Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы 57-63.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
04.08.2019
Размер:
80.76 Кб
Скачать
  1. Культура России во второй половине XVIII века. Университеты.

Петр I и его реформы широко раздвинули горизонт российской жизни. Во вре­мена правления Екатерины II этот процесс ускорился. Россия все дальше уходила от своей средневековой, во многом изолированной от остального мира культуры и превращалась в просвещенное европейское государство.

Идеи европейских просветителей, государственная практика просвещенных монархов стали достоянием не только императорского двора и просвещенной элиты Рос­сии. Они проникали в широкие круги населения — дво­рянство, растущий средний класс и даже крестьянство. И если предшествовавшие крупные повороты в истории европейской цивилизации — эпохи Возрождения и Рефор­мации — прошли во многом мимо России, то эпоха Про­свещения стала для нее собственной эпохой. Изменилось отношение к человеку, его месту в системе общества и при­роды, к целям и задачам общества.

Но в России царил феодализм, абсолютизм достиг своего расцвета, крепостничество, сословные привилегии и огра­ничения составляли незыблемую основу человеческих от­ношений. Это приводило к острым противоречиям между еще мощным в России старым миром и новыми явлениями в культуре. И все же новое упорно пробивало себе дорогу.

Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало взаимопроникновение достижений рус­ской культуры XVII в. и новых культурных веяний.

Христианское мировоззрение оставалось основным для русского человека. И Петр I, и Екатерипа II были глубоко верующими людьми, но проявляли совершеннейшее рав­нодушие к церковным обрядам, традициям, правилам. Освобожденная от этого постоянного церковного влияния и давления российская культура во всех своих проявлени­ях становилась все более светской.

Культура содействовала формированию российского опщества, она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание.

Членами этого общества и этой нации были и императрица, и вельможи, и провинциальные дворяне, и городские жители, и казачество, и крестьянство, в том числе крепостная интеллигенция (актеры, музыканты, живо­писцы). Конечно, между высшими слоями общества и его низами лежала непреодолимая пропасть, но культура не­заметно перекидывала через эту пропасть мостки. Лишь к|н>ностное крестьянство оказалось отверженным в этом новом наступающем мире.

Появление новых культурных ценностей приобретало н условиях многонациональной России интернациональный характер. Новые культурные ценности и просветительские идеи накладывались на культурные традиции и достижения ш-ех народов России и делали их сопричастными к судьбам истей страны. Они начинали ощущать себя россиянами, жителями колоссальной и многонациональной державы.

Носителем новых научных и культурных традиций явля­лось в первую очередь дворянство. Но это не означало, что русская культура была чисто дворянской. Дворянство созда­вало и пестовало в России общечеловеческую культуру.

Создателями российской науки и культуры XVIII в. ста­ли также выходцы из-за границы. В течение всего столетия иностранцы оказывали сильнейшее влияние на становление 1>оссийской цивилизации. Они участвовали в создании си­стемы образования, стояли у истоков организации Академии наук, внесли огромный вклад в развитие русской архитекту­ры, скульптуры, живописи, театра, музыки. В большинстве своем это были талантливые и увлеченные своим делом люди, которые принесли немало пользы России, передавая русским людям свой опыт, свое мастерство. Но постепенно набирали силу и влияние отечественные таланты.

Образование и просвещение народа. Образование и про­свещение народа к концу XVIII в. достигло значительных успехов.

Образование в основном было сословным. Это означало, что каждое сословие имело свою, закрытую от других, систему образования. И чем выше и привилегированней было сословие, тем выше являлся уровень образования.

В 1730-е гг. открылся Сухопутный шляхетский кор­пус, а в 1750-е — Морской шляхетский корпус. Таким об­разом, армия и флот пополнялись высококвалифициро­ванными кадрами, и одновременно дворянским детям предоставлялась возможность сразу после обучения на­чать службу в чине офицера, а не тянуть, как при Петре I, солдатскую лямку. Это была привилегия дворянства.

Другими закрытыми учебными заведениями стали Артиллерийский и Инженерный шляхетские корпуса.

