Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Е.Сатановский. Контекст событий на Ближнем Вос....doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
262.14 Кб
Скачать

Новая Оттоманская Империя

Второй имперский проект, который мы сейчас наблюдаем – соседняя Турция. Новая Оттоманская Империя. Там вообще все замечательно, особенно это будет видно лет через двадцать-тридцать, когда мы на них во весь рост напоремся уже в Российской Федерации. Дело в том, что Турция прошла Исламскую Революции так, что её никто не заметил, в отличие от Ирана, где ее все заметили в 1979 году и поняли, что это настоящая революция. В Турции она прошла мягко, политически, прошла 19 сентября прошлого года, когда в Турции прошел референдум по изменению Конституции. И Турция Кемаля Ататюрка – светская, кончилась. Началась Турция Эрдогана. Исламисты пока умерены. Надо сказать, что термин «умеренные исламисты» это вообще такой забавный термин, потому что умеренные исламисты постепенно становятся неумеренными, и потом заключают союзы совсем радикальные. Тяжелое давление на ислам, в том числе на ислам политический, многочисленные военные перевороты, которые Турецкая Конституция закладывала в себе: как только у вас ислам, армия выходит из казарм и меняет правительство – все, это по закону, нормально, легитимно. Но это же военная хунта. Она все равно коррумпирована, она все равно ворует, она все равно плоха. Опять люди задают вопрос: а почему ислам нельзя? Вот мы исламская страна. Потому что Ататюрк бился со старой оттоманской элитой, которая вся напрочь была исламская? Ну а мы-то здесь причем? И новый консервативный военно-промышленный блок, торгово-промышленный блок Внутренней Анатолии – люди консервативные, базарчи, как говорили в Иране. Базар всегда консервативен, в исламском мире он всегда исламизирован. На это шах в свое время в Иране напоролся, когда поссорился с базаром, поторопив модернизацию. Постепенно, через парламент провели массу людей в депутаты. Партия Исламской Справедливости и развития – не первая исламская партия Эрдогана. Их там запрещали в девяностые годы, были еще конфликты в двухтысячных, а сегодня уже нет.

Эрдоган провел референдум по смене конституций, потому что он провел своего человека в президенты – Гюля, потому что министр иностранных дел – Ахмет Давуд-оглу – гениальный университетский профессор, исламистом ставший с молодости. Ему было восемнадцать лет, когда он полгода провел в Аль-Азхаре, в Египте, не в ваххабитском университете, оттуда, правда, половина Аль-Каиды происходит. Этот человек написал в свое время книгу – о пути Турции в Новый Осман, что она будет делать с соседями, как она будет развиваться, как она будет вести себя с Европой и США, вот все, что там написано – он сегодня, как министр иностранных дел реализует. При этом активность у этого человека чудовищно невероятная – несколько десятков визитов в год, в страны Африки, в Латинскую Америку, в Азию, куда угодно Ахмет Давуд-Оглу носится, как говорили в мое время – «как электровеник», обеспечивая доминирование Турции по всем направлениям.

Безусловно, это еще одна наша проблема. Потому что с одной стороны у нас с Турцией идеальные взаимоотношения – мы туркам крупнейший деловой партнер. Они нам номер пять. Голубой поток, такая труба, которая нас связывает – по ней идет газ, мы обеспечиваем им энергоносители, ну, более чем на 80%. Правда через Турцию сейчас будут все конкурентные проекты, все трубы, которые Газпром наш разорят, идти, и как только Газпром наш пытается чего-то на эту тему говорить, ему говорят: «А демократия?» Поэтому, европейцы хотят, мы готовы – вот проект Набукко, вот проект Транскаспийского магистрального трубопровода, вот с Южным потоком вашим действительно проблемы, мы ведь не можем договориться. В качестве прорыва мы говорим: «А мы вам зато атомную станцию построим!» Замечательно, мы выигрываем тендер на атомную станцию в Аккую. Вообще этот проект стоит порядка восьми миллиардов долларов, дороже он не стоит. Мы подписались на двадцать, что вполне резонно, потому что украсть тоже надо. Соответственно, аккуинцам от этих двадцати миллиардов должны были три миллиарда дать турецкие инвестиции. На межправкомиссии Турция изменила свою позицию, и сказала «Мы всей душой, три миллиарда – безусловно, но Парламент не утвердил!» И поездка Сечина к Эрдогану и звонки Путина не сделали ничего. Я уже не говорю о турецкой привычке пересматривать соглашения уже подписанные, как это было с ценой на газ, по Голубому потоку.

При этом перевес турецкого флота над всеми прочим флотами в Черноморье – в пять раз. Я уже не говорю о современности их кораблей, и о тех ржавых лайбах, которые стоят у нас там в Севастополе. Я уже не говорю о слабости отечественно армии на Кавказе, и что продемонстрировала российско-грузинская война 2008 года. Мы ее, конечно, выиграли, хотя, грех было не выиграть с Грузией войну, но вообще мы ее могли проиграть, и достаточно легко. И свирепая чистка российской армии, которая сейчас проводится Сердюковым – это в частности следствие того, что мы ее едва не продули. И строго говоря, тут вопрос прямого столкновения, если оно будет, боюсь, что перевес будет абсолютно катастрофичным. Может ли она быть? А почему нет? Сочи, Геленджик, Анапа – тоже турецкая территория, тоже северные территории, триста лет подряд с Турцией воевали, отвоевали много чего.