Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответственность по договору поставки.Дарение.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
18.07.2019
Размер:
247.81 Кб
Скачать

(Вопрос: Природа этого контракта – это предварительный договор?)

Нет, он вполне конкретный. Вообще-то это своеобразный договор, он не предварительный, хотя из него может вытекать обязанность заключить договор. Но если он не будет заключен, например, как при отказе поставщика, то нужно будет исполнять госконтракт, потому что считается, что всё для этого есть. Так что это не совсем уж предварительный договор, хотя специфика в том, что он в числе прочего предусматривает и заключение другого договора.

Порядок заключения госконтракта и договора на поставку. В принципе, особенность здесь в том, что закон довольно детально регламентирует эту процедуру и заключения госконтракта, и договора. Принципиально между заключением того и другого нет различий, поэтому можно одновременно о том и другом говорить. Что касается проекта госконтракта, то такой проект, как правило, разрабатывается госзаказчиком и направляется поставщику. Но проект договора на поставку обычно уже разрабатывается поставщиком, потому что поставщик уже имеет госконтракт, от которого может отталкиваться.

Второй этап. Сторона, которая получает проект госконтракта или договора на поставку, в 30-дневный срок подписывает этот договор. Если она с чем-то не согласна, что-то хочет уточнить, то наряду с подписанием договора она еще составляет протокол разногласий, который направляет другой стороне.

А дальше третий этап. Сторонам предписывается также в 30-дневный срок урегулировать возникшие между ними расхождения с учетом проекта договора и протокола разногласий, а если им это сделать не удастся, то сторона, которая имеет право требовать от другой стороны заключения договора, может обратиться в суд с преддоговорным спором об обязании другой стороны заключить договор.

Последнее, что следует сказать о данной разновидности договора поставки. В законодательстве выделяется много так называемых дополнительных гарантий прав поставщиков, то есть тех организаций, которые взялись выполнять госконтракт. Прежде всего речь идет о гарантиях оплаты поставленных для госнужд товаров. В гражданском законодательстве, в частности в законе 1994 года и в ГК, красной нитью проходит идея о том, что независимо от того, кому поставляются товары, непосредственно госзаказчику, конкретному покупателю или получателю, стороне, даже не участвующей в договоре, но в роли гаранта оплаты выступает госзаказчик, даже если расчеты ведутся самим получателем (это тоже возможно), но госзаказчик выступает в роли гаранта.

К сожалению, эта идея гражданского законодательства в настоящее время сведена на нет бюджетным законодательством, то есть принятым БК, потому что, наоборот, если сейчас говорить о системе стимулирования, об интересах для предприятий подключиться к госзаказу и т.д., то первый совет, который вам следовало бы дать, это проверить, есть ли у госзаказчика деньги, выделены они ему или не выделены, потому что из бюджетного законодательства вытекает, что если денег не выделено на соответствующие цели, то что бы он не заключал, что бы он не подписывал, правда, он должен заключать и подписывать только в рамках выделенных средств, но это не всегда происходит. Этот вопрос шире стоит, не только касается поставок, но и подрядов: договоры заключают, а денег нет. Обращаются в суд, а суд говорит: ответственность только в рамках выделенных средств.

Это прямое противоречие гражданского и бюджетного законодательство, которое пока никак не разрешено. Этот вопрос заслуживает, наверное, внимания Конституционного суда и т.д., потому что нормы одного акта практически сводятся на нет действием другого.

Вторая гарантия – это гражданско-правовая гарантия на то, что поставщикам должны быть возмещены все убытки, которые возникли в связи с выполнением госзаказа. Что имеется в виду? Смысл в том, что если поставки тех или иных товаров являются убыточными для предприятия, то во всяком случае уж убытки-то им должны быть возмещены.

Третья гарантия – об исполнении обязательства. Если отказывается от договора получатель, конкретный покупатель по договору, то можно требовать исполнения от самого госзаказчика. И он здесь не только по оплате, но и по другим обязательствам выступает в роли такого гаранта. С другой стороны, сами поставщики здесь тоже несут повышенную ответственность. Она весьма своеобразной является. Например, за недопоставку товаров по госконтракту или договору поставщик обязан уплатить неустойку в размере 50% от стоимости непоставленных или недопоставленных товаров и неустойка эта носит даже штрафной характер. То есть убытки возмещаются и плюс такая большая неустойка.

Договор контрактации. Раньше он был самостоятельным договором, сейчас это разновидность купли-продажи. По договору контрактации производитель с/х продукции обязуется передать выращенную или произведенную им с/х продукцию заготовителю – лицу, которое осуществляет закупку этой продукции для ее либо переработки, либо дальнейшей перепродажи. Таким образом, специфика здесь в двух моментах: это субъектный состав и предмет, и они оказывают влияние на правовое регулирование.

