Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Урсул 256-266.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
40.45 Кб
Скачать

тая строка свидетельствует о полном онаучивании всех элемен­тов производительных сил (что в полной мере произойдет лишь при коммунизме).

Пользуясь таблицей, можно обнаружить исторический период, которому соответствует та или иная ситуация влияния пауки на различные элементы производительных сил. Можно знаки в таб­лице заменить цифрами (скажем, отсутствие влияния науки обо­значить нулем, а ее воздействие — единицей) и тем самым, если это понадобится для каких-либо целей, превратить таблицу в матрицу. Можно, наконец, приписать каждому описанию состоя­ния вероятность его осуществления, как это делают Карнап и Бар-Хиллел в своем варианте семантической теории информации, что позволит вычислять их информационное содержание. Короче говоря, формализация становления науки НПС открывает путь и к математизации исследования этого процесса.

Следует, конечно, отметить, что приведенная формализация процесса становления науки НПС не охватывает и частично ог­рубляет его содержание. Однако мы считаем такую формализа­цию полезной, ибо она позволяет, пользуясь системно-структур­ными соображениями, вычленить наиболее важные отношения пауки и производительных сил (причем уместно отметить, что построение подобных формализованных таблиц оказывается эф­фективным и для изучения других процессов, например, как от­мечалось, космизации науки, производства.

Таблица онаучивания производительных сил дает возмож­ность составить наглядное представление о том, что же понима­ется под наукой как необходимом и в этом смысле непосредст­венном факторе развития производительных сил. Наряду с этим существуют и «окольные», опосредованные пути воздействия на­уки на производительные силы, например, через производствен­ные отношения, через те предметы труда и условия производст­ва, которые сами по себе не составляют производительных сил, но так или иначе с ними связаны. Существуют и другие линии опосредованного влияния науки па производительные силы, но здесь они не обсуждаются.

А.Д.Урсул. Проблема информации в современной науке Издательство «Наука» ,Москва, к-62, стр. 256-266

Информационная сущность становления науки непосредствен­ной производительной силой. Рассматривая становление науки в качестве НПС, мы имеем в виду науку не только как систему знаний, но прежде всего как деятельность людей по производству и применению этих знаний. Концепция науки только как про­цесса по производству новых знаний и приведения их в соот­ветствующую систему здесь уже оказывается недостаточной. Если для фундаментальных наук основная цель действительно заклю­чается в приращении новых истин, в открытии законов природы, общества и мышления, то задача прикладных наук (а именно они поглощают основную массу людских «и финансовых ресур­сов) ориентирована совсем па иное. Сохраняя функцию прира­щения новых знаний (но, как правило, не фундаментальных), прикладные исследования выполняют специфические задачи, свя­занные с внедрением знаний в практику, прежде всего технико-производственную.

Прикладные науки и представляют тот основной канал, по которому знания от фундаментальных наук движутся к произ­водству (через стадию опытно-конструкторских разработок). Идеи и открытия, выраженные в весьма общей, а потому и неопре­деленной форме, здесь уже конкретизируются, превращаются в свои особенные формы, причем учитывающие в том или ином виде и цели преобразовательной деятельности человека. Уже само движение знания от фундаментальных наук к прикладным не представляется только простой передачей информации, но и в существенной степени ее преобразованием. Такое преобразова­ние, сохраняя инвариантной идею фундаментальной науки, наполняет ее новым содержанием и перекодирует ее в новые формы, способные к дальнейшему движению в сторону произ­водства.

Из того факта, что «внедренческая» функция свойственна главным образом прикладным наукам, не следует делать вывода, основанного на изучении явления, что производительной силой становятся только эти науки, а фундаментальные по-прежнему остаются сферой добычи знания ради знания. В действительно­сти без фундаментальных наук, без открытия законов природы и общества невозможно было бы использование достижений при­кладных наук. Поэтому о становлении науки производительной силой имеет смысл говорить как о целостном явлении, в котором свои специфические функции выполняют все его компоненты.

Когда мы говорим о движении знания, принявшего форму научной информации, от науки к производительным силам, то, конечно, имеем в виду, что такое движение происходит в ре­зультате человеческой деятельности. Человеческая трудовая дея­тельность, «обмен веществ между обществом и природой, как и всякое материальное взаимодействие, сопровождается информа­ционными моментами» 96. Превращение материального в идеаль­ное, т. е, процесс отражения человеком объективной действи­тельности включает в качестве своей стороны (стороны отра­жения) движение информации. Информация, выступая в качестве определенного результата познавательной деятельности, от фунда­ментальных наук по социально-коммуникативным каналам дви­жется (передается и преобразуется) к прикладным научным ис­следованиям и разработкам и в результате деятельности человека может опять-таки превратиться из идеальной в материальную.

