Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раздел 3_ред.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
1.6 Mб
Скачать

2.3.2. Теоретические предпосылки концепции «человеческого капитала»

Адам Смит для объяснения различий в уровнях заработной платы приводит довод, содержащий в зачатке понятие, которое только теперь полностью раскрыто в концепции «человеческого капитала». Затраты на образование или обучение человека, полагает Адам Смит, можно рассматривать как капиталовложения в его способность зарабатывать в будущем, аналогичные вложениям в вещественный капитал. Чтобы эти вложения экономически оправдали себя, они должны окупиться в течение трудовой жизни человека. Поэтому более образованные и лучше обученные люди в среднем зарабатывают больше тех, кому не хватает образования или подготовки: «Труд, которому он (образованный человек) обучается, возместит ему сверх обычной заработной платы за простой труд все расходы, затраченные на обучение, с обычной по меньшей мере прибылью на капитал, равный этой сумме расходов». Это соображение вызвало в последнее время немало попыток измерить эффективность вложений в образование и проверить, действительно ли эти вложения приносят «обычные прибыли на капитал, равный сумме расходов».

Особенно интересно то, что Смит рассматривает выбор в условиях неопределенности. Вплоть до самого последнего времени в истории экономической трактовки проблемы выбора в условиях неопределенности были известны только эти две странички у Смита, да еще несколько страниц в «Принципах» у Маршалла. Чтобы показать, что люди склонны переоценивать шансы удачи и недооценивать шансы потери, Смит приводит случаи из практики лотерей и страхового дела, представляя очевидные примеры того, что люди «любят риск». Это приводит его к выводу, что все профессии с перспективой сравнительно высоких, но ненадежных доходов в среднем дают меньшее вознаграждение, чем сопоставимые с ними профессии с полностью предсказуемым доходом. Люди всегда будут переоценивать свои шансы в рискованных профессиях (например, юриста или врача), и к этим занятиям будут стремиться слишком многие. Затем Смит, делая соответствующие оговорки, применяет эту логику рассуждений к разным уровням нормы прибыли в различных отраслях.

Основной капитал, — и это не лишне отметить, — по мнению автора "Богатства народов", состоит в числе прочего «из приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества», т.е. как бы включает в себя «человеческий капитал».

А. Маршалл одним из первых понял, что такой подход можно использовать для теоретического объяснения действительно происходящей трансформации капитала, имеющей далеко идущие экономические последствия. «В то время как роль, которую играет в производстве природа, обнаруживает тенденцию к сокращению отдачи, роль, которую играет в нем человек, обнаруживает тенденцию к возрастанию отдачи. Закон возрастающей отдачи: увеличение объема затрат капитала и труда обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективности использования труда и капитала»25. Иначе говоря, если капитал существует в форме знаний или инноваций, то его увеличение, при прочих равных условиях, повышает, а не уменьшает предельную производительность капитала.

Соответственно изменяется и концепция услуг труда. На рынке труда все более продается не рабочая сила, стоимость которой определяется минимальными издержками ее функционирования, а услуги труда, которые стоят тем дороже, чем они эффективнее (с точки зрения возможности получения прибыли). В результате заработная плата перестает определяться издержками содержания работника и начинает расти соответственно росту предельной производительности труда, а также редкости предлагаемой услуги. Рынок труда начинает предлагать не безличную производственную услугу, а личность, обладающую в требуемом профессиональном диапазоне относительно редкими, а иногда даже уникальными качествами. Сегментация рынка труда постепенно заменяется его индивидуализацией.

Рост средней заработной платы, если он действительно имеет место, приводит к двум важным следствиям.

Во-первых, увеличивается располагаемый доход (доход после уплаты налогов). Рост располагаемого дохода приводит к тому, что потребности становятся значительно более разнообразными и индивидуализированными, способствуя дальнейшему росту дифференциации производимых товаров и услуг, несовместимому с сохранением совершенной конкуренции.

Во-вторых, рост заработной платы делает использование различного рода инноваций главным источником прибыли. Поэтому в развитой экономике можно говорить о создании специфического инновационного рынка, включающего в себя отдельные сегменты рынка технологий, рынка знаний и профессиональной подготовки, финансового рынка и рынка труда. Возникает мобильная межрыночная связь, но не на уровне рынков в целом, а на уровне их отдельных сегментов, объединяемых вокруг определенной инновации. Экономическая система в целом становится более подвижной, она приобретает переменную структуру.

В результате указанных трансформаций капитала и услуг труда можно говорить о едином «человеческом капитале» с высокой долей профессиональной и интеллектуальной собственности. В той степени, в какой «человеческий капитал» зависит от достигнутого уровня образования и науки, последние становятся специфическими факторами производства. Текущий уровень образования и науки превращается в фактор конкурентоспособности экономики, причем не только в долгосрочном, но и в среднесрочном периоде.

Напротив, если поток инноваций в экономике ослаблен или отсутствует, то весь процесс идет в обратном направлении. Рынок знаний и инноваций, а также рынок труда становятся все более однородными, способствуя распаду «человеческого капитала» на капитал в обычном смысле и усредненные услуги труда. Инициатива и индивидуальные способности перестают вознаграждаться на рынке.

В эволюционирующей экономике значительно усиливается также роль ожиданий, да и качественно они претерпевают значительные изменения по сравнению с ожиданиями в стационарной экономике. Будущее в эволюционирующей экономике не похоже на прошлое, а сами изменения неожиданны. Поэтому ожидания в ней не являются ни адаптивными, ни рациональными (так как существующая в данный момент модель экономического поведения, на основе которой формируются рациональные ожидания, заведомо неполная). Ожидания становятся во многом интуитивными, а поскольку интуиция у людей разная, то сами ожидания индивидуализируются, в результате чего некоторые конкуренты могут получить временное информационное преимущество перед другими лицами, стремящимися к достижению той же цели.

Все эти процессы усиливаются в открытой экономике, где огромные массы денежного капитала мигрируют из страны в страну в поисках большей прибыли, а перемещения людей и информации начинают обгонять объемы международной торговли и перемещении международных капиталов. Однако этот процесс протекает неравномерно. Более развитые страны получают больше мировых сбережений, чем менее развитые. Кроме того, первые получают возможность перенести традиционное производство, особенно экологически вредное, на территорию менее развитых стран. Тем самым они способствуют экономическому развитию других стран, но в относительно более примитивной форме (по сравнению со своим собственным экономическим развитием). Сходные тенденции возникают и при передаче технологий (обычно передаются не самые современные технологии).