Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ США В НАЧАЛЕ ХХ ВЕК....doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
59.39 Кб
Скачать

Министерство общего и профессионального образования РФ

Ростовский Государственный Университет

Исторический факультет

Реферат На тему: «внешнеполитическое развитие сша в начале хх века до начала I мировой войны»

Выполнил: Кривошеев Н.С.

Проверила: Пуховская Е.А.

Ростов-на-Дону

2005 год

Оглавление.

  1. Введение.

  2. I Глава

  3. Заключение.

  4. Список использованной литературы и источников

  5. Сноски на использованную литературу и источники

Введение

Два десятилетия накануне первой мировой войны занимают особое место в американской истории.

В связи с ростом промышленности и ограниченностью внутреннего американского рынка отчетливо проявилось стремление американских представителей торгового капитала к расширению внешней торговли, вывозу капитала за границу и укреплению позиций на мировом рынке.

Опираясь на свое экономическое могущество американские монополии активно проникали на европейский рынок, постепенно завоевывая ведущие позиции в снабжении Европы сельскохозяйственной продукцией, нефтью, машинами, оборудованием для оснащения фабрик и заводов, что создавало напряженность в межгосударственных отношениях США с ведущими европейскими конкурентами – Германией и Англией.

Анализ международной обстановки конца XIX – начала XX вв. показывает глубокие изменения в соотношении баланса сил в Европе и желании европейских держав привлечь новых союзников. Именно в качестве нового союзника европейские державы видели США, политические и экономическое влияние которых за XIX век стало очень ощутимым на всем американском континенте и во всем мире.

Цель этого реферата показать международные политические действия США в борьбе за собственное влияние в мире с начала ХХ века и до начала I мировой войны.

I глава

К политике ярко выраженного экспансионизма США непосредственно переходят в конце XIX века, хотя до этого трудно было отрицать стремление США в колониальных захватах и силовом «приращении» своих континентальных территорий или создания зависимых регионов от себя с помощью «поставленных» марионеточных правительств.

Особенно ярко эта тенденция проявилась во время испано – американской войны 1898 года и дипломатических отношениях США с Великобританией. Последняя строила особые планы на случай войны США с Испанией. Находясь перед фактом усиливавшейся конкуренции Германии и роста агрессивной германской внешней политики, политические лидеры Великобритании видели единственный путь для сохранения своего влияния в мире в сотрудничестве с США. «Подлинные интересы британского империализма требовали проамериканской ориентации лондонского кабинета и с апреля 1898 года пресса и правительство заняли позицию благоприятную американскому народу и его правительству».(1)

С войной между США и Испанией британские политики связывали свои надежды на то, что ее трудности толкнут США на сближение с Англией.

Так, временный поверенный в делах России в Вашингтоне де Воллан доносил в Петербург, что «Англия всячески поощряет США к войне против Испании и непременно воспользуется случаем, когда Америка будет действительно нуждаться в добрых услугах, для того, чтобы добиться союза с США».(2)

Также процесс американо – английского сближения отчетливо проявился в ходе англо – бурской войны 1899-1902гг. В ходе ее общий настрой общественного мнения в США был антибританским, что неудивительно, так как симпатия к бурам являлись неотъемлемым признаком либерализма во всех странах, даже в самой Англии. Многие американские газеты были наполнены гневными статьями в адрес английских колонизаторов, публиковались обзоры военных действий и репортажи с места событий. Десятки тысяч американцев, особенно германского и ирландского происхождения, не просто сочувствовали бурам, но выражали стремление принять участие в войне на их стороне, но правительство США всяческим образом препятствовало их выезду к месту военного конфликта.

Действительными целями американской дипломатии в отношении Англии были следующее - ослабление Англии, за счет ее ослабления планировалось укрепить свои позиции в Южной и Центральной Америке, особенно в зоне строительства Панамского канала, далее шел расчет на возможное обострение в ходе англо – бурской войны отношений Англии с Германией и, играя на этих противоречиях, США могли бы добиться от обеих стран новых внешнеполитических и экономических уступок. Конечно же, не были упущены просто экономические интересы монополистов США – за счет продажи оружия, боеприпасов к нему и военного снаряжения для британской армии можно было значительно приумножить свои капиталы.

Еще до начала войны США любезно согласились представлять интересы Великобритании в Претории.

