
- •Часть I Международные отношения
- •Глава 1. Характерные черты международных отношений в раннее Новое время
- •Глава 2. Международные отношения во второй половине XVII -начале XVIII в.
- •§ 1. Тридцатилетняя война и политическая карта Европы в середине XVII в.
- •§ 2. Войны Людовика XIV
- •§ 3. Соперничество на Балтике
- •§ 4 Турецкие войны второй половины XVII – начала XVIII в.
- •Глава 3. Международные отношения в Европе до Французской революции
- •§ 1. Международные отношения в Европе в 20-30-е гг. XVIII в. И война за польское наследство 1733—1738 гг.
- •§ 2 Война за австрийское наследство 1740—1748 гг.
- •§ 3. «Переворот союзов» и Семилетняя война
- •§4. Австро-прусское соперничество во второй половине XVIII в.
- •§ 5. Разделы Польши
- •6. Турецкие войны в XVIII в.
- •Глава 4. Европейская экспансия и торгово-колониальное соперничество в XVII — XVIII вв.
- •§ 1. Колониальное соперничество в XVII в.
- •§2. Колониальная политика европейских держав в XVIII в.
- •Глава 5. Французская революция и международные отношения
- •§ 1. Новая внешняя политика
- •§ 2. На пути к войне 1789— 1792 гг.
- •§ 3. Война Первой коалиции 1792— 179 7 гг.
- •§4 На пути к Наполеоновской империи 1797—1802 гг.
- •Глава 6. Европа в эпоху Наполеона 1802-1815 гг.
- •§ 1. Накануне Третьей коалиции
- •§2. Война Третьей коалиции 1805 г.
- •§ 3. Германская политика Наполеона и война Четвертой коалиции 1806—1807 гг.
- •§4. Наполеоновская Европа 1807—1812 гг.
- •§ 5. Крах Наполеоновской империи 1812—1815 гг.
- •Глава 8. Венский конгресс
- •§ 1. Начало работы Венского конгресса
- •§ 2. Цели участников Венского конгресса
- •§ 3. Польско-саксонский вопрос
- •§ 4. Германский вопрос
- •§5. Прочие вопросы на Венском конгрессе
- •§ 6. «Сто дней» и Второй Парижский мир. Итоги Венского конгресса
- •Глава 12. Международные отношения в Западном полушарии с конца XVIII в. По 60-е гг. XIX в.
- •§1. Внешняя политика сша в период Французской революции и Наполеоновских войн
§ 4. Германский вопрос
С точки зрения территориально-политического переустройства посленаполеоновской Европы наиболее масштабные задачи перед конгрессом стояли в Германии и Италии, традиционный политический облик которых в наибольшей степени подвергся правке французского императора.
В наполеоновские годы Германия изменилась буквально до неузнаваемости, поэтому здесь острее, чем в других регионах, стояли три основные задачи: проблема политического наследия Наполеона, решение территориальных вопросов отдельных стран и будущее устройство германских земель.
Удивительная легкость, с которой Напо-
Территориальное леон стер с европейской карты старую Гер-
урегулирование манию, во многом объяснялась тем, что
очень многие перемены давно назрели и французский император лишь ускорил их осуществление. Поэтому с самого начала не ставились под вопрос принципиальные свершения Наполеона — уничтожение Священной Римской империи, секуляризация и медиатизация. Рейнский союз распускался, однако его опыт активно использовался при новой политической организации Германии.
Решение конкретных территориальных вопросов выглядело следующим образом. Бавария, наиболее крупное из южногерманских государств, оказалась едва ли не в самом большом выигрыше, поскольку конгресс, с одной стороны, сохранил короны всем созданным
181
Наполеоном в Германии королям, в том числе и баварскому, с другой — приумножил баварские территории. Оттеснение Франции за Рейн позволило Баварии вернуть свои бывшие владения на левом берегу Рейна — Саарбрюккен и часть Курпфальца, а также получить бывшее епископство Шпейер. Бавария была вынуждена вернуть Австрии Зальцбург, но в качестве компенсации получила Великое герцогство Вюрцбург и княжество Ашаффенбург, а так как за ней были сохранены наполеоновские пожалования Аугсбург и Нюрнберг и добавлены прусские области Ансбах и Байройт, то Бавария отныне включала в себя всю историческую область Франконию и значительную часть Швабии. Гессен-Дармштадт передавал свои владения в Вестфалии Пруссии и за это получал земли бывшего Вормского епископства, а также область вокруг города-крепости Майнц. Ганновер становился пятым германским королевством наряду с Баварией, Саксонией, Вюртембергом и Пруссией, возвращал свои довоенные территории и увеличивал их за счет епископства Хильдесхайм.
