Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на темы 4 и 5 МАКРО.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
72.19 Кб
Скачать

1. Сущность и источники инвестиционных ресурсов в рыночной экономике.

В экономической литературе при анализе источников финансирования инвестиций выделяют внутренние и внешние источники инвестирования.

На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбережения населения, накопления предприятий, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т.д. К внешним – иностранные инвестиции, кредиты и займы.

2. Взаимосвязь инвестиций и экономического роста.

Инвестиционная активность определяется как степень интенсивности процессов инвестирования в рамках страны или региона, учитывающая потенциальные и реализованные возможности экономической системы. Инвестиции в длительном периоде приводят к накоплению капитала, росту потенциального выпуска товаров и услуг и обеспечению экономического роста. Источником валовых инвестиций являются валовые национальные сбережения, основной компонент которых — личные сбережения населения. С повышением нормы личных сбережений и трансформацией сбережений в инвестиции связано повышение инвестиционного потенциала России и как следствие усиление экономического роста. Они являются ключевым звеном в замкнутой цепи: «высокие уровни сбережений и инвестиции => высокие темпы накопления капитала => высокая производительность труда => высокие темпы роста ВВП => высокие уровни сбережений и инвестиций».

Инвестиции в любую отрасль влекут за собой рост занятости, увеличение доходов и потребления не только в данной отрасли, но и в смежных с нею отраслях. В свою очередь, изменения в этих отраслях порождают рост занятости, доходов и спроса в отраслях «второго порядка» (по степени удаленности от сферы первичного инвестирования). Таким образом возникает эффект мультипликатора, которому в кейнсианском учении отводится большая роль. Доход на стадии использования распадается на потребляемую и сберегаемую части. При этом та его часть, которая направляется на потребление (например, покупку товаров), одновременно служит источником дохода для их производителей, где происходит адекватное разделение полученного дохода. Если растущие сбережения в форме капиталов через банки снова направляются на инвестиции, возникает новая волна мультипликативного воздействия инвестиций на доходы. В конечном счете первоначальный рост инвестиций приводит к многократному увеличению дохода.

3. Неокейнсианские модели равновесного экономического роста.

Модель Харрода-Домара

Основана на двух предпосылках. Первая предпосылка — рост национального дохода — определяется только одним фактором — нормой накопления капитала. Все остальные факторы — увеличение занятости, степень использования оборудования, улучшения в организации производства, которые отражаются на росте капиталоотдачи, — исключаются. Поэтому спрос на капитал при данной капиталоемкости определяется только темпом роста национального дохода. Вторая предпосылка — капиталоемкость — не зависит от прибыли и заработной платы, а определяется техническими условиями производства, имеющими тенденцию сохранять ее неизменной.

Связь между долей инвестиций в национальном доходе и капиталоемкостью строится на основе равенства сбережений и инвестиций. Причем сбережения характеризуют предложение фондов для инвестирования. А величина инвестиций определяется спросом на эти фонды. Полагая, что предложение сбережений является устойчивой функцией потребления, а спрос на инвестиции зависит от темпов роста национального дохода и величины капиталоемкости, Харрод, в частности, предложил формулу, характеризующую равенство сбережений и инвестиций,

S=CxG

где S — доля сбережений в национальном доходе;

С — капиталоемкость;

G — темп роста национального дохода.

Из этой формулы выводится условие динамического равновесия

G = S : С

где G — темп роста национального дохода;

S — сбережения, которые в долгосрочном периоде постоянны вследствие устойчивости функции потребления; С — требуемая капиталоемкость.

И Домар, и Харрод пришли к выводу, что условием динамического равновесия при постоянной норме накопления и постоянной капиталоемкости является устойчивый темп роста национального дохода. Этот темп роста Харрод назвал гарантированным. Отклонение от гарантированного темпа роста порождает, по мнению Харрода, кумулятивные причины, побуждающие фактический темп роста отклоняться от линии равновесия. О трудностях поддержания условий динамического равновесия писал и Домар

4. Неоклассические модели равновесного экономического роста. Модель р. Солоу

Неоклассическая теория экономического роста

Одним из важнейших инструментов борьбы неоклассической школы против кейнсианства явилась теория экономического роста, которая сформировалась в первые два десятилетия после Второй мировой войны. Она не только явно противостояла неокейнсианской теории динамики, но и стала заметным прогрессом в развитии самой неоклассической школы, поскольку в этой теории анализируется ряд макроэкономических проблем (в том числе и условия сбалансированного экономического роста), которые раньше не входили в поле зрения неоклассиков.