Законодатель прежде всего учитывает, что стороны как бы находятся не в равном, во всяком случае фактическом, положении. Заготовитель традиционно считается находящимся в лучшем положении, чем с/х предприятия, тем более конкретный фермер. И отсюда идет наделение производителей рядом дополнительных прав и льгот, а, напротив, к заготовителям предъявляются более жесткие требования. А второй момент – это специфика самого предмета. Им является с/х продукция, которую еще нужно произвести, нужно вырастить, на момент заключения договора ее, как правило, нет, а с/х производство связано с определенными превратностями, неурожаями. И поэтому заранее невозможно точно определить, сколько чего уродится и каким будет в нынешнем году урожай.

Есть здесь и специальное законодательство, и в ГК есть раздел, и есть специальный закон о поставках сельхозпродукции для госнужд. А конкретно специфика выражается в следующем. Во-первых, в чем проявляется преимущественное положение производителя? В том, что если иное не оговорено сторонами в договоре, то заготовитель должен явиться по месту нахождения производителя и забрать эту с/х продукцию за свой счет. Все транспортные расходы, издержки, связанные с этим, ложатся на производителя.

Далее закон специально подчеркивает, что производитель не может отказаться от приемки с/х продукции, ссылаясь на причины, которые либо зависят от него (нет тары), либо зависят от того, что слишком в этом году много уродилось данной с/х продукции, что уже всё затарено, что нет спроса и т.д. Он обязан принять всё, что предусмотрено договором.

Эта же линия продолжается в вопросе об ответственности. Закон исходит из того, что производитель с/х продукции отвечает всегда лишь за виновное поведение, и специально подчеркивается, что здесь его освобождают от ответственности за всё, что лежит вне пределов его контроля и его вины: неурожай, стихийные бедствия, засуха и т.д. Напротив, заготовитель (он обязательно является предпринимателем) отвечает, как и всякий предприниматель, на началах риска, а не на началах вины.

Есть и другие отличия, более частные, но сказанное является главным. Вообще сам договор урегулирован крайне скупо, 5 или 6 статей: сначала правила о контрактации с их спецификой, потом правила о договорах поставки, потом правила об общей купле-продаже.

Договор энергоснабжения – следующая разновидность купли-продажи. Здесь специфика определяется прежде всего предметом. Им является энергия. Производство и потребление здесь неотделимы друг от друга, и человечество пока еще не сумело в целом накапливать энергию: сколько ее производится, столько и должно потребляться.

Кроме того, специфика здесь в том, что потреблять эту энергию, покупать ее могут не все, а лишь те, кто имеет так называемую присоединенную сеть. Чтобы заключать такой договор, нужно быть присоединенным к общей сети, по которой идет данная энергия.

Что касается определения договора, то оно сформулировано в ст.539 примерно так: По данному договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию надлежащего качества в надлежащем количестве, а абонент обязуется, во-первых, оплачивать принятую им энергию, и специально подчеркивается, что абонент должен соблюдать все установленные правила безопасности, обращения с энергосетями и иметь исправные приборы, оборудование, связанные с потреблением и учетом энергии.

Итак, субъектами этого договора являются, с одной стороны, энергоснабжающие организации, в роли которых выступают исключительно юридические лица, которые имеют особое разрешение, лицензию на данный вид деятельности, а им противостоят абоненты, те, кто энергию потребляют, ими могут быть и граждане, и предприятия.

Есть еще так называемые субабоненты, то есть те лица, которые принимают энергию не непосредственно от энергоснабжающих организаций, а через основных абонентов. В принципе, это не запрещается, наоборот, на практике очень широко распространено. Но это должно делаться только с согласия энергоснабжающей организации, то есть перепродажа энергии требует согласия энергоснабжающей организации.

Для того, чтобы быть абонентом, нужно иметь присоединенную сеть, без которой энергию потреблять невозможно.

По этому вопросу в ГК содержится чуть больше норм, чем по контрактации, но тоже, конечно, не так много, чтобы было достаточно для регулирования. Здесь также применяются правила о поставках и действует обширное подзаконное законодательство, прежде всего разные правила подачи электроэнергии, правила подачи газа, теплоэнергии и т.д., есть Положение о Госэнергонадзоре и множество других актов. Как я уже сказал, правила об этом договоре применяются не только к энергоснабжению, но и к теплоснабжению и даже снабжению газом, водой, нефтепродуктами, если это осуществляется именно через присоединенную сеть или если иное не вытекает из существа обязательства.