Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Все задания.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
372.74 Кб
Скачать

М етоды преподнесения материала

индуктивный дедуктивный метод аналогии

Концентрический ступенчатый исторический

Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики и активно используются современными ораторами.

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему: начиная речь с частного случая, выступающий подводит слушателей к обобщениям, выводам. Используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному: в начале речи выдвигаются какие-то положения, а потом разъясняется их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение получил это метод в речах пропагандистского характера.

Метод аналогии - сопоставление различных явлений, фактов, событий. Обычно параллель проводят с тем, что хорошо известно слушателям.

Концентрический метод - расположение материала вокруг основной проблемы, поднимаемой в выступлении: от общего рассмотрения основного вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим: рассмотрев какую-то проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени.

Использование различных методов подачи материала в одном выступлении позволяет сделать его структуру более оригинальной, нестандартной.

Создавая выступление, надо соблюдать и основной методический принцип: мысль должна двигаться от простого к сложному, от известного к новому.

При работе над композицией речи, следует учесть, что речь должна быть доказательной, суждения убедительными. Все разваливается, повисает в воздухе, если выступающий не смог обосновать свои положения и доводы. Фактический материал повышает уровень выступления. Однако только достоверные, проанализированные, проверенные факты могут доказать основную мысль речи. Сильным средством доказательности является цитирование, которое направлено на подтверждение главной мысли выступления. Но не следует перегружать выступление цитатами, иначе в них потонет собственная точка зрения, и оратор оставит впечатление неуверенного человека.

Не нужно забывать о важном принципе композиции - принципе усиления: значимость, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Народная мудрость утверждает: «Конец всему делу венец». Без заключительного аккорда речь воспринимается как нечто незавершенное. В заключении важно учесть закон края: последнее запоминается лучше, остается в памяти прочнее. Удавшимся можно считать публичное выступление, после которого аудитория точно знает, что нужно делать с полученной информацией. Основные функции заключения - напомнить главную мысль и объяснить, что с ней “надо делать”.

НЕЛЬЗЯ в конце выступления:

- извиняться («Я вижу, что немного утомил вас», «Мне не удалось рассмотреть все аспекты проблемы»);

- ничего вспоминать дополнительно после формулировки вывода («Да, еще необходимо упомянуть о ...»);

- заканчивать на пессимистической ноте, оставлять аудиторию в настроении безнадежности («Это печально, но факт остается фактом, и выхода из сложившейся ситуации нет»);

- использовать шутку, если она не относится к теме выступления.

- завершать речь фразой типа «Вот и все, что я хотел вам сказать».

Заключение подготавливается всем предыдущим изложением. В нем не может быть противоречий с основной частью выступления. Заключение должно быть кратким, сжатым.

Слово «оратор» (от лат. оrаrе - «говорить») появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение полу­чило в первой трети XIX века. Близкие по значению слова к термину «оратор» — это вития, краснослов, трибун, красноречивый человек, ритор, лектор. Все они подчеркивают, что оратор — это человек, умеющий говорить красиво, образно, вырази­тельно.

В современном русском литературном языке слово «ора­тор» является многозначным. Так, толковые словари отмечают сле­дующие значения: 1. Лицо, профессионально занима­ющееся искусством красноречия (у античных народов); 2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании; 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи.

В тео­рии ораторского искусства слово «оратор» используется как термин, имеющий значение «человек, произносящий пуб­личную речь».

К основным аспектам проявления образа оратора в слове относятся этос, логос, пафос.

Категория этоса описывает критерий искренности оратора; аппелирует к нормам человеческого поведения. Согласно этому критерию оратор должен быть этичной личностью (моральной, нравственной), достойным в поведении и речи, способным сказать нечто нужное, сообразно обстоятельствам и целям.

Категория логоса описывает критерий истинности высказываемого; апеллирует к разуму аудитории. Согласно этому критерию оратор должен быть интеллектуальной личностью, способной облечь свои слова в знаки, слова.

Категория пафоса описывает критерий релевантного речевого поведения; апеллирует к чувствам аудитории. Согласно этому критерию оратор должен быть эмоциональной личностью, способной облечь свои слова в эмоции.

Таким образом, хороший оратор в свете вышесказанного предстает как человек, который не наносит морального ущерба аудитории, способствует формированию ее интеллектуального уровня, пробуждает добрые чувства, утверждает идеалы морали, нравственности и права. Речь оратор должна представлять собой последовательное развертывание этоса, логоса и пафоса.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные осо­бенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления.

