Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Контрольная работа Философия вариант 15.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
01.04.2014
Размер:
98.3 Кб
Скачать

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2

1. Категории движения, развития, изменения, прогресса и их взаимоотношение 3

2. Диалектическая и иные трактовки развития 8

3. Проблемы источника развития и его критерии 10

4. Законы развития 13

Список использованных источников 16

1. Категории движения, развития, изменения, прогресса и их взаимоотношение

Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность. Современная общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов развития, показывает, что общественный прогресс есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности человека.

Единый мировой процесс развития - это непрерывное усложнение организации, происходящее в результате взаимодействия объективной необходимости со столь же объективной стохастичностью Вселенной. Реальность такова, что необходимость не исключает случайность, но определяет потенциальные возможности развития, которые описываются законами природы.

Единый процесс развития охватывает неживую, живую природу и общество. Все это - звенья единой цепи, и поэтому естественно попытаться описать весь процесс развития на одном языке, в рамках единой схемы, с использованием общей терминологии. В качестве ключевых понятий взята дарвиновская триада: изменчивость, наследственность, отбор [1, c. 128].

Изменчивостью называются любые проявления стохастичности и неопределенности. Они составляют естественное содержание всех процессов микромира, но имеют место и на макроуровне. Неопределенность и стохастичность лежат в основе функционирования всех механизмов нашего мира и порождают многочисленные проблемы философского и социально-научного характера. Их далеко не всегда можно объяснить - далеко не всегда ясны причины возникновения стохастичности и неопределенности. Но изменчивость является фактом - одним из основных “эмпирических обобщений”, с которыми исследователям непрерывно приходится сталкиваться.

Вместе с тем изменчивость - случайность и неопределенность - проявляется не сама по себе, а в контексте необходимости, т.е. законов, управляющих движением материи и развитием ее организационных форм.

По существу, все развитие нашего мира можно представить моделью некоего турбулентнообразного движения материи - как непрерывное образование новых форм организации, их неизбежное разрушение, последовательность переходов от одних состояний к другим. Различие будет заключаться лишь во временных масштабах, в степени детализации анализа и характере интерпретации результата.

Движение, - понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции - с самых ее истоков - конституируются альтернативные трактовки движения: от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В философских учениях, постулирующих онтологический статус движения, последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, "познание движения необходимо влечет за собой познание природы"). В рамках материализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро. Гольбах, Энгельс, Д.Лукач, отчасти М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на движение не как на механическое перемещение, но качественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Движение, предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой.

Понимание прогресса связано с более общими ка­тегориями, такими, как изменение, движение, раз­витие. Анализ истории человечества показывает, что в общественном развитии имеют место восхождение, или прогресс, цикличность, или повторение, деструк­тивные процессы, или регресс.

Абсолютизация какого-либо одного из направлений в социальной жизни приводит к одностороннему вос­приятию человеческой истории. В действительности же общественное развитие многопланово, хотя, как показывает всемирно-исторический опыт развития человечества, прогрессивная тенденция является пре­обладающей, но на практике в чистом виде она ни­когда не существовала.

В античном обществе господствовала преимуще­ственно идея круговорота, ибо античный чувственно-материальный космос обязательно требовал идеи вечного возвращения. Подобное вечное круговраще­ние хаоса и космоса было в античности не только понятно и убедительно, но и успокоительно и уте­шительно. Душа существует вечно и каждый раз после смерти человека отделяется от тела, а затем появляется в ином образе в неизменном плане. По­этому мировоззрение античного человека антиисто­рично, и в этом больше всего ощущается его связь с мифологией. Античный космос лишен цели, ибо он «что», а не «кто», следовательно, мироощущение античной эпохи фаталистично.

Христианство выдвинуло концепцию движения человечества к более совершенному миру, реализа­ции божественно установленной цели. Здесь уже об­наруживается история, хотя она и предопределена про­видением. Картина общества впервые формулирует и обосновывает цель бытия, а именно: максимальное приближение человека к Богу, что возможно лишь на путях преодоления греховной природы людей и нравственного самосовершенствования каждого ин­дивида. Конкретным идеалом для поведения людей выступает образ Иисуса Христа — духовного спа­сителя человечества, воздействующего на них си­лой собственного примера, не прибегая к насилию. Поэтому уже мировоззрение средневекового чело­века преимущественно аскетичного склада ума, ибо на первое место выдвигаются обретение духовных ценностей и личное спасение. Для культуры фео­дальной эпохи была свойственна не идея круга или поступи вперед, а идея «преображения», т.е. стрем­ления к качественному изменению внутреннего мира человека, позволяющему лучше осознать бо­жественное предназначение и подлинный смысл его жизни.

