Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия. 7 вариант. Проблема отношений человека и космоса в философии эллинизма.docx
Скачиваний:
59
Добавлен:
01.04.2014
Размер:
37.17 Кб
Скачать

3 Неоплатонизм как религиозно-мистическое философское учение позднего эллинизма.

Неоплатонизм возник на исходе эллинизма и стал философским мостом от античности к средним векам. Он оказал большое влияние на христианскую теологию. С его появлением классическая философия греков (а именно – Платона и Аристотеля) теряет свое значение, тогда как средневековая мысль схоластов берет в нем свое начало. Неоплатонизм возник в Александрии – месте, где сосуществовали религии Востока и Запада. Еще в период завоеваний Александра (в IV в. до н.э.) из Афин в Александрию переместился центр научных исследований древнего мира. Александрия стояла у впадения Нила в Средиземное море и была самым процветающим из городов Александра, местом встречи ученых и писателей всего мира.

В конце III в. здесь можно было найти проповедников религий Персии и Вавилона, сторонников старых египетских обрядов, сильную еврейскую общину, придерживавшуюся иудаизма, христианские секты и, наряду со всем этим, – общую для всех эллинистическую культуру. Школа неоплатонизма в Александрии была основана Аммонием , о котором известно немного. Самым выдющимся его учеником был Плотин. Он родился в Египте, учился в Александрии, а вторую половину своей жизни провел в Риме, преподавая философию. Курсы лекций Плотина были изданы его учеником Порфирием , который испытал влияние пифагорейства. Из-за этого влияния лекции Плотина носят сильный мистический оттенок. В общем строе его учения чувствуется отчужденность от реального мира: это неудивительно, если принять во внимание состояние Империи. В реальном мире не оставалось ничего, что могло бы примирить человека с его судьбой.

Лекции Плотина состоят из 9-ти книг и при издании названы «Эннеады» («Девятки»). По своему основному содержанию философия Плотина наследует традиции платоновской философии и пифагореизма. Следуя Платону, Плотин исходит из противопоставления чувственного космоса умопостигаемому, и посредствующим звеном между ними признает мировую душу. Новым у Плотина является учение о первоначале всего сущего, Едином, которое само выше сущего, или «за пределами бытия».

Вся сфера бытия, т.е. его основная триада: ум – душа – космос , является только осуществлением Единого. Это три ипостаси Единого: ум и душа – его осуществление в вечности, космос – во времени. Начало всего сущего и есть Единое, или Благо, которое Плотин сравнивает с солнцем. Ему противоположна темная и лишенная вида (формы) материя, принцип зла (отрицания). Для объяснения перехода от Единого ко многому как сущему Плотин использует пифагорейское представление о неопределенной двоице , провоцирующей первое различие, и дерзости . Преизбыток мощи и благости Единого, а также дерзость [«бунт» части против целого – Единого] его <частей> стала причиной перехода Единого во множество. Ум (нус) порожден Единым как образ Его самосозерцания. Здесь вводится парадоксальная конструкция: Единое в процессе самопознания имеет вúдение, это вúдение и есть ум. Т.е. Единое, которое не имеет частей, тем не менее, может познать самое себя. В этом случае видящий и видимое – различимые, но нераздельные аспекты (т.е. все-таки – части, хотя и слитные) одного. Созерцаемый Единым собственный образ – ум, который 1) продуцируется Единым и 2) дерзает отпасть от Единого. Душа порождена божественным умом как его творческое стремление, созидающая сила. Душа – создательница всего видимого мира, деятельная сила божественного интеллекта (ума). Она – двоица: 1) внутренняя душа, всегда стремящаяся к своему истоку – уму, и 2) деятельная душа, стремящаяся вовне. Последней присуще нисходящее движение, в котором она порождает свой образ, теряющий силу божественности по мере того, как душа забывает оглядываться «вверх», на ум. В нижней границе этого движения душа создает материю. Материя – это недостаток бытия, блага, и в этом смысле – зло. Итак. Ум, будучи порожден Единым, дерзает отпасть от Единого, душа, будучи порождена умом, дерзает отпасть от ума, а наиболее дерзкая часть души, отпадая, истощается вплоть до растительного состояния. В результате сфера сущего охвачена мощью сверхсущего Единого и ограничена немощью несущей материи. Высшей сферой сущего является ум. Ум обладает способностью осуществлять свои замыслы в бестелесной материи. Образы, творимые умом в бестелесной материи, есть первообразы; образы, отраженные в чувственной материи – лишь подобия. Чувственный космос находится в определенном месте, умопостигаемый мир – повсюду. Поэтому сфера истинного бытия всегда открыта для человеческой души, – ей нужно только уметь вернуться к себе самой, открыть свою истинную природу. Достигается это возвращение на пути очищения души и ее уподобления божеству (в форме экстаза ).