Очень важно, чтобы человек, выступающий с трибуны, был нравственной личностью, ведь его слово может оказать влияние на судьбы людей, помочь им принять то или иное решение. Речи оратора должны быть направле­ны на достижение нравственных целей, вызывать у слу­шателей добрые чувства и намерения.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т. е. на­читанным, осведомленным в области науки и техники, ли­тературы и искусства, разбираться в политике и экономи­ке, уметь анализировать события, происходящие в стра­не и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушате­лям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возника­ющие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать ря­дом специальных навыков и умений. По определению пси­хологов, навык — это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие навыки: навык отбора литературы; навык изучения отобранной литературы; навык составления плана; навык написания текста речи; навык самообладания перед аудиторией; навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения ора­тора. Он должен уметь: самостоятельно подготовить выступление; доходчиво и убедительно излагать материал; отвечать на вопросы слушателей; устанавливать и поддерживать контакт с аудитори­ей; применять технические средства, наглядные посо­бия.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать, выступление может оказаться неэффективным. Таким образом, ма­стерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт выдающихся ораторов, образцы ораторского искус­ства и стараться как можно чаще выступать.

Произнесение речи. Все пособия по риторике советуют до выхода к слушателям провести небольшую репетицию. Выступить можно перед родными, друзьями, просто перед пустыми стульями, воображая, что на них сидят. Репетиционный период покажет, насколько хорошо оратор владеете материалом, какие места выступления оказались слишком длинными либо слишком короткими, каких не хватает фактов, цитат; интересно ли начало и хорош ли финал речи.

Чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать важным качеством - умение публично мыслить. Не надо пытаться говорить “по памяти”: заново творите свое выступление, не боясь оформлять мысли разными языковыми средствами. Если не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся в процессе речи, контакта с аудиторией не будет.

Зная структуру публичного выступления, овладев методикой подготовки речи, любой человек сможет выдержать экзамен перед аудиторией. Главное - поверить в себя и свои силы.

В организации восприятия речи оратора слушателями чрезвычайно важно то, как звучит голос выступающего. Первая функция голоса состоит в том, чтобы обеспечить «слышимость» (З.В. Савкова) звучащего слова: голос должен звучать свободно, мягко, доверительно, на низких тонах (низкие тона голоса воспринимаются более благоприятно, они собирают внимание слушающих, настраивают их на восприятие содержания). Если оратор будет заботиться о том, чтобы его речь легко осознавалась слушателями, он обязательно разовьёт голосовую гибкость, подвижность, способность голоса «рисовать мысль». То есть возродит вторую функцию голоса – быть выразителем мысли. Дело в том, что мы понимаем речь говорящего по хранящемуся в нашей памяти «запасу интонационных моделей». Мы помним мелодические рисунки повествовательных, вопросительных, восклицательных и других предложений, слышим мелодическое выделение логических центров фраз, интонирование знаков препинания и т.д.

И, наконец, если оратор захочет, чтобы его речь вызвала не только «сомыслие» (З.В. Савкова), но и сопереживание у слушателей, он непременно будет развивать средства речевой выразительности. Ибо третья функция голоса – быть проводником чувств. Ведь именно по интонациям (повышению или понижению голоса, увеличению или уменьшению силы звука, возникновению и характеру пауз, изменению темпо-ритма речи и тембральной окраски голоса) слушатель угадывает чувство, через интонации он приходит в соприкосновение с тем, что живёт в душе говорящего.

Оратор должен уметь регулировать своё поведение, управлять интонациями речи в процессе словесного взаимодействия с аудиторией.

К.С. Станиславский писал: «…Каждый должен обладать превосходной дикцией, произношением…должен чувствовать не только фразы, слова , но и каждый слог, каждую букву… Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы, мысли». Красиво должен звучать не только голос оратора, но и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, З и другие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно согласных звуков. Недопустимо переносить в публичную речь искажённые в быту словесные комплексы (например, «мобыть» вместо «может быть»). Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной. Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скованность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании и низких тонах голоса. Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между оратором и аудиторией, «затушёвывает» согласные, а «звуковой поток» поглощает их, «размывает», они доходят до слушателей в значительно ослабленном виде.

Эффект любой речи достигается при использовании не только вербальных (языковых) единиц языка, но и невербальных.

