Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л[1].Н. Гумилёв-реферат.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
136.7 Кб
Скачать

Пассионарный толчок.

Исходным моментом любого этногенеза является специфическая микромутация небольшого числа особей в географическом ареале. Следствием мутации является появление в генотипе людей признака пассионарности, формирующего новый стереотип поведения. Это явление, вызывающее в популяции повышенную абсорбцию биохимической энергии из внешней среды и приводящую к появлению новых этнических систем Л.Н. Гумилев назвал пассионарным толчком (13, 15). Толчок может быть идентифицирован по ряду объективных признаков, универсальных для всех известных в истории феноменов этногенеза.

Природа пассионарного толчка является одним из открытых вопросов теории этногенеза. Прежде всего, география отдельного толчка имеет своеобразный характер: область генерации пассионариев представляет собой узкую полосу (шириной 200–300 км), вытянутую по поверхности Земли и геометрически близкую к геодезической линии. Возникший признак пассионарности связан с повышенной активностью, но характер этой активности определяется местными условиями: «... ландшафтными, этнокультурными, социальными, а также силой самого импульса. Вот почему все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы этногенеза сходны» (2). Через 1200-1500 лет от начального момента толчка пассионарный признак в популяции угасает и этнос либо растворяется в среде соседних народов (ассимилируется), либо существует неограниченно долго в гомеостазе, в состоянии равновесия с биоценозом своего ландшафта.

Поскольку в теории принято, что пассионарность – признак генетический и есть ген – носитель этого признака, то проявляться он должен в результате мутаций, вызванных внешним энергетическим воздействием на популяцию. Генетическая природа пассионарности подтверждается не только фактом передачи признака пассионарности по наследству с постепенным его угасанием (свойство рецессивных признаков), но и прямым расчетом этногенетических кривых с использованием закономерностей популяционной генетики (рукопись в печати).

А вот тип внешнего воздействия, вызывающего мутацию, до настоящего времени не установлен. Сам Л.Н. Гумилев с учениками склонялся к космической причине – воздействию космических лучей, вызванных вариациями солнечной активности или вспышкаами сверхновых (22).

Однако возможен вариант воздействия на организмы электрических или магнитных полей, возникающих в результате каких–то процессов, протекающих в мантии Земли (след воздействия будет тоже геометрически представляться в форме геодезических линий).

Фазы этногенеза.

Итак, пассионарный толчок прошел. Какими путями затем развивается процесс этногенеза? По Л.Н. Гумилеву развитие этносов в результате пассионарного толчка во всех случаях на качественном уровне протекает однотипно и исключений в ряду законченных этногенезов, зарегистрированных мировой историей, им не обнаружено.

Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, характеризуемых определенным уровнем пассионарного напряжения и соответствующим ему стереотипом поведения(8). Первая фаза – фаза пассионарного подъема этноса. В ней выделяются два периода: скрытый или инкубационный (от момента пассионарного толчка до появления этноса как новой системы) и явный, связанный с политическим оформлением нового этноса и усложнением его структуры (увеличение числа субэтносов и конвиксий). Стереотип поведения : «Будь тем, кем ты должен быть», как способ утверждения прав нового этноса среди соседей.

Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза, в течение которой пассионарные перегревы сменяются временными спадами. Люди перестают работать на общее дело и начинают бороться каждый сам за себя. Императив поведения: «Будь самим собой!». Избыток пассионариев выплескивается за пределы ареала этноса или аннигилируется внутри него. Обычно эта фаза сопровождается внутренним соперничеством и резней.

Следующая фаза этногенеза – фаза надлома, характеризующаяся резким снижением пассионарного напряжения и увеличением доли субпассионариев. Императив: «Мы устали от великих». Надлом сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства. Однако внешний расцвет культуры вызван спадом пассионарности, а не ее подъемом. Это самая болезненная фаза, начинающаяся на заключительном участке демографического взрыва и заканчивающаяся демографическим спадом.

Наступает инерционная фаза, во время которой плавное снижение пассионарного напряжения приводит к стабилизации этноса после надлома. Это период расцвета цивилизации, наступает эпоха накопления культурных ценностей, ранее часто уничтожаемых в огне «горячих фаз». Стереотип поведения в этой фазе: «Будь таким как я».

Снижение уровня пассионарного напряжения ниже уровня, свойственного гомеостазу (устойчивому состоянию этнической системы) характеризует следующую фазу – фазу обскурации. При этом размываются системные связи, удерживаемые энергией пассионариев, этнос упрощается, заметную роль начинают играть субпассионарии. Их стереотип поведения: «Будь таким, как мы» – становится стереотипом этноса в целом. Этнос теряет устойчивость, способность к самозащите почти равна нулю, и, поэтому, не каждому этносу дано эту фазу пережить.

Уцелевший в обскурации этнос вступает в последнюю фазу этногенеза – мемориальную, когда сохраняется лишь память об исторической традиции, а затем приходит время равновесия с природой (гомеостаз). В изолированном состоянии он может существовать сколь угодно долго, демонстрируя богатую историю и памятники культуры. Поскольку в этот период доминируют гармоничные особи, этнос находится в адаптивном равновесии со своим ландшафтом, но творчески он погас. Стереотип поведения: «Будь самим собой доволен». Это состояние бесконечно существующего маленького народа сформулировал для троллей Ибсен в «Пер Гюнте»: «Будь собой доволен, тролль!»

Краткое описание фаз этногенеза, приведенной выше, можно расцветить текстами исторической этнологии, которые так живо звучат в монографиях Л.Н. Гумилева. Но ввиду неблагодарности занятия, состоящего в переписывании чужого текста, авторы обзора отсылают читателя к монографиям Л.Н. Гумилева (4, 13, 15), добавив к ним выпущенные в последние годы монографии по этногенезу Руси и циркумкаспийского ареала – горнила современного евроазиатского геополитического пространства (8, 11).

Как же соотносятся описанные выше фазы с важнейшим вопросом этнической истории – соотношением развивающегося этноса с вмещающим его ландшафтом?

При возникновении, т.е. в фазе подъема, этнос «подтесывает» ландшафт и применяется к нему. Во время междоусобиц и завоевательных войн акматической фазы ландшафт не эксплуатируется и тем самым предоставлен сам себе. Но вот в инерционной фазе, когда растет техносфера, а хозяйственная деятельность направлена на расширенное воспроизводство, давление на природную среду идет по нарастающей, что порой оборачивается трагедией и гибелью этноса, подрубившего под собой сук – тому примером является угасание Вавилона (6, 23). В этой фазе этногенеза фатальный исход для биоце­ноза не является обязательным, но опасная трансформация ландшафта происходит всегда.

Еще более опасной для биохора является фаза обскурации. Поскольку системные связи в этом случае размываются и активную роль начинают играть субпассионарии, отношение общества к окружа­ющей среде имеет выраженный хищнический характер. При благоприят­ных условиях наступает гомеостаз, когда уцелевший этнос превраща­ется в реликт, существующий в гармонии с окружающей природой, если она еще способна обеспечить существование человека. К этому состоянию хорошо подходит афоризм Абба Эбана: «Нация начинает вести себя разумно после того, как уже исчерпываются все другие возможности».