Появилось немало частных дворянских пансионов в Москве, Петербурге, других городах. Дворянские дети в таких пансионах и жили, и учились. Одновременно в мо­ду вошло обучение в домашних условиях.

Однако обучение в пансионах и на дому нуждалось в по­вышении профессионального и общегуманитарного уровня. Это могли дать лишь высшие учебные заведения граждан­ского типа. В связи с отсутствием в России высших учебных заведений современного уровня вполне естественным шагом властей стало открытие в России сразу двух университетов.

Один, при Петербургской Академии наук, готовил кад­ры отечественных ученых. Эта цель ограничивала приток в университет тех, кто хотел получить университетское, т.е. универсальное, общее образование. К тому же поступ­лению в университет предшествовало обучение в академи­ческой гимназии.

С открытием в 1755 г. Московского университета по­ложение значительно переменилось. Поначалу здесь было три факультета — философский, юридический и медицин­ский. На философском факультете изучали математику, механику, физику, географию, филологию. На медицин­ском факультете значительное место отводилось изуче­нию химии и биологии.

Московский университет стал первым, и единствен­ным, в Европе XVIII в. университетом, в котором не было богословского факультета и не преподавались богослов­ские науки. Новое учебное заведение России покоилось целиком на светских принципах обучения.

Московский университет недаром носит имя великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711 — 1765). Он был инициатором его создания, разработал проект университе­та, настоял на том, чтобы преподавание в нем велось на

русском языке, что в пору всеобщего употребления в обу­чении латыни являлось также необычным. М. В. Ломоно­сом ловился превращения университета в публичное, т. е. недоступное, учебное заведение.

Не случайно в стенах университета в XVIII в. училось выходцев из семей разночинцев. Из них же формиро­вался преподавательский состав. Уставом университета запрещались телесные наказания студентов. Университет ныл автономной самоуправляемой организацией и не за­висел от местных властей. Подчинялся он Сенату.

При университете существовала гимназия. Одна ее сеть предназначалась для детей дворян, другая — для детей разночинцев. Огромную роль в создании университета И.И. Шувалов сыграл фаворит Елизаветы Петровны — И. И. Шувалов (1727—1797). Именно при его активной поддержке М. В. Ломоносов осуществил свои замыслы.

Наряду с учебными заведениями для дворянства в стра­не расширялась сеть духовных учебных заведений.

Постепенно развивалась сеть общеобразовательных школ. В 1780-е гг. впервые в истории страны была введе­на система народного образования. В Петербургской гу­бернии, а позднее еще в 25 губерниях страны открылись

двухклассные и четырехклассные народные училища. В первых детей учили чтению, письму, чистописанию, рисованию, Закону Божьему. Во вторых прибавлялось обучение грамматике, арифметике, геометрии, механи­ке, физике, географии, истории, естествознанию и архи­тектуре.

Систему образования Екатерина II стремилась поста­вить на европейский уровень. Ей хотелось, чтобы в стране появились люди широко мыслящие, гуманные, просве­щенные. И не только среди дворян, но и среди других со­словий. Для этой цели предполагалось создать закрытые учебные заведения — отдельно для дворян, купечества, прочих обывателей. Обучение там мыслилось проводить на основе принципов просвещения — путем убеждения, без наказаний и принуждения.

Закрытые учебные заведения появились прежде всего в Петербурге. В 1767 г. был открыт Институт благород­ных девиц (Смольный институт). Отдельными группами в нем обучались девочки из мещанского сословия.

Наука. В центре российской науки оставалась Акаде­мия наук с ее тремя отделениями — философским, физическим и историческим. Поначалу членами Академии являлись лишь приглашенные из-за гра­ницы ученые. После воцарения Елизаветы Петров­ны и окончания немецкого засилья во многих сферах общественной жизни страны положение в Академии стало меняться. Двинулись вперед научные исследо­вания, появились среди ученых свои, русские кад­ры. В 1740—1750-е гг. ведущая роль в Академии принадлежала Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Для русской науки Ломоносов стал целой эпохой. Кажется, не было отрасли знаний, в которую он бы ни проник и где ни оставил бы свой замечательный   след. Он создал первую в истории России химическую лабораторию. Именно в ходе серии химических опытов он пришел к открытию закона сохранения материи и движения. Ему принадлежит разработка атомно-молекулярной теории строения вещества. Объяснил он и явление нагрева тел: не мифический теплород, как считалось прежде, а движение частиц тела вызывает этот процесс. Астрономы называют Ломоносова отцом своей науки. Именно ему принадлежит честь открытия атмосферы на планете Венера. Немало сделал Ломоносов в области геологии, минералогии, горного дела, географии. Он обосновал великую значимость для России Северного морского пути, по которому и по сей день идут корабли в северо-восточные порты страны.

