Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История кукол_01.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
125.44 Кб
Скачать

Средневековые куклы и Петрушка.

В каждой эпохе в кукольных театрах существовали образы, которые любил и почитал народ. Так было и во времена античности, и в эпоху средневековья. Сама жизнь диктовала и формировала этих героев. Давайте рассмотрим это на примере наиболее широко распространённого вида марионетки - перчаточной куклы.

Перчаточная кукла была известна на очень большой территории. Существует мнение, что родина её, как, впрочем, и некоторых других кукольных систем , - Восток, скорее всего – Китай. Повсеместно эта кукла выглядела одинаково: в основе трёхпалая перчатка, в среднюю часть которой вставлялись указательный и средний пальцы, на них надевалась головка куклы, а в крайние – большой и безымянный с мизинцем – так получались руки куклы. И лишь в Китае – стране огромной кукольной культуры, «анатомия» их была несколько иной. Так называемые «мешочные» куклы выглядели «изящно» и «человекоподобно», ибо имели точно вымеренные пропорции: головка 40-50 мм в диаметре, запястье актёра – талия куклы. На протяжении веков перчаточная кукла развлекала публику, меняя свой репертуар, героев, но не внешность.

В России наиболее распространённым был образ народного любимца, весельчака и балагура Петрушки. В Англии – Панчо, во Франции – Полишинеля, в Германии – Гансвурста, в Чехии – Кашпарека. Такие герои были и у других народов. Эти куклы – родные братья итальянского Пульчинеллы. А история происхождения самого итальянца предположительно такова: около 400 г. от Р.Х. в Римской империи появились два персонажа – Макк и Буккон. Первый был наглым, остроумным и энергичным, с крючковатым носом и отвисшим животом. Второй – вороватым и трусливым. Оба они были предшественниками героев комедии дель арте 15 в. Пульчинеллы или Пульчино, что значит «петушок», который, в свою очередь, передал свои черты Панчу и Касперу (в античной народной комедии его ещё звали Мак кус).

Пульчинелла из шутовского рода. Кукольные шуты тесно связаны с древними, ритуальными. Когда-то к ним относились как к детям, им всё было позволено. Шуты имели право вмешиваться в обряд, смешить людей, у них был минимум одежды, в руках – палка или посох. Они постоянно шутили. Долгое время кукольные шуты играли лишь в коротеньких смешных сценках, которые были похожи одна на другую. Кукольные шуты выглядели так же, как и живые. Многочисленные археологические исследования показали, что в средние века существовало много кукол, у которых голова была неправильной формы, на спине горб, большие нос и живот, острый взгляд. В 9 в. существовали большие куклы, которые могли вращать глазами, кивать головой и даже истекать кровью. Эти персонажи были весьма популярны.

Когда с падением Римской империи римские театры прекратили своё существование, кукольники разбрелись по всей Европе, унося с собой свои традиции. «Бураттини» - кукловоды – были мастерами на все руки. Они были одновременно актёрами, режиссёрами, драматургами. Они умели показывать фокусы, ходить по канату, жонглировать и исполнять баллады. Они редко задерживались в одном месте. Они осмеливались говорить то, что другие думали, но не осмеливались сказать вслух. За это их преследовали власти и нередко даже сажали в тюрьму!

Но вернёмся к нашему Петрушке. После своего удачного рождения в Риме Пульчинелла через 200-300 лет появится во многих странах Европы. Его полюбит народ Англии, Франции, России и других стран. Ему дадут новые имена. А через несколько поколений местное население забудет о его итальянском происхождении и будет считать, что он родился на их родине. Многочисленные археологические исследования показали, что в средние века существовало много кукол, у которых голова была неправильной формы, на спине горб, большие нос и живот, острый взгляд. Эти персонажи были весьма популярны.

В каждой стране Пульчинелла получит не только новое имя, но и изменит свой внешний вид, характер. У итальянского Пульчинеллы была чёрная маска на лице. В других странах её сняли, сделали кукле розовые щёчки. Во Франции на него надели кафтан и шляпку, в России – цветную сорочку и колпак. В Узбекистане он стал лысым. Его так и назовут – Пал ван Качаль (лысый богатырь).

Братья Пульчинеллы, как и он сам, пользовались большим уважением народа. Об этом есть много свидетельств. Так, об английском Панчо слагались легенды и баллады. В оде, которую написал в его честь Джонатан Свифт, говорится о том, что публика нудится и скучает, когда на сцене нет Панчо. Тут он является, и… «будто подменили всех, что за веселье, что за смех».

Кукольный театр во все времена вдохновлял многих творческих людей. Например, первыми произведениями итальянского драматурга Карло Гольдони, были комедии, написанные для марионеток. Знаменитый испанский писатель Мигель де Сервантес рассказывает о кукольном театре в своём гениальном романе «Дон Кихот». А испанский композитор Мануэль де Фалья создал оперу «Кукольный театр маэстро Педро». В 15 произведениях Вильяма Шексприа упоминается о куклах или театре марионеток. Есть, кстати, предположение, что свои сюжеты он заимствовал из старинных кукольных представлений. Австрийский композитор Йозеф Гайдн сочинил для театра марионеток 5 опер. Японский драматург Тикмацу Мондзаемон написал свыше 100 пьес, которые до сих пор ставят в традиционном японском кукольном театре.