В высших политических кругах США и Великобритании не раз высказывались идеи о создании англосаксонского союза. Но приверженность американских кругов к идее англосаксонского единства была скорее демагогической, США всегда преследовали политические цели, прикрываясь пышными лозунгами. Так США добились от Англии нового соглашения о Панамском канале от 18 ноября 1901 года, по которому США получали исключительные преимущества по контролю над ним, так же США получили от Англии уступки в урегулировании границы между Южной Аляской и Канадой, обеспечив усиление стратегических позиций на Тихом океане и Дальнем Востоке.

Особенность этого периода международных отношений была в том, что политические лидеры западных держав использовали сложную международную обстановку политического влияния, но маскировали свои действия под видом «помощи», «нейтралитета», пацифизма…

Очередной этап международных отношений, предшествующих Мировой Войне это 1904 – 1907 года, когда окончательно появились четыре конкурирующих государства с высокоразвитым капитализмом – США, Великобритания, Германия, Франция.

Существующие центры силы стремились привлечь державу Нового Света в свои политические маневры, а отсутствие у США своей системы союзов ставило ее перед необходимостью долгосрочной ориентации на один из военно-политических блоков.

По существу, это было начало нового этапа в европейской политике США, когда не вмешиваясь в систему европейских политических отношений в целом, Соединенные Штаты пытались воздействовать на ее отдельные элементы, используя свое положение в качестве «третьей силы» на мировой арене.

В условиях начала XX века, когда англо – германский антагонизм стал главным звеном международных империалистических противоречий, для политических лидеров США стало ясно, что подобная тенденция приведет США к сближению с Великобританией перед лицом растущей угрозы со стороны Германии. Новая международная политическая обстановка вынуждала США менять свои политические приоритеты.

Активным проповедником отказа от изоляционизма на стороне англичан выступал А.Т.Мэхен. Он указывал, что ведущим противоречием Старого Света является противоречия между двумя группировками – австро–германской и англо–российской. При этом антагонизм между доминирующими партнерами обоих союзов (Германией и Англией) будет постоянно углубляться в связи с разделом колоний.

Европейская политика будет задевать американские интересы. При этом самая главная опасность исходит от Германии и Австро-Венгрии, которые несомненно выступят сообща «в случае столкновения Соединенных Штатов с германскими интересами или целями в любой части света».(3)

Что касается Англии, то у США меньше поводов для столкновения с ней, чем с любым другим государством. Более того, в сложившейся ситуации существует только одна сила способная встать на пути Германии. Это – Британия с ее флотом. Поэтому целью американской внешней политики должно было быть создание союза или тесных политических отношений с Англией.

В соответствии с классическими принципами теории «баланса сил» один ближайших советников Т.Рузвельта – Д.Л.Эйнстейн сформулировал свои взгляды на задачи европейской политики США. Для США истинная безопасность заключается в сохранении баланса сил европейских держав, поэтому целью политики должно быть предотвращение гегемонии на европейском континенте какой-нибудь одной державы или возникновения союза большинства великих держав Европы. Именно Англия не давала Европе объединиться, поэтому в международных отношениях нужно было изначально делать ставку именно на нее.

Краткий период от начала ХХ века, непосредственно перед I мировой войной, был насыщен международными кризисами, именно в них определялись последние политические приоритеты будущих держав-участниц мировой войны. Эти дипломатические и военные столкновения в колониях, зонах влияния и прочих территориях «свободной политической борьбы» окончательно оформили не только два военно-политических блока в Европе, противостоящих друг другу, но также оказали влияние на другие страны, не входившие в рамках договорных отношений в их союзы, в их числе были и США.

США были заинтересованы в тесном сотрудничестве с Великобританией, но никаких крупных политических союзов они с ней не заключали.

Близкий друг и соратник В.Вильсона полковник Хауз был убежден, что война в Европе обязательно примет такие размеры, что коснется всякого участка земли, следовательно долг и интересы Соединенных Штатов требуют приложения всех сил для предотвращения войны.

Прошли последние дни полной изоляции США от Восточного полушария. «США имели много оснований бояться европейского конфликта и они многое могли сделать для его улаживания». (4)

Основной идеей высших политических лиц, определяющих внешнюю политику США было – главная опасность для стабильности в Европе заключается во вражде немцев и англичан; и эта вражда может быть ослаблена, если устроить так, чтобы обе стороны двигались к общей цели.

