Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
педагогика ответы.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
08.08.2019
Размер:
262.08 Кб
Скачать

5. Духовность как педагогическая категория

И. А. Соловцова

Одной из важнейших и наиболее ярких тенденций развития современной теории воспитания является усиление внимания к сфере, именуемой в научно-педагогических работах духовно-нравственным воспитанием. Этот интерес закономерен в условиях кардинального пересмотра взглядов на воспитанника, который воспринимается не просто как личность, наделенная определенным набором качеств для выполнения социальных функций, а как целостный человек, обладающий свойствами более высокого порядка, включенный в живую ткань культуры, являющийся неотъемлемой частью окружающего его мира, ориентированный на высшие ценности бытия. Однако такое понимание человека в педагогике является пока еще во многом интуитивным; зачастую оно идет от запросов практики. В науке же иногда приходится наблюдать попытки осмыслить новую реальность с точки зрения традиционных или же принятых большинством ученых в настоящее время методологических и технологических подходов. Результатом является неопределенность многих важных положений теории воспитания, а также терминологическая неопределенность.

Особенно наглядно терминологическая неопределенность проявляется во всем, что связано с термином «духовность». В светском понимании, которое является доминирующим в современной педагогике, термин «духовность» тесно связан с понятием «духовная культура». Поэтому духовное воспитание понимается как процесс приобщения воспитанника к культурным ценностям разного уровня (этническим, общенациональным, общечеловеческим), как воспитание человека культуры. При этом в качестве необходимого компонента духовного воспитания выступает приобщение к нравственности, освоение нравственных норм, в связи с чем в научно-педагогической литературе преимущественно используется термин «духовно-нравственное воспитание». Задачи духовно-нравственного воспитания видятся теоретикам воспитания по-разному: возрождение и утверждение русского национального и одновременно российского самосознания (В. Ю. Троицкий); пробуждение патриотизма, гражданственности через национальное самопознание и самовыражение (Б. Т. Лихачев); развитие духовных начал конкретного народа и каждого человека (Е. П. Белозерцев); развитие и саморазвитие личности, включающие освоение ею духовных и нравственных ценностей, определение своего духовного идеала, самореализация, стремление к духовно-нравственному самосовершенствованию (В. А. Беляева). Исследователи рассматривают особую духовно-нравственную сферу личности, выделяя в ней традиционные для светской педагогики компоненты – интеллектуальный, потребностно-мотивационный, операциональный, эмоциональный и действенно-поведенческий (В. А. Беляева).

Что касается религиозного понимания категории «духовность» (в данном случае речь идет о православии), то в его основе лежит представление о человеке как о триаде тело – душа – дух, причем на первый план выдвигается дух, и остальные составляющие человека рассматриваются в зависимости от духа. Духовность, таким образом, предстает как объективно существующее высшее начало в человеке, выражающее степень приближения его к идеалу, которым является Творец. Соответственно духовное воспитание рассматривается как процесс приобщения воспитанника к высшим православным ценностям (И. А. Ильин), которые не сводятся к ценностям личностным и социальным, как это имеет место в светской педагогике, хотя включают в себя те и другие. Духовная жизнь ребенка, являющаяся сферой заботы воспитателя, состоит, по мнению В. В. Зеньковского, из следующих компонентов, представляющих органическое единство: умственной, религиозной, моральной, эстетической. Таким образом, религиозная жизнь выступает неотъемлемой частью духовного развития человека, а обретение человеком «спасительного, нравственно востребованного духовного опыта» является целью православного воспитания (Е. Шестун).

Принципиально различаются и психологические основания светской и православной трактовки духовности. Одним из ведущих при выявлении сущности и структуры духовности в светской педагогике является понятие «потребность», с которым непосредственно связан потребностно-мотивационный компонент духовности. Но потребности вообще рассматриваются в качестве движущей силы развития личности, в том числе ее духовной сферы. При этом под потребностями, как правило, понимаются «определенные состояния организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающие зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающие источником различных форм их активности», что обусловливает преимущественно гедонистическую установку личности (В. Братусь).

Православная педагогика и психология также оперируют термином «потребности», однако для понимания категории духовности и духовной жизни человека большую ценность представляет понятие о страстях. Именно тщательное рассмотрение генезиса борьбы со страстями позволяет максимально приблизиться к постижению духовного мира человека. Эта борьба, процесс очищения души от «страстных помыслов» составляет необходимый элемент саморазвития человека. Для понимания духовной сущности человека очень важным является также понятие греха и учение о грехе, детально разработанное в святоотеческой литературе (следует учесть, что православные священнослужители обязательно выполняли воспитательную функцию). Таким образом, с православной точки зрения в духовном мире имеется также и «темная сторона» (В. В. Зеньковский). В светской же педагогике термин «духовность» и производные от него окрашены положительно.

Превалирующие в современной педагогической науке концепции, основанные в большинстве своем на философии экзистенциализма, рассматривают личность, ее потребности как главную цель воспитания; именно личность, с этой точки зрения определяет существование окружающего мира. В православной же педагогике над личностно ориентированными ценностями стоят ценности объективные.

Различия в понимании категории духовности в светской и православной педагогике находят свое выражение в ряде противоречий, возникших в сфере практической реализации образовательного процесса. Многие педагоги-практики рассматривают религиозное воспитание как необходимый компонент духовного воспитания, считая, что без приобщения учащихся к основным началам православия невозможно приобщение и к миру отечественных культурных ценностей, глубинное понимание произведений литературы и искусства. Между тем светский характер образования отрицает возможность религиозного воспитания в государственных образовательных учреждениях. Кроме того, процесс обучения в школе ориентирован на научное познание человека, вселенной, природной и социальной среды, в то время как религия — принципиально иная форма познания мира.

Однако существуют и определенные возможности для непротиворечивого сосуществования охарактеризованных выше подходов в рамках государственных образовательных учреждений, обусловленные некоторыми общими моментами в теории светской и православно педагогики. Это прежде всего признание свободы человека в самопознании и самосовершенствовании; положение о праве человека на свободный выбор между добром и злом; ориентация на нравственные ценности в целевых установках образовательного процесса; признание особой важности овладения культурным наследством и интеллектуального развития ребенка для воспитания духовности; понимание творчества как одной из наиболее важных ценностей воспитания. Представляется, что именно на основе этих положений может быть корректно раскрыта сущность категории «духовность» и процесса духовного воспитания, определены и детально разработаны все компоненты данного процесса.