Процесс получения информации от объекта познания, превра­щение материального в идеальную информацию не является единственным информационным процессом, происходящим в сфе-

ре науки. Движение информации, в данном случае идеальной (но при помощи соответствующих материальных процессов и носи­телей) происходит и в сфере науки, причем здесь проявляются все виды этого движения вплоть до того момента, когда преоб­разованная информация будет готова к своему обратному пре­вращению из идеальной формы в материальную. Эта материали­зация информации происходит в том случае, если имеются со­ответствующие потребности и условия в технико-производствен­ной сфере.

Процесс превращения идеальной информации в материальную движение информации от науки к производству также пред­ставляет собой отражательно-информационный процесс, совершаю­щийся благодаря человеческой деятельности. Если ранее до ста­новления науки как НПС отражательно-информационные процес­сы в сфере науки происходили вне зависимости от процессов взаимодействия в сфере материального производства, то в даль­нейшем ситуация коренным образом меняется. Возникает воз­можность сопряжения движения информации в науке с движе­нием информации и связанных с нею материальных носителей в сфере производства. Если ранее информационные процессы в науке происходили в относительной независимости от производ­ства, совмещаясь часто совершенно случайно, то становление науки в качестве НПС означает все более тесное сопряжение этих процессов.

В связи с таким информационным пониманием сущности процесса становления науки как НПС (а оно развивается уже не только нами) 97 возникают две, еще малоисследованные про­блемы, о которых уже шла речь в иной связи. Во-первых, это — исследование информационного аспекта науки не только в плане получения нового знания или же научных коммуникаций, но и приложений науки, внедрения ее достижений в производство. Во-вторых, это — исследование информационного аспекта материальных производительных сил, что представляет собой наиболее важную задачу изучения материальной социальной информации. Разработка этих проблем позволит более глубоко познать ин­формационную природу становления науки в качестве НПС, ибо превращение идеального (научной информации) в материальное (как и наоборот) возможно только в информационно-отражатель­ном плане,

Движение информации от науки к производству может изу­чаться в различных аспектах. Наиболее простая и абстрактная модель такого движения — это представление его как передачи и перекодирования информации. Надо сказать, что эта модель в ряде случаев действительно хорошо описывает процессы движения ин­формации от науки к производству, но в целом она неполна,

" По сути дела близкая к нашей точка зрения развивается и в книге «Человек — наука — техника», стр. 70—78,

ибо абстрагируется от управленческих моментов. Результатом та­кого движения является изменение разнообразия тех элементов материальных производительных сил, которые воспринимают ин­формацию от науки. Если это предметы и средства труда, то об изменении их информационного содержания можно судить по тому, какие и на каком уровне произведены изменения в их структуре после использования научной информации. Здесь еще предстоит выработать методы определения информационного со­держания того или иного предмета до его изменения и после из­менения в результате «восприятия» научной информации.

Кроме того, учитывая, что внедряется в производство лишь та информация, которая в результате опытно-конструкторских разработок имеет свои идеальные схемы (чертежи и т. д.), мож­но, по-видимому, информационными методами определить степень реализации научной информации в соответствующих предметах! и средствах труда. Для этого необходимо разработать методы определения информационного содержания в идеальной модели' будущего материального предмета и в нем самом, уже преоб­разованном. Разработка упомянутых методов позволит теоретико-информационными методами определять как степень преобразо­вания человеком природы, так и степень воплощения цели в результате деятельности.

Что касается использования схемы передачи информации от науки к человеку, то здесь уже имеет смысл опираться не на синтаксические соображения, а на семантические, например, на те, которые были предложены Ю. А. Шрейдером в его модели семантической теории информации. Здесь восприятие научной ин­формации можно фиксировать изменением тезауруса приемника информации. Для этого необходимо определить тезаурус прием­ника информации до и после восприятия информации. Такие исследования уже ведутся, и обнаружена прямая корреляция из­менения информационного содержания потребителя информации и его профессионального мастерства. «По существу рост квали­фикации исполнителя,— отмечает А. И. Гутштейн,— является выражением роста его тезауруса. В частности, кривые навыка, показывающие рост. продуктивности (или успешности) труда по мере обучения... в сущности, являются выражением увеличения объема тезауруса и его структурных сдвигов в направлении бо­лее адекватного отражения объективных закономерностей»98.

Весьма важным является не только изменение запаса знаний людей, приводящее к более квалифицированному выбору путей и способов реализации производственных операций, но и более правильный выбор цели. Выбор цели является необходимой состав­ной частью деятельности людей, принятия ими управленческого решения. На выбор целей и решения существенную роль оказы-