Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раздел 3_ред.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
1.6 Mб
Скачать

1.2. Историческая характеристика развитых стран как промышленно развитых и как капиталистических

Исторически группа развитых стран отличается тем, что эти страны первыми вступили в полосу буржуазного развития. В них происходило массовое вовлечение населения (включая зависимое крестьянство) в рыночные отношения, постепенно укреплялся институт частной собственности, получавший все более прочное правовое обеспечение, развивались гражданские и личные права и свободы. Особенно сильный сдвиг произошел с освобождением крестьянства (составлявшего основную массу населения) от личной зависимости. Начал проводиться в жизнь принцип равенства граждан перед законом, были отменены сословные привилегии. В большинстве ведущих стран (Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия, Соединенные Штаты, Австро-Венгрия, Италия, Испания…) этот процесс сопровождался чередой политических революций.

В этот же период наиболее развитые страны развивали колониальную экспансию, используя ресурсы колоний для ускорения собственного экономического развития. Это способствовало углублению разрыва в уровнях развития метрополий и колоний. В конце XVIII-XIX веке наиболее развитые страны первыми (начиная с Великобритании) вступили в эпоху промышленного переворота. В них восторжествовал промышленный капитализм. Вместе с этим изменилась и социальная структура общества. Существовавшее до промышленного переворота преобладание самостоятельных мелких производителей, работавших на рынок, сменилось расколом общества главным образом на владельцев капитала и наемных работников (пролетариат).

До начала промышленной революции страны, ныне относящиеся к числу стран с развитой рыночной экономикой, уже демонстрировали более эффективное экономическое развитие по сравнению со странами, где существовал азиатский способ производства или специфическая азиатская модель феодализма. Однако по абсолютной мощи своей экономики страны Западной Европы в XVIII веке еще отставали от азиатских гигантов, и даже в первой трети XIX века до мировой промышленной гегемонии нынешних лидеров было еще далеко. Однако промышленный переворот резко изменил соотношение сил (см. Таблица 3.2).

Таблица 3.2. Доля стран и регионов в мировом промышленном производстве, 1750-1900 гг., в %

Страна

1750г.

1830г.

1900г.

Великобритания

1,9

9,5

18,5

Австро-Венгрия

2,9

3,2

4,7

Франция

4,0

5,2

6,8

Германия

2,9

3,5

13,2

Италия

2,4

2,3

2,5

Европа в целом

23,2

34,2

62,0

Соединенные Штаты

0,1

2,4

23,6

Китай

32,8

29,8

6,2

Индия

24,5

17,6

1,7

Япония

3,8

2,8

2,4

Китай + Индия + Япония

61,1

50,2

10,3

Kennedy, P. The Rise and Fall of Great Powers, Economic Change and Military Conflict from 1500 to 2000, London: Fontana Press, 1988, p. 190.

Источник: Иноземцев В.Л., Кузнецова В.С. Возвращение Европы. Штрихи к портрету Старого Света в новом столетии. М.: «Интердиалект+», 2002, с. 13.

Если в 1750 г. суммарное промышленное производство в Западной Европе и США не достигало и 40% от общего объема производства в трех крупнейших азиатских странах, то в 1830 г. это соотношение приблизилось к ¾ (почти исключительно за счет бурного промышленного роста в Великобритании), а в 1900 году, по завершении промышленного переворота в основных странах Западной Европы и в США, страны с развитой рыночной экономикой превосходили крупнейшие азиатские страны по показателю промышленного производства уже более чем в 8 раз!

Клуб развитых стран, сложившийся к последней четверти XIX века, к моменту завершения в них промышленного переворота, затем пополнялся весьма медленно («второй эшелон» – Германия, Япония, Италия) и главным образом за счет европейских или целиком колонизованных европейцами стран («третий эшелон» – Греция, Испания, Португалия…). В начале ХХ века появилось лишь одно исключение из этого правила – Япония. Тогда же в клуб развитых стран на время вошла Аргентина, но не удержалась в нем.

В начале ХХ века наиболее развитые страны почти полностью разделили мир на свои колониальные империи, и, пользуясь также своей промышленной монополией, захватили абсолютно доминирующие позиции в мировом хозяйстве. Эта эпоха получила название империализма. Результаты политического и экономического раздела мира не удовлетворяли развитые страны «второго эшелона» (Германию, Австро-Венгрию, Италию и Японию), начавшие, как и Соединенные Штаты, свою колониальную и экономическую экспансию с запозданием. Началась борьба за экономический и политический передел мира, породившая ряд локальных военных конфликтов, приведших в конечном итоге, к Первой мировой войне.