В Германии кукольная пьеса как жанр выросла из баллады 15 в., ставшей классическим произведением. Это история о докторе Фаусте, который ведёт торг с дьяволом за свою душу. Постепенно пьеса претерпевала изменения. В частности, появился новый герой – Гансвурст, первоначально второстепенный персонаж, помощник слуги Фауста – Вагнера. Но мало-помалу он «пробился» на более видное место. Публика на улицах и рыночных площадях высоко ценила его грубоватый юмор. Гансвурст пародировал самого доктора Фауста, из-за чего, между прочим, распадалась композиция пьесы. Увиденный в детстве во Франкфурте кукольный спектакль с Гансвурстом вдохновил Гёте на создание собственного «Фауста»…

В конце концов из обычного театрального представления Гансвурст исчез, а в мире кукол жив по-прежнему. Народного кукольного героя называли по-разному: Гансвурст, Касперле ( австрийский брат Гансвурста), Пиккельхерин. Это сегодня он - безобидный персонаж нравоучительных историй, а в те времена он мог появиться в самых неподходящих сценах возвышенно-романтических пьес, например, в «Ромео и Джудьетте» или в «Гамлете», и это никого не удивляло!

Касперле-Гансвурст-Пиккельхерин и по сей день является народным любимцем. Он то здесь, то там появляется на улицах, площадях и ярмарках и остаётся участником современных немецких спектаклей.

У французского Пульчинеллы – Полишинеля – очень большие глаза. Они то легкомысленные, то сердитые, то улыбаются, то чем-то возмущены. Как это делалось – секрет французских кукольников. Во Франции вообще кукольные театры временами закрывали, потому что обычные театры считали их опасными конкурентами.

В начале 19 ст. у Полишинеля появился брат, которого придумал Леон Мурге. Леон был лионским ткачом, он назвал свою куклу Гиньолем. Последний говорил на лионском диалекте и одет был как лионец. Гиньоль – человек из народа, простой работяга, неизлечимый оптимист, движимый вечным стремлением к справедливости. Его полюбила вся Франция. В Лионе Гиньолю поставлен памятник.

Большую любовь снискала и чешская кукла – Кашпарек. Её оригинал сохраняется в национальном музее г. Праги. А в Колодеях под Лужницей её также поставлен памятник из белого мрамора.

В Англии ручная кукла по имени Панч постепенно превратилась в жуткого персонажа. Вооружённый крепкой дубинкой, он набрасывается буквально на всех подряд. С невероятной лёгкостью он расправляется со всеми своими соперниками, по свидетельству современника «…он самый законченный эгоист в мире. К сожалению, набожностью он не отличается, но, как добрый англичанин, неукоснительно ходит по воскресеньям в церковь..». Да, прямо скажем, фигура малоприятная, но, вопреки этому, необычайно популярная и в наши дни.

Счастливая судьба досталась и Петрушке. Его хорошо знали и любили в России ещё в 17 ст. У него были и другие имена: и Пётр Петрович Уксусов, и Самоваров, и Ванька Ратотуй. На юге Украины, в Одессе – Ванька Ру-тю-тю. Он, как и его заграничные собратья, имел огромный колпак с бубенчиком, был большой забияка, совал свой нос, куда не следует, говорил писклявым голоском и высмеивал пороки людей. Спектакли с Петрушкой разыгрывали бродячие актёры-скоморохи. Собственно с этих представлений и начался кукольный театр как таковой. Любой кукольник мог развернуть своё театральное «хозяйство» где угодно, ему не нужно было для этого каких-то особых условий или приспособлений: лёгкая ширма, которую заменял простой кусок материи и куклы, которые тоже всегда были под рукой.

Однако и в нашей стране не всегда судьба кукол и кукольников складывалась гладко. Порой они переживали нелёгкие времена. Куклы запрещали, потом снова разрешали. Их сжигали, но они продолжали жить. Нередко преследовали и самих артистов-кукольников. Например, православной церковью были запрещены всякие скоморошьи потехи во избежание «святотатства». А уж игра с куклой была, по мнению церкви, великим грехом. Только в 17 в. Царём Алексеем Михайловичем Романовым было разрешено выступать при дворе с Петрушкой. А вот при Фёдоре Алексеевиче снова начались гонения кукольников.

Но преследования не всегда имели религиозную подоплёку. Кукольные представления не считались настоящим, подлинным искусством, поэтому не только в здание театров, но и в дома дворян и прочей знати вход кукольникам был закрыт. «Вход петрушечникам и тряпичникам воспрещён», - такую надпись можно было прочитать на многих петербургских домах. Потому-то Петрушка и его собратья-куклы всё время находились в дороге. Простой люд любил эти представления, и вокруг незамысловатой ширмы всегда собиралась толпа.

На улицах и ярмарках кукольники показывали сценки, где Петрушка встречался с разными персонажами: то его видели с невестой, то он покупал лошадь, то лечился у врача «из-под каменного моста аптекаря», то обучался солдатскому делу, то боролся с нечистиой силой или смертью. Спектаклей с его участием было свыше 20. В зависимости от настроений публики, кукольники решали, какую сцену играть. Сразу показывали не более 6-9 сцен.

В России весёлой куклой восхищался не только простой народ. О нём с восторгом писали М. Горький и Ф. Достоевский. Н. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо». Композитор И. Стравинский написал балет «Петрушка».

В наше время Петрушка часто сопровождает кукольные спектакли или рассказывает детям разные интересные истории, загадывает загадки, поёт песни и т. д.