Невербальная коммуникация представлена следующими основными знаковыми системами:

1) оптико-кинесическая система знаков включает жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинесическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тел (руки – жестикуляция; лицо – мимика; позы – пантомимика);

2) паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков находятся также в отношениях дополнения к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качества голоса, его диапазона, тональности. Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха и пр.;

3) пространственно-временная организация коммуникативного процесса выступает в качестве особой знаковой системы, несущей свою смысловую нагрузку отдельного компонента коммуникативной ситуации;

4) визуальное общение (контакт глаз) свидетельствует о готовности поддержать общение или прекратить его, поощряет партнера к продолжению диалога.

Изучение многочисленных и многообразных выразительных движений, применяемых в человеческом общении, невозможно без их систематизации. В настоящее время нет единой типологии невербальных компонентов. Рассмотрим некоторые классификации жестов, построенные по различным основаниям.

Первые описания русских жестов были сделаны японскими учеными совместно с русскими преподавателями (Кано, А.А. Акишина).

Классификация Т.М. Николаевой построена по типу значения и по функциональному признаку, в ней четко разграничены типы жестов и их функции.

По функциональному признаку (по отношению к вербальной речи) выделяются: 1) кинесические средства общения, сопровождающие естественную речь; 2) кинесические средства, замещающие речевое высказывание, сохраняя его структуру или передавая речевую структуру в измененном виде; 3) кинесические средства, сочетающиеся с вербальными и создающие одно смешанное (так называемое «креализованное») высказывание.

По типу значения Т.М. Николаева выделяет 1) жесты символические, кодифицированные; 2) жесты иконические, изображающие; 3) жесты-указатели, дейктические, в основном, выполняющие функции актуализаторов, а также элементов, проверяющих действенность канала коммуникации. Однако Т.М. Николаева, рассматривая функционирование жестов в речи ораторов, выделяет лишь некоторые наиболее значимые для лекторов типы жестов, указывая, что в речи ораторов, в отличие от бытовой речи, используется меньший репертуар некоторых групп невербальных компонентов.

С точки зрения использования кинесических знаков с целью усиления воздействия как на сознательный, так и на подсознательный уровень реципиента, воспринимающего устное высказывание, специалист в области риторики Поль Сопер создал свою типологию жестов. Он предлагает применять выразительные жесты для сопровождения самых сильных, кульминационных мест речи, описательными жестами показывать размеры и формы объектов, о которых говорит оратор, использовать указующие жесты для указания местоположения или направления. Автор предлагает для создания артистического эффекта и оживления речевого высказывания использовать подражательную жестикуляцию.

Профессор РГГУ Г.Е. Крейдлин выделяет два основных семантических типа жестов: коммуникативные и симптоматические.

1. Коммуникативные жесты – невербальные единицы, несущие информацию, которую жестикулирующий в коммуникативном акте намеренно передает адресату. Это чисто диалогические жесты. Характерным признаком коммуникативных жестов является их привязанность к конкретным актуальным ситуациям. Все коммуникативные жесты делятся на три подкласса:

а) Указательные (дейктические) – содержат в своей семантике указание на участников актуальной ситуации общения, на объект, место или время, релевантные для этой ситуации. Являются самыми древними в жестовой системе любого языка;

б) Этикетные жесты – исполняются в конкретных, строго фиксированных ситуациях в качестве элемента, передающего либо информацию о структуре коллектива, в который включен жестикулирующий, либо информацию о типе разворачивающейся ситуации (жесты приветствия, прощания, застольные, дипломатические и т.д.);

в) Общекоммуникативные жесты – ситуативно нейтральные.

2. Симптоматические жесты свидетельствуют об эмоциональном состоянии говорящего. Занимают промежуточное положение между физиологическими движениями и коммуникативными жестами.

Интересна точка зрения И.М. Юсупова, который наряду с традиционными группами жестов (коммуникативные, изобразительно-описательные, модальные) рассматривает и четвертую – жесты-сорняки, которые не несут никакой смысловой нагрузки (заламывание рук, пальцев, кистей; одергивание одежды, притоптывание ногой и т.д.).

На наш взгляд, следует выделять три уровня употребления жестов: 1) сознательный (имеет определенную цель); 2) бессознательный, неосознанный (жест проделывается на автоматизме, непроизвольно); 3) сверхсознательный (уровень интуиции).