Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
67.96 Кб
Скачать

§ 67. Приобретательная давность

203. Usucapio. Приобретательная давность есть приобретение лицом права собственности в силу того, что это лицо провладело (при наличии из­вестных условий) вещью в продолжение известного времени. Старое цивиль­ное право знало приобретательную давность в виде usucapio, для которой требовалось владение движимой вещью в течение года, а недвижимой в тече­ние двух лет — след двухпольного ведения сельского хозяйства. К недвижимостям юристы приравняли позднее и возведенные на земле постройки, Не требовалось ни законного основания владения, ни добросовестности вла­дельца. Однако издавна из общего правила было допущено исключение для ворованных вещей.Приобретение их по давности было запрещено законами XII таблиц, а позднее законом Атиния III в. до н.э. Законом Плавтия (70 г. до н. э.) было воспрещено приобретение собственности по давности на движи­мые и недвижимые вещи, захваченные насильственно.

Законы XII таблиц исключали из действия давности место погребения — forum sepulcri, а также res mancipi самостоятельной женщины, переданные ею без разрешения опекуна — sine auctoritate tutoris. В дальнейшем развитии дав­ность была подчинена требованию iusta causa possessionis — справедливое ос­нование владения. Под ним понималось iustum initium possessionis — право­мерное начало владения, т. е. законный способ (титул), которым владелец начал свое владение (D. 41.2.6. рг.). Три основания (насилие, тайное похище­ние и временное держание) были объявлены неспособными приводить к соб­ственности по давности. К требованию iusta causa присоединилось другое тре­бование — требование добросовестности. Владение считалось начатым добросовестно, когда в доказательство приводился законный титул, т. е. сдел­ка, на основании которой было начато владение и которая только потому не сделала владельца собственником, что собственности на вещь не имел и дру­гой участник сделки, отчуждатель вещи. В случае продажи добросовестность требовалась не только в момент заключения договора, но и в момент испол­нения договора путем традиции (передачи) вещи. В итоге своего развития давность, кроме владения, требовала наличия законного основания и добросове­стности в течение всего срока давности.

Давностный срок должен был течь непрерывно. Это требование было об­легчено допущением так называемого преемства во владении — successio pos-sessionis, которое позволяло наследнику воспользоваться владением наследодателя.

Coeptam usucapionem a defuncto posse et ante aditam hereditatem impieri constliutum est (D. 41. 3.40). - Установлено, что давность, начатую умершим, можно закончить и раньше принятия наслед­ства.

Точно так же, в прижизненных сделках допускался зачет и причисление времени владения предшественника в пользу добросовестного преемника. Это называлось приращением во владении — accessio possessionis.

204. Longi temporis praescriptio. Приобретательная давность применялась только к италийским землям и между римскими гражданами. Однако в про­винциях, в отношении провинциальных земель, римские правители, а затем и императорское законодательство, в борьбе с упадком земледелия и забрасы-ванием земель, ввели институт исковой погасительной давности. Он был ос­нован на эллинистическом принципе, что нельзя сохранить за собою право, которое долго оставалось в пренебрежении. Новому институту дали процессу­альное название praescriptio longi temporis.

Прескрипцией называлась приписка в начале формулы иска. В данном случае в формуле иска об истребовании вещи делалась приписка, в которой судье предлагалось претором освободить ответчика, провладевшего недвижи­мостью десять лет, если прежний собственник жил в одной с ним провинции, и двадцать лет, если они жили в разных провинциях, без различия движимых и недвижимых вещей. Требовалось только основание, оправдывающее вступ­ление во владение. Юриспруденция распространила на эту давность требова­ние доброй совести и законного титула владения. Будучи сначала средством защиты против исков нерачительного собственника, десять или двадцать лет не владевшего своей вещью, такое владение затем приобрело значение осо­бого основания для иска (а не только возражения) со стороны давностного владельца, который мог вытребовать себе вещь, даже если она потом попада­ла во владение прежнего нерадивого хозяина.

Таким образом давностный владелец приобретал право собственности (провинциальной). Преторский эдикт распространил этот способ приобрете­ния права собственности и на все вообще вещи, находившиеся в давностном владении перегринов.

Впоследствии этот институт стал применяться к италийским землям парал­лельно с приобретательной давностью (usucapio).

205. Приобретательная давность в праве Юстиниана. В праве Юстиниа­на был подведен итог развития этих двух институтов, причем были объедине­ны соответствующие постановления.

Необходимый срок владении для приобретения по давности был установ­лен для движимых вещей в три года, для недвижимых — в десять лет, если прежний собственник и давностный владелец живут в одной провинции, и в двадцать, если они живут в разных провинциях.

Юстиниан ввел еще другой срок — тридцатилетней, чрезвычайный дав­ности. Кто добросовестно приобрел вещь и оставался во владении ею до ис­течения срока погашения иска собственника (тридцать лет), тот имел право, если он терял вещь, предъявлять иск о выдаче ее, как если бы он был дейст­вительным собственником. При этом он не был обязан доказывать наличия законного титула (С. 7. 39. 8). Здесь проявляется тот же характер развития, как и при прескрипции сначала защита путем возражения, а затем и предо­ставление иска, но с удлинением срока. Изъяты от действия этой давности были только вещи, насильственно захваченные, вещи, не допускавшие уста­новления частной собственности, и вещи, находившиеся в общественном пользовании.