Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы ипу.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
08.08.2019
Размер:
189.44 Кб
Скачать

Ответы по ипу Билет 1

Г. Алмонд о политической науке.

Габриэль Алмонд предлагает прогрессистски-эклектичный подход к рассмотрению развития политической науки в целом. Это означает, что ученый, считает главным критерием научной деятельности стремление к объективности, основанное на достоверных свидетельствах и выводах.

Он ставит проблему: что же собственно считать политической наукой и каков ее предмет.

Он говорит, что история политической науки как таковой начинается с Платона, Аристотеля и других классических трудов. И соответственно выделяет 4 периода в развитии п.н.:

1) Классическая (античная « политическая мысль

2)Теории естественного права и смешанные конституции (Средние века и Новое время)

3) XIX столетие – развитие социологических и политических концепций (Гегель, Маркс, Сен-Симон, Конт, Спенсер, Теннис.

Рубежом стали труды Вебера, Дюркгейма, Токвиля, Михельса.

4) Профессионализация политической науки.

На протяжении ХХ века он выделяет в развитии п.н. три вершины: первая – межвоенное время (20-40-е гг.) и связана с чикагской школой (Мэрриам, Лассвел, Райт); вторая – приходится на первые десятилетия после 2МВ и означало повсеместное распространение поведенческого подхода к политике, совершенствование традиционных политологических субдисциплин и рост профессионализации. Это нашло отражение в создании научных учреждений, сотрудники которых объединялись по деловым соображениям, профессиональных ассоциаций ПН. Третий взлет п.н. в ХХ веке определился введением логико-математических методов исследования, а также применением экономических моделей в рамках теории рационального выбора.

Существуют 4 различных подхода к политической мысли: антинаучный, постнаучный, марксистский и трв.

Приверженцы Л.Штраусса исходят из антинаучной позиции, суть которой сводится к тому, что применение научной методологии – лишь иллюзия, которая упрощает и затуманивает понимание проблем.

Постнаучный отличаются деконструктивизмом, они не признают наличия некой основной линии в развитии п.н, рассуждают о дисциплинарном плюрализме.

Хотя, основной чертой современной политической науки является фрагментированность и мозаичность парадигматики, разветвленность на различные школы, дисциплины и субдисциплины.

Марксисты и неомарксисты обрушиваются с критикой на эклектизм данного подхода, стремясь доказать, что политическая наука – наука общественная, состоит из непреложных истин, открытых Марксом.

ТРВ предлагает иерархическую модель п.н., стремящейся создать набор формальных математических теорий, которые объясняли бы все явления в их совокупности.

Главной задачей п.н. по мнению Алмонда, является получение знаний о политике в виде обобщений на основе достоверных сведений. С такой позицией соглашаются представители всех подходов.

Для Алмонда политика – профессиональная сфера, ее цель – в самовоспроизводстве как таковом.

Билет 2

Карл Шмитт и феномен политического.

Карл Шмитт - (1888 – 1985) – немецкий политический мыслитель и теоретик права.

Анализируя "Понятие политического", Лео Штраус указывает следующее - "политическое - базисная характеристика человеческой жизни; политика в этом смысле - судьба; следовательно, человек не может ее избежать". Из этого вытекает, что только в политическом контексте человеческая жизнь наполняется смыслом.

Вопрос о сущности "политического" Шмитт сводит к вопросу о его критерии. Таковым является способность различать врагов и друзей: "Если такого различения нет, то нет и политической жизни вообще". Оно неустранимо. Ни отдельному человеку, ни целому народу не уйти от него, не спрятаться от него в сфере морали или экономики, где имеют дело не с врагами, а с оппонентами и конкурентами.

Политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень ассоциации или диссоциации людей с различными мотивами.

Из категории признака политического следует плюрализм мира государства. Политический мир – плюриверсум, он не может быть един пока существуют государства.

Разделение по принципу друг-враг относится, прежде всего, к сфере межгосударственной политики.

Понятие "враг" - главный элемент "политического". В паре "друг-враг" первая часть носит чисто семантический характер, а чаще всего просто выпадает за ненадобностью. Зато второй части, понятию "враг", присущ не только политический, но и "экзистенциальный смысл". Враг - не символ, не некая абстракция - это осязаемая реальность, неотъемлемая часть бытия, превращающем его в бытие политическое.

Нет смысла говорить о политике, если не "наличествует реальная возможность борьбы", связанной, в свою очередь, с возможностью возникновения "решающего случая"– физического уничтожения. Конечно, политика не тождественна кровопролитию, войне (между государствами или гражданской), революции – они воплощают постоянно присутствующую возможность предельного выражения политики. Шмитт обратил внимание на связь политического и государства ("Понятие государства предполагает понятие политического"), однако приравнивать политическое и государственное неверно. Государство – "особого рода состояние народа, которое в решающем случае оказывается наиважнейшим", это "статус как таковой", "суверенное главенствующее политическое единство". Именно государство обладает правом определить "врага" (внутреннего и внешнего) и начать с ним борьбу (войну), т.е. правом принять "решение относительно самого важного случая".

Антилиберальный комплекс мысли К.Шмитта.

Не может не броситься в глаза антилиберальная заостренность понятия "политического". Антилиберальный лейтмотив проходит практически через все написанное Шмиттом; он звучит во всех его концептуальных рассуждениях. В миролюбивом либерализме, проникнутом тенденциями к пацифизму и нейтралитету, он усматривает отрицание решительного и воинственного "политического". Черно-белое истолкование мира на основе формулы "друг-враг" носит подчеркнуто антиконсенсусный характер и направлено все против того же склонного к компромиссам и согласию либерализма.

Мощный антилиберальный заряд несет в себе и такой фундаментальный элемент воззрений Карла Шмитта, как "децизионизм" (от фр. decision - решение), т. е. ставка на решение "или - или" в противоположность дискуссии и компромиссу. Децизионизм - это культ решимости и действия. В конечном счете он сводится к "великому или - или, чья суровая непреклонность скорее отдавала диктатурой, чем вечными разговорами". Концентрированным выражением децизионизма является шмиттовское понятие "исключительного" или "серьезного случая".

На это нее нацелена шмиттов­ская антитеза «демократия - либе­рализм». Главная линия противо­поставления: народ- индивид, де­мократическая «гомогенность» (однородность, единообразие) и либе­ральный индивидуализм.

Шмитт критикует либералов и социал-демократов за то, что они стремятся безгранично расширить понятие «демократия», связывают и идентифицируют его с либерализмом, социализмом, справедливостью, человечностью и примирением народов.

Либерализм - это синоним дискуссий, нерешительности, соглаша­тельства. Шмитт стремится исключить либерализм из сферы политического за излишнюю склонность к к компромиссу и отрицание постоянной вражды внутри политики.