В качестве методологической основы теории роста ее авторами были использованы главные, традиционные постулаты неоклассической доктрины. Это, во-первых, теория факторов производства (как теория стоимости или ценность продукта), которая рассматривает труд, капитал и землю в качестве самостоятельных факторов создания общественного продукта и его ценности, обладающих собственной производительностью. При этом под капиталом, как правило, понимаются лишь основные средства производства (здания, машины, оборудование и т.д.). Во-вторых, теория предельной производительности факторов производства, в соответствии с которой доходы, получаемые собственниками факторов (цены факторов), определяются предельными продуктами, создаваемыми соответствующим фактором. В-третьих, это предположение совершенной рыночной конкуренции, что означает соответственно и отсутствие всякого государственного вмешательства в экономику. В результате этого условия должно обеспечиваться равенство доходов владельцев факторов производства их предельным продуктам. В-четвертых, это предположение, что эффективность (отдача) факторов не меняется, и что они полностью взаимозаменяемы. И, в-пятых, что в основе моделей экономического роста используется «производственная функция» Кобба-Дугласа (уравнение, предложенное в 20-е гг. ХХ века математиком и экономистом из США).

Первыми неоклассическими моделями экономической динамики (роста) стали разработанные на рубеже 50-60-х гг. модель американского экономиста Р. Солоу (опубликована в работе «Технический прогресс и агрегативная производственная функция» в 1957 г.) и модель англичанина Дж. Мида (изложена в его работе «Неоклассическая теория экономического роста» в 1961 г.).

Модель экономического роста Р. Солоу (подробнее см.: А. Пезенти. Очерки политической экономии капитализма. Т. 2. М., 1976. С. 816.) основывается на производственной функции Кобба-Дугласа, однако автор попытался устранить один из главных ее недостатков – допущение о неизменной эффективности (отдачи) и интенсивности использования труда и капитала. Такое допущение, примененное Коббом и Дугласом в уравнении, описывающем зависимость между объемами используемых труда и капитала и конечным результатом производства, вполне соответствовало условиям экстенсивного роста в 20-е гг. и совершенно не подходит для условий послевоенного развития, когда рост все больше становится интенсивным по мере развертывания нового этапа НТР. Уже в 50-е гг. стало очевидным, что простой рост численности занятых работников и физического объема применяемого капитала не является главной основой экономического роста; таковой все в большей степени становится прогресс техники и технологии, т.е. качественное совершенствование используемых факторов производства. При этом у Р. Солоу под техническим прогрессом понимается довольно широкий круг явлений – это вся совокупность качественных изменений труда и капитала. Сюда автор относит и повышение уровня образования рабочих и специалистов, и экономию, получаемую от роста масштабов производства, и повышение эффективности организации и управления производством, и, конечно, собственно конструктивные усовершенствования техники и технологии.

Р. Солоу вводит показатель технического прогресса в качестве самостоятельного фактора экономического роста в производственную функцию. Суммируя воздействие на производство всех качественных изменений техники, он считает, что показатель технического прогресса в этой функции представляет собой функцию времени. После появления этой модели представители неоклассической школы стали активно выявлять и другие факторы экономического роста. Наиболее значительный вклад в это внес в 60-е гг. американский экономист Э. Денисон, который в 1962 г. опубликовал работу «Источники экономического роста и стоящие перед ними альтернативы». В ней он попытался исследовать зависимость между объемом производимой продукции и качественными изменениями как со стороны труда, так и со стороны капитала, а именно, технический прогресс как таковой (как изменение конструкции машин), а также рост уровня концентрации производства (эффект масштаба), рост образовательного уровня работников (квалификации), улучшение организации и управления и т.д.

Наиболее подробное доказательство возможности равновесия в рамках неоклассической теории роста дается в модели английского экономиста Дж. Мида (подробнее см.: А. Пезенти. Очерки политической экономии капитализма. Т. 2. М., 1976. С. 820.). Она имеет явные преимущества перед моделью Р. Солоу. Это, прежде всего, то, что в ней систематически разработана проблема функционирования экономической системы совершенной конкуренции, которая может меняться и развиваться в результате роста населения, накопления капитала и технического прогресса. Эта экономическая система у Дж. Мида имеет следующие признаки:

- замкнутая система, т.е. не имеющая экономических и финансовых связей с другими хозяйственными системами;

