рядом эндемичных родов, но в Канадской области обитают виды, общие с Палеарктикой (пуночка, лапландский подорожник). Общность на уровне видов характерна и для других голарктических семейств птиц, особенно связанных с водной средой. Таковы гагары и поганки, утки (в том числе кряква, широконоска, шилохвость и др.), гаги. Среди гусей встречаются эндемики: американский лебедь, канадская казарка, каролинская утка, заменяющая здесь палеарктическую мандаринку и относящаяся к тому же роду Aix.

Среди дневных хищников, роды и виды, как общие с Палеарктикой (беркут, ястреб-перепелятник, кречет), так и эндемичные: белоголовый орлан Haliaetus leucocephalus, коршун-слизнеед Rosthramus, вилохвостый коршун Elanoides. Вместо палеарктических стервятников в Северной Америке распространены грифы-индейки (Cathartes), а на юго-западе –калифорнийский кондор. Из тетеревиных здесь обитает обыкновенная индейка – родоначальник домашних индеек.

Очень разнообразны воробьиные, среди которых много красивых видов из-за обилия южно-американских семейств. При этом скворцовые отсутствуют. К неарктическим воробьиным относятся тирановые, котинги, пересмешники, древесницы и другие. На севере царства много палеарктических видов: свиристели, крапивники, корольки, пищухи, чечетки и др. Домовый воробей в Северной Америке – интродуцент, завезенный из Европы. Обращает на себя внимание отсутствие скворцов.

На юге Сонорской области представлены колибри и попугаи – выходцы из Неотропической царства.

Млекопитающие Северной Америки представлены 3 эндемичными и большим количеством широко распространенных семейств. Из сумчатых присутствует американский опоссум, распространенный от Южной Канады до севера Южной Америки. Среди насекомоядных многочисленные кротовые относятся к родам, не встречающимся в Старом Свете: Sса panus, Scalopus, Neurotrichus и др.

Из Неотропиков в Неарктическое царство проникают летучие мыши семейств листоносых и вампиров, броненосцы, американские дикобразы, еноты, пекари. Общими с Палеарктикойявляются кожановые, пищуховые, зайцевые, беличьи, хомяки и полевки, мышовки, куньи. Даже многие роды – общие с Палеарктикой родов (Sorex, Lepus, Microtus и др.) и виды (бобр, волк, бурый и белый медведи, горностай, лось, благородный олень, снежный баран и многие другие, особенно на севере Канадской области) являются общими для фаун Палеарктики и Неарктики.

Характерно отсутствие в Неарктике грызунов семейства мышиных (Muridae). Экологические ниши ряда мышиных в Неарктике занимают хомяковые (гапример, белоногие хомячки, или «оленьи мыши», рода Peromyscus).