Весь универсум Плотина статичен. Всякая низшая ступень в нем вечно рождается от высшей, причем высшая вечно остается неизменной и, порождая, не терпит ущерба. Переход от высшей ступени универсума к низшей осуществляется как эманация . Единое вечно сияет в своей сверхпрекрасной благости. Вечно прекрасен созерцающий сам себя ум. Вечно душа устремляется к Единому и оглядывается на созданный ею космос. Космос вечно вращается круговым вращением, и в подлунной части его вечно чередуются возникновение и гибель. Вечно взаимное истребление животных, вечны войны и убийства среди людей. Вечно и неизбежно зло в мире.

Это, однако, не пессимизм. Здешний мир для Плотина – лишь театр. Потому что ничто в нем не властно над благой душой – даже рок, которому подвластна вся сфера времени. Из того, что в мире есть зло, не следует, что он лишен божественной заботы и разумного плана. Разнообразие – необходимое условие существования множества. Подлинная отчизна души (умопостигаемый космос) – всегда с нею. Зло не властно над душой, стремящейся к своей умопостигаемой отчизне. Пусть душа, презрев здешнее, вернется к своему истинному отцу (Благу-Единому) и любит его совершенной любовью.

Заключение

Таким образом, в этике эллинизма, когда жизнь общества подвергалась всевозможным социальным потрясениям, отмечается своеобразие школ и направлений, несмотря на значительные различия, они преследуют одну и ту же цель: оградить человека от разрушительного воздействия внешнего мира, приведя его в состояние невозмутимости, которое не могут нарушить никакие удары судьбы. Эпикур определяет критерий счастья человека удовольствием, степенью свободы его от всевозможных страхов и независимостью от судьбы, то стоики не принимают такой свободы, так как судьба человека предопределена, поэтому ему лучше повиноваться, не противиться ей. И у стоиков, и у эпикурейцев на первом месте стоят вопросы, связанные с человеком и этикой. Скептики не приемлют взглядов ни Эпикура, ни стоиков: мир непознаваем вообще, - и предпочитают за лучшее воздерживаться от всяких суждений. Киники отказываются и от духовных, и материальных устремлений. Неоплатонизм фактически обращается к Платону и исходит из противопоставления чувственного космоса умопостигаемому, и посредствующим звеном между ними признает мировую душу. Новым является учение о первоначале всего сущего, Едином, которое само выше сущего, или «за пределами бытия». Иными словами, в этот период происходит финальный этап развития античной этики.

Нарушение общинных связей, переселение, широкое общение друг с другом представителей разных народностей определили появление идеологии космополитизма (космополит по-гречески — «гражданин мира»).

Список использованных источников

  1. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

  2. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

  3. Философия. Курс лекций [Электронная библиотека]. Режим доступа: . Дата доступа http://filo-edu.ru/index.html: 13.05.2012.

  4. historic.ru. Познаём человека через историю [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://historic.ru/. Дата доступа: 13.05.2012.