Все остальные территориальные вопросы оказались настолько сложными, что их не удалось урегулировать в рамках Венского конгpecca. Дальнейшую разработку этих проблем поручили специальной «Территориальной комиссии» из представителей России, Австрии, Пруссии и Англии, которая в 1816 г. собралась во Франкфурте. Итогом ее работы стало «Франкфуртское территориальное соглашение» 1819 г., куда годом позже вступила и Франция. Большая часть из его пятидесяти статей была посвящена обмену, возврату и приобретению мелких и мельчайших владений на западе Германии. Наиболее значительным и чреватым последствиями был зафиксированный соглашением территориальный рост Пруссии. Располагая в 1789 г. лишь некоторыми разрозненными провинциями на Рейне, к 1819 г. Пруссия становится главной рейнской державой, обладательницей крупного замкнутого блока территорий от Вестфалии до Мозеля. Отныне Рейнская Пруссия оказывается отделенной от основного массива гогенцоллерновских земель лишь сравнительно узкой полосой ганноверских и брауншвейгских территорий с правом проезда через них по двум дорогам.
Проблему организации европейского
Германский союз центра великие державы решили путем соз-
дания Германского союза. Эта идея неодно-
кратно высказывалась еще в период существования антинаполеоновских коалиций, вошла в условия Первого Парижского мира 1814 г. и, наконец, стала реальностью после подписания 8 июня 1815 г. немецкими государствами Акта о создании Германского союза, на следующий день вошедшего в качестве составной части в Заключительный акт Венского конгресса. Однако окончательную форму Германский союз обрел только после дополнительных переговоров германских государств и принятия ими 15 мая 1820 г. Заключительного акта.
При создании Германского союза участники конгресса отталкивались от нескольких основных соображений — исторических традиций Германии, опыта наполеоновских преобразований, но главное от потребностей европейской системы международных отношений. Не случайно основной целью Германского союза, заявленной в преамбу-
182
ле Акта о его создании, объявлялись интересы Германии и европейское равновесие. В частности, в интересах европейского равновесия сохранялась раздробленность Германии и подчеркивался ненациональный характер связи внутри Германского союза — «союза суверенных князей и свободных городов Германии».
С точки зрения своей структуры Германский союз многое позаимствовал как от Священной Римской империи, так и от Рейнского союза. Он ориентировался на границы Священной Римской империи; Австрия и Германия входили в союз только бывшими своими имперскими территориями. Подобно членам Империи, участники Германского союза не имели права заключать союзы против других его членов или союза как целого. Как и в Империю, в новое германское объединение входили иностранные государи — короли Англии (Ганновер), Нидерландов (Люксембург и Лимбург) и Дании (Гольштейн). Вместе с тем, как и Рейнский союз, Германский союз представлял собой конфедерацию, т. е. в отличие от Империи ее члены обладали всей полнотой государственного суверенитета.
В Германский союз при его создании вошли 34 государства и 4 вольных города, но уже к концу 1815 г. он стал насчитывать 41 член. Опираясь на имперскую традицию, высшим органом Союза было провозглашено Франкфуртское союзное собрание (бундестаг), состоявшее из послов каждого германского государства. Как постоянный председатель бундестага особым весом обладала Австрия, однако в реальности работоспособность собрания зависела от степени ее сотрудничества с Пруссией.
По сравнению со старой Империей значительно выросли военные возможности союза. Военная организация союза носила исключительно оборонительный характер, ее структура была такова, что какая-либо агрессия соединенными силами Германского союза была практически невозможна, оборона же могла быть достаточно эффективной.
Международное положение Германского союза отличалось своеобразием. С формальной точки зрения Союз являлся субъектом международных отношений, поскольку он был официально признан Венским конгрессом и обладал как активным, так и пассивным правом дипломатического представительства. Однако в реальности Германский союз никогда не проводил самостоятельной внешней политики, не имея для этого соответствующего аппарата, а главное — политической воли, которую следовало бы реализовывать, хотя решения бундестага могли касаться и внешнеполитических вопросов. Вместе с тем значение Союза как важнейшего стабилизирующего фактора в Центральной Европе, хранителя германского равновесия и одновременно одного из центральных элементов европейского равновесия было велико. Пассивная, сдерживающая, стабилизирующая функция Германского союза в европейской системе международных отношений показательным образом отразилась и на уровне дипломатии: не воспользовавшись оговоренным в статье 50 Заключительного акта 1820 г. правом активного представительства, т. е. не имея представителей за границей, по праву пассивного представительства он принимал у себя послов всех трех негерманских великих держав — России, Англии и Франции.
183