С эпохи Возрождения утверждается прогрессивное понимание истории. При этом прогресс мыслится тоже как реализация цели, только не божественной, а при­родной, как естественная необходимость становления общества Разума. Поэтому мировоззрение человека Нового времени уже преимущественно рационалис­тично, а значит, и антропоцентрично, ибо в качестве субстанции общества рассматривается самодовлеющая монада — индивид, замкнутый на своих устремлениях и интересах. Впервые эта индивидуалистическая теория общества в противовес корпоративному строю феодализма была всесторонне обоснована Гоббсом.

На последующем этапе развития общества наряду с традицией понимания истории как прогрессивной смены общественно-экономических формаций сильны позиции сторонников социального круговорота, тео­рии локальных культур и концепций социальной дег­радации. Мировоззрение современного человека пре­имущественно эклектично, ибо перед лицом возмож­ной всеобщей гибели человечества идет интенсивный поиск объединяющего принципа, который бы служил обоснованием идеи выживания. Не исключено, что таковым может стать принцип антропокосмизма. Пока же, осмысливая ход всемирной истории, мы можем только констатировать: для прошлых времен при всем многообразии линий социального развития объективно преобладала линия прогресса.

Адекватное осознание прогрессивной тенденции в каждый исторический период для его современ­ников было затруднено многочисленными фактами социальной несправедливости, войнами, переворо­тами, гибелью человеческих популяций и даже го­сударств. Неудивительно поэтому, что подходы к пониманию общественной жизни были весьма раз­личны: в античную эпоху интегрирующим принци­пом была идея фатума, послужившая позже источ­ником фатализма как философского течения, в сред­ние века — идея преображения, в Новое время — идея разумного эгоизма.

Выявление прогрессивной линии общественного развития затруднено из-за нечеткой постановки воп­роса о сущности самого прогресса и его критериях. Дело в том, что феномен прогресса не носит уни­версального характера, ибо прогресс — это такой вид социальных изменений, который характеризу­ется наличием поступательных процессов в обще­стве и связан с выдвижением цели общественного развития. Он отнюдь не исключает в развитии со­циального организма противоположные тенденции попятного движения в обществе, ведущие к обще­ственному регрессу [4, c. 141].

Поэтому характеризовать прогресс только как по­ступательное развитие недостаточно, поскольку его восходящая и нисходящая линии имеют место так­же в неживой природе, и в единстве они образуют космический круговорот. Поэтому анализ сущнос­ти прогресса необходимо осуществлять через цель деятельности. Именно сопоставление результата с целью (идеалом) может служить критерием самосо­вершенствования общества или, наоборот, его дег­радации. Не случайно сегодня остро ставится воп­рос о том, какой ценой следует добиваться перехода общества к более высокому состоянию, и стоит ли вообще это делать, если жертвы, приносимые на алтарь прогресса, несопоставимы с ожидаемым ре­зультатом. В этой ситуации возрастает роль разра­ботки системы критериев общественного развития, прогресса с учетом его многонаправленности, мно­гогранности и своевременности смены ведущих кри­териев в оценке уровня прогресса и возможностей двигаться дальше в избранном направлении. И так как всех критериев оптимальности и факторов про­гресса системы, особенно такой, как человеческое общество, может быть бесконечное множество, то, исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система меняет их или приходит к применению других. Возникают все но­вые и новые «ветви» прогресса, который становит­ся бесконечным.

Действительно, использовав все возможности на­ращивания производства материальных вещей и при­дя к осознанию «предела роста», человечество имеет шанс переключиться на развитие духовного производ­ства, т.е. перейти к развитию «богатства человечес­кой природы», приумножению сущностных сил чело­века как самоцели, решить проблемы исследования, освоения и заселения Космоса.