М. В. Ломоносов никогда не был кабинетным ученым. Он достигал поразительных результатов во многих прикладных науках, совершил ряд открытий, имевших практическое значение. Так, ему принадлежит идея громоотводов, оберега­ющих людей от атмосферного электричества, от молнии. Он стал основоположником отечественной научной метеороло­гии. Много трудился он в производственной сфере — в обла­сти разработок новых сортов фарфора, стекла, красок, созда­ния мозаики, из которой выполнял великолепные картины.

М. В. Ломоносов был гением не только в области естест­венных наук, но и выдающимся гуманитарием. Он внес большой вклад в формирование русского литературного языка и стал автором •Русской грамматики*. Его поэти­ческие сочинения, в частности оды в честь Елизаветы

11стровны, побед русского оружия, явились образцом для Г многих литераторов XVIII в. Наконец, М.В.Ломоносов проявил себя как яркий историк. Его «Древняя россий­ская история* представляет собой сочинение, наполнен­ное гордостью за историю славянского мира.

Во второй половине XVIII в. шагнула вперед и техниче­ская мысль. Теплотехник И. И. Ползунов (1728—1766) разработал проект универсального парового двигателя. Механик-самоучка И. П. Кулибин (1735—1818) изобрел

множество различных механизмов, среди них — удиви- И. П. Кулибин тельные часы. Он предложил проект одноарочного моста через Неву длиной почти 300 м.

Важной частью научной деятельности стали исследова­тельские экспедиции. Если XVII в. был веком великих русских открытий на востоке, то XVIII в. стал временем их исследования и освоения. Интересовало все — пути со­общения, климат, недра, морские течения, географиче­ские очертания Евразийского материка, его население.

С 1733 по 1741 г. при поддержке Сената, Адмиралтей­ства, Академии наук состоялась Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова9 в ходе которой был обнаружен пролив, отделяющий Америку от Азии, и назван именем первооткрывателя — Берингов пролив. Экспедиция открыла для мира Северо-Западную Амери­ку. Члены экспедиции исследовали и описали берега Камчатки, Курильские и Алеутские острова, Северную Японию.

Направлялись экспедиции и в Южную Сибирь, Нижнее Поволжье, в Приуралье и на Урал, в Башкирию, на Север­ный Кавказ, в Крым, к озеру Байкал.

Специальная исследовательская экспедиция отплыла на Аляску. Материалы этих экспедиций широко публико­вались в России и за рубежом.

Литература и искусство. Литература второй половины XVIII в. становится все более светской, выходит из-под влияния Церкви. Формируется русский литературный язык, освобожденный от старой церковной речи. Церковно-славянский язык остался лишь в религиозных текстах и в богослужении. Большое влияние на реформу языка оказали сначала М.В. Ломоносов, а позднее пи­сатель и историк Н.М.Карамзин (1766—1826), чей

Петру I. Он создает прозаические и поэтические произведения, осуществляет переводы древ­ней и современной европейской классики на русский язык. В ряду произведений классицизма стоят оды М. В. Ломоно­сова и В. К. Тредиаковского (1706—1768), а также трагедии и комедии А.П.Сумарокова (1717—1777), отца русской драмы, по признанию современников.

Русская литература развивалась быстро. И не успел расцвести классицизм, как на смену ему пришел новый стиль — сентиментализм, с его интересом к внутреннему миру, переживаниям не выдающегося героя, а простых го­рожан, крестьян. Ярким представителем этого направле­ния стал Н. М. Карамзин, чьей повестью «Бедная Лиза о любовных переживаниях скромной девушки, закончив­шихся трагедией, зачитывалась вся грамотная Россия.