Эта война отражала собой не только стремление к военному решению проблемы изменения баланса сил между ведущими мировыми державами, но и обострение внутренних противоречий развития капиталистического мира. Конфликт интересов основных классов капиталистического общества – пролетариата и буржуазии – достиг своей кульминации в революционном кризисе первой четверти ХХ века. Этот конфликт в конечном итоге положил начало длительной исторической полосе поиска компромисса между классами капиталистов и наемных работников в наиболее развитых странах с капиталистической рыночной экономикой. Однако в некоторых странах, которые стремились войти в клуб наиболее развитых держав, но где национальная буржуазия оказалась неспособна к решению назревших экономических, социальных и политических проблем, противоречия достигли очень высокого накала, а в ряде стран даже вспыхнули революции под социалистическими лозунгами. Вооруженное вмешательство развитых стран позволило, путем массового террора, подавить революции в Финляндии и в Венгрии, но не достигло полного успеха в России.

В результате в России (СССР) была предпринята попытка догоняющей промышленной модернизации путем создания альтернативной (плановой) экономической системы. Экономическое соревнование и политическая борьба «двух систем» длительное время оказывали существенное влияние на страны с развитой рыночной экономикой, стимулируя в этих странах поиск внутреннего социального компромисса. Начало этим поискам было положено Вашингтонской конференцией великих держав 1919 года, рекомендовавшей, в частности, пойти на установление 8-часового рабочего дня, требование введения которого было предметом острых, но безуспешных для рабочих конфликтов на протяжении предшествующих более чем 40 лет.

На рубеже 20-х и 30-х годов прошлого века экономическое развитие ведущих капиталистических держав вновь продемонстрировало свою внутреннюю нестабильность, выразившуюся в Великой Депрессии. Это привело к новому обострению социальных противоречий и нарастанию конфликта между странами «первого эшелона» и «второго эшелона» развитых рыночных экономик. Результатом этого конфликта стало распространение различных форм фашизма (итальянский фашизм, германский нацизм, испанский франкизм) и уже Вторая мировая война.

В итоге этой войны число стран с плановой экономикой значительно выросло. Растущее влияние стран с плановой («социалистической») экономикой после Второй мировой войны ускорило распад мировой колониальной системы, дальнейшее существование которой и без того уже вело к росту борьбы за национальную независимость колоний и вспышке колониальных войн. Это ослабляло позиции метрополий и означало снижение эффективности эксплуатации ресурсов колониальных стран.

50-е – 70-е годы ХХ века характеризовались довольно высокими темпами экономического роста в развитых рыночных (капиталистических) экономиках. Этот период можно охарактеризовать как позднеиндустриальный, то есть период завершения преобразования всей экономической структуры на индустриальной основе и развития всех характерных для полностью индустриализированной экономики свойств. В этот период получила дальнейшее развитие тенденция к внутреннему социальному компромиссу, что выразилось в смягчении дифференциации доходов и усилении системы государственной поддержки социально уязвимых групп населения. В развитых странах сформировалось так называемое «государство всеобщего благосостояния». Ему соответствовала социальная структура, получившая название «общество двух третей», что отражает факт достижения в развитых странах уровня довольно стабильного социального благополучия примерно для двух третей населения. В мировой экономике население развитых стран заняло положение «золотого миллиарда».

На всем протяжении своего развития страны с развитой рыночной (капиталистической) экономикой демонстрировали высокую степень технологического динамизма. За период с начала промышленной революции в них прошло несколько волн технологического обновления. В позднеиндустриальный период развернулась научно-техническая революция, заложившая предпосылки для перехода развитых стран к постиндустриальной экономике. В ведущей стране западного мира – США – количество научных работников в исследовательских учреждениях с начала 30-х по середину 60-х годов возросло более чем в десять раз, расходы на НИОКР за два послевоенных десятилетия возросли в 15 раз. Доля ВНП, используемая на образование, с 1949 г. по 1969 г. увеличилась с 3,4% до 7,5%. За тот же период ВНП США лишь утроился1.

В тоже время довольно эффективное осуществление политики промышленной модернизации в условиях плановой системы обернулись замедлением темпов технического прогресса, а затем и общей стагнацией после выхода стран с плановой экономикой на позднеиндустриальную стадию. Сложившиеся модели плановой экономики, несмотря на серьезные усилия для продвижения в постиндустриальном направлении, не справились с этими проблемами и в 80-е – 90-е годы ХХ века были заменены рыночными моделями. Исторический эпизод «борьбы двух систем» завершился. Однако это доказательство преимущества развитых рыночных экономик не избавило их от эскалации внутренних и внешних проблем.