- в ней отсутствует государственное вмешательство, т.е. нет государственных расходов и налогообложения;

- она строится на совершенной конкуренции (т.е. в ней нет монополии), поэтому вознаграждение владельцев факторов производства равнозначно предельному продукту этих факторов (труда, капитала, земли);

- производственная функция в этой системе характеризуется постоянной отдачей от масштаба производства и имеет переменные коэффициенты;

- производится одно единственное благо, которое может использоваться как для потребления, так и для производства;

- существует монетарная система, которая поддерживает цены факторов производства на уровне, необходимом для обеспечения полной занятости факторов;

- применяемый капитал обладает полной пластичностью (т.е. сразу приобретает форму наиболее выгодного использования);

- амортизация основного капитала происходит в форме «испарения», т.е. ежегодно происходит износ определенной части парка машин и оборудования.

Дж. Мид исходит из модернизированной производственной функции Кобба-Дугласа:

y = ?k + ?l + r, где

y – среднегодовой темп роста национального дохода,

k – среднегодовой темп роста объемов применяемого капитала,

l – среднегодовой темп роста объемов применяемого труда,

? и ? – соответственно доли капитала и труда (прибыли и заработной платы) в национальном доходе,

r – среднегодовой темп технического прогресса.

Согласно этой модели, темп роста национального дохода (общественного производства) равен сумме темпов роста капитала и труда, взвешенных по доле их расходов в национальном доходе, и темпа технического прогресса. Опираясь на эту формулу и предполагая, что темпы технического прогресса и роста объемов труда постоянны, Дж. Мид делает вывод о том, что постоянство темпов роста национального дохода (устойчивый рост) будет достигнуто в том случае, если темпы роста капитала тоже будут устойчивыми и, более того, равными темпам роста национального дохода. Если темпы роста капитала превысят темпы роста национального дохода, то, по мнению автора, вступит в действие механизм, автоматически снижающий темпы накопления капитала. Этот механизм видится таким: если по условиям модели доля сбережений в доходах постоянна, то прирост сбережений, нужный для финансирования более высоких темпов накопления капитала, будет отставать и, тем самым, сдерживать объемы накопления. Обратная ситуация будет наблюдаться в случае, если темп роста капитала окажется меньше темпа роста национального дохода. Если же темпы роста объемов труда превысят темпы роста накопления капитала, то в такой ситуации включается другой механизм – замещение труда капиталом, и новое сочетание факторов производства (при сохранении постоянства распределения дохода между ними) обеспечит их полную занятость. Тогда и рост сохранится устойчивым.

Описанная модель устойчивого экономического роста применима, как подчеркивает Дж. Мид, к абстрактным экономическим условиям (т.е. предполагает большое количество значительных ограничений), т.е. когда действуют законы предельной производительности и когда производственные факторы могут сочетаться в любых пропорциях и комбинациях. Однако в реальной экономике такие условия складываются далеко не всегда. Так, если технические параметры производства (капиталоемкость или капиталовооруженность) жестко зафиксированы, то рост трудоспособного населения (в случае отсутствия накопления капитала) не приведет к росту производства, поскольку он весь будет «уходить» в безработицу. В противном случае (т.е. когда накопление капитала будет опережать рост трудоспособного населения) появятся избыточные производственные мощности. Но и в этих случаях, по мнению Дж. Мида, существуют способы достижения динамического равновесия. В случае возникновения безработицы, считает он, можно задействовать два рычага. Во-первых, это стимулирование конкуренции за рабочие места, которая будет снижать размеры заработной платы и увеличивать прибыльность капитала. В этом случае перераспределение доходов в пользу прибыли вызовет рост сбережений, увеличит темпы инвестирования и тем самым восстановит равенство между ростом населения и темпами роста накопления капитала. Во-вторых, некоторое изменение пропорций между применяемыми объемами труда и капитала, которые в действительности не обладают абсолютной жесткостью. Эти изменения могут стать следствием изменения цен на факторы производства. В случае же появления избыточных производственных мощностей может быть задействован механизм стимулирования миграции рабочей силы.

Этот рецепт Дж. Мид подкрепляет требованием проводить такую кредитно-денежную политику, которая обеспечивала бы конкуренцию и реальное перераспределение дохода, а, значит, и устойчивость относительных цен и восстановление равновесия. Государству в модели Дж. Мида отводится только косвенная стабилизирующая роль, поскольку в целом оно, по мнению автора, своими бюджетными расходами вносит только дисбаланс в развитие экономики.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]