Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Техника военного дела.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
530.46 Кб
Скачать

Самбуки

 

Одной из необходимых принадлежностей гелеполы был перекидной мостик, так называемая "самбука" (sambyke, собственно, название струнного музыкального инструмента), позволявшая осаждающим взбираться на неприятельскую стену. Самбука спускалась на стену при помощи канатов, пропускавшихся через блок, укрепленный на вертикальной балке [86]. Особая разновидность самбуки была применена Маркеллом при осаде Ахрадины в 214 г. до н. э. Используя специфику местности, Маркелл избрал для штурма часть стены, прилегающую к морю, и подвел к этой части свои корабли, снабдив их самбуками, как это описывает Полибий в своей истории [87].

Применялась также самбука как самостоятельная военная машина; в этой форме она была впервые сконструирована Дамидом Колофонским, и описание ее дает Битон в своем сочинении "Об устройстве осадных машин и орудий", 15 посвященном пергамскому царю Атталу I и написанном, невидимому, в 30-х годах III в. до н. э.

На деревянной тележке установлен деревянный каркас, поддерживающий вертикальную балку, которая служит опорой для лестницы и имеет в направлении своей оси движение, сообщаемое ей при помощи ворота с червячным приспособлением. При опускании и подъеме этой вертикальной опоры лестница, связанная с неподвижным каркасом, при помощи тяги изменяет свое положение от горизонтального до наклонного к горизонтальной плоскости под углом в 45°. Для облегчения подъема лестница снабжена противовесом, которым служит ящик со свинцом. Длина лестницы достигает 18 м [88].

 

Стенобитные машины

 

Наряду с мощным развитием метательных орудий, важную роль в осадной технике продолжали играть применявшиеся уже с давних времен стенобитные приспособления.

 

Рис. 109. Таран.

 

Одной из самых мощных стенобитных машин, имевшей во многих случаях решающее значение при взятии укрепленных пунктов, был таран (krios) (рис. 109). Он представлял собой мощную балку, снабженную с одной стороны наконечником из кованого железа, который насаживали на балку и скрепляли с нею обручами. Наконечник этот или был круглым, или его снабжали острым лезвием, или наконец бивнем – прямым или гнутым. В последнем случае его называли "ворон" (korax) или "бурав" (trypanon). Различали два основных типа тарана. В одном случае таран двигали на катках, и тогда балка его получала четырехугольное сечение; в другом – его устраивали подвесным; при этом сечение балки обычно оставалось круглым. Таран первого типа считался более совершенным, так как давал возможность вернее направить удар. Тяжелый наконечник тарана уравновешивался тяжестью толстого конца балки; если же это оказывалось недостаточным, то прибегали к помощи свинцовых противовесов, чем одновременно увеличивалась масса тарана, а следовательно – и его эффективность. Иногда таран называли также журавлем (geranos) – название, которое должно было бы относиться к одноногому, двуногому или треногому приспособлению для подвешивания тарана. Подвесные тараны держали обыкновенно на двух или четырех цепях (kriodoche), которые были помещены близко одна от другой, чтобы команда, обслуживающая таран, могла придавать определенное направление удару. 16

Тараны каткового типа двигались вдоль желоба по целой системе катков. Передвигали тараны того и другого типа или вручную, или при помощи ворота. Для защиты обслуживающего персонала применяли подвижные навесы, так называемые черепахи (chelonai). Самые мощные тараны были использованы, повидимому, Гегетором Византийским при осаде Родоса. Цифры, приводимые сообщающими об этом авторами [89], нуждаются, однако, в существенном исправлении, так как и здесь, как в описании гелеполы у Диодора, спутаны две единицы длины – локоть и фут. Таран длиной в 120 локтей (53 м) был бы совершенно не годен к употреблению, так как при такой длине (если принять диаметр заднего и переднего концов соответственно в 37 и 22 см) прогиб был бы чрезмерно велик и, кроме того, при движении тарана возникли бы вибрации, исключающие возможность управления тараном. Очевидно, за максимальную длину применявшихся на практике таранов надо принять 120 футов (35,5 м).

Таран был самым мощным техническим средством для разрушения каменных сооружений. Яркую картину применения таранов дает Ливий. Речь у него идет об осаде Сагунта, которую Ганнибал вел во всеоружии эллинистической военной техники:

"И вот уже громились тараном стены, и многие части их были поколеблены, в одном месте сплошные разрушения обнажили город: три башни подряд со всей находящейся между ними стеной рухнули, издавая оглушительный грохот…" [90]. "Башня, долго сотрясавшаяся, рухнула" (осада Орея; 200 г. до н. э.) [91]. "И часть стены, расшатанная ударами тарана, уже во многих местах рухнула; и по раскрытому проломом пути римляне ворвались ночью в крепость, расположенную над гаванью".

Кроме таранов, для разрушения стен применяли также буравы (trypanon), располагавшиеся под прикрытием специально для этого предназначенной черепахи (chelone dioryctis). Буравам придавали некоторый угол наклона к горизонтальной плоскости с таким расчетом, чтобы образующиеся от действия бурава осколки и пыль высыпались и не препятствовали его проникновению в стену. Источники сообщают о двух типах стенных буравов, различавшихся по способу придания бураву вращательного движения. Для этого служил или сверлильный лучок, или обыкновенный ворот. Отверстия в стене просверливали рядами настолько близко одно от другого, чтобы части стены между ними легко можно было выломать вручную. В результате получалось отверстие настолько широкое, что два человека, стоя в нем спина к спине, имели возможность расширять брешь кирками; одновременно применяли деревянные крепления рудничного типа. Когда брешь достигала нужной глубины, деревянные стойки обмазывали смолой и серой, брешь заполняли хворостом и затем все это поджигали, так что стена рушилась [92].

Для защиты от таранов и стенных буравов осажденные применяли прикрытия, затруднявшие доступ к каменной кладке: мешки, набитые мякиной, тюки шерсти, бычьи кожи, надутые или набитые мякиной. Помимо того, пускали в ход всякого рода средства прямого воздействия на эти осадные машины. Петлями или клещами старались захватить головную часть тарана и втащить его на стену. Кроме того, на тараны и обслуживающий их персонал сбрасывали тяжелые камни вручную и из метательных орудий, а также горючие вещества. Вегетий писал: "Некоторые спускают на веревках матрацы и подушки, защищая ими те места, в которые ударяет таран, чтобы натиск машины, ослабленный мягким материалом, не разрушил стены. Другие подцепляют таран петлями, а затем множество людей со стены тянут таран вбок и опрокидывают его вместе с черепахой. Многие подвязывают на веревках железные зубья вроде клещей…, которые захватывают таран и либо его опрокидывают, либо вздергивают его так, что он не имеет разгона для удара. Иногда со стен с размаху бросают крупные камни от фундаментов и мраморные колонны, сокрушая ими тараны. Если же мощь таранов такова, что пробита брешь и, как это часто случается, стена падает, то остается одно спасенье: разрушив дома, построить внутри другую стену, с тем чтобы истреблять противников, если они попытаются проникнуть в промежутки между двумя стенами" [93].

Аналогичные способы борьбы с таранами применялись уже в V в. до н. э., как видно из рассказов Фукидида об осаде Платеи и Ливия [94].