Осенью 1913 года в результате двухмесячного пребывания в США представителей английских политических интересов, был разработан совместный англо-американский план поездки в Европу видного деятеля американской демократической партии, ближайшего советника президента Вудро Вильсона – Эдварда М.Хауза. Стороны договорились, что Хауз должен отправиться в Германию как неофициальное лицо, уполномоченное президентом США довести до сведения германского руководства, что США и Великобритания единодушны в своем одобрении инициативы главы английского парламента о «нэвел холидей» («морские каникулы», эта фраза означала приостановку гонки морских вооружений) и предлагают Германии заключить соответствующее трехстороннее соглашение. Параллельно с этим предполагалось обсудить и так называемые «охладительные» договоры госсекретаря США У.Брайана об отказе конфликтующих сторон от немедленного начала военных действия сроком от девяти месяцев до года. Но продолжающееся обострение отношений между Германией и Великобританией усугубляло недоверие Берлина к любым инициативам, исходящим из Лондона. Сложившаяся обстановка в итоге побудила Форин Оффис внести коррективы в намеченные ранее планы. Теперь было решено отменить приостановку гонки морских вооружений и заняться обсуждением только договоров Брайана, а во-вторых посетить уже не одну Германию, но и Великобританию.

Вильсон полагал, что наиболее подходящим для встречи с Вильгельмом II будет время в июне 1914 года, по возвращению кайзера с острова Корфу.

До этого он встретился в мае 1914 года с министром военно – морского флота Германии после бесед с министром, оптимизма у Хауза поубавилось, 29 мая 1914 года он пишет президенту: «Положение исключительное, это милитаризм, доведенный до полного безумия. Тут слишком много ненависти и слишком много подозрительности». (5)

Встреча Хауза с императором Вильгельмом прошла в бурном, полном противоречивых высказываний, кайзер отверг все ради чего приехал в Европу Хауз. Основными аргументами кайзера был рост «желтой» и «славянской» опасности, которые угрожают существованию Германии. Именно по этой причине император Германии отказался обсуждать проекты соглашений с Англией и США об ограничении гонки вооружений. Вильгельм сказал: «война – это последнее, чего хочет Германия, но она уже готова к ней».(6) Вильгельм II любил повторять, что лучшей гарантией безопасности Германии является ее способность быстро нанести поражение противостоящей коалиции.

После встречи с глазу на глаз Хауза с кайзером, он понял, что «война стучится в ворота Европы». (7)

Посланец президента поспешил в Лондон, где рассчитывал получить подтверждение английским правительством своего согласия заключить соглашение с Германией в соответствии с проектом Брайана.

Но политики Великобритании уже потеряла интерес к дипломатической миссии Хауза, поскольку самая главная инициатива – приостановка гонки морских вооружений не была принята Германией, которая тем временем очень быстро догоняла «хозяйку морей» по количеству и водоизмещению судов, ставя под угрозу ее статус, веками ей принадлежавший.

Стремясь оживить переговоры с англичанами, заходящие в тупик, Хауз выдвинул предложение, суть которого заключалась в создании экономического соглашения между Англией, США, Францией и Германией. Страны-участницы этого соглашения должны были установит единый процент на предоставляемые слаборазвитым странам кредиты, а также определить единые условия политического и экономического характера для предоставления финансовой помощи и сотрудничества с этими странами. Таким образом, страны участницы проводили бы единую колониальную политику.

В своем дневнике Хауз пишет : «Я выдвинул такой план – пусть Америка, Англия, Франция, Германия и другие кредитующие и цивилизованные державы заключают своего рода пробное соглашение. Цель соглашения – разработка плана, по которому, с одной стороны, инвесторы поощрялись бы вкладывать свои средства на условиях разумного дохода, а с другой стороны – условия, гарантирующие сохранность капиталовложений». (8)

Целью этого политического предприятия было создание экономического сообщества между антагонистически настроенными по отношению друг к другу странами, в результате которого, они, заинтересованные в получении прибыли и в сохранении своих капиталов не будут вступать друг с другом в состояние войны. Этот проект подвергся обсуждению между политическими представителями Великобритании и США, но он не был претворен в жизнь.

Проведя еще ряд переговоров с англичанами, Хауз 7 июля написал письмо кайзеру, в котором говорил, что министр иностранных дел Великобритании Грей «симпатизирует идеям мира в крайней степени» и заверил, что если Германия действительно хочет мира, ей будет оказан в этом «самая активная поддержка со стороны США и содействие Великобритании». (9)

Но к тому времени, пока письмо дошло до Германии, Вильгельм II был уже в Норвежских водах, оттуда его вызвали в связи с предъявлением Австрией ультиматума Сербии.

Эта «грандиозная затея» всеобщего умиротворения закончилась неудачей.

Но попытка американских политиков предотвратить войну в Европе, вероятно, была не так безрезультативна. Политический опыт, накопленный за эти месяцы работы в Европе убедил его в необходимости международной организации политических идей.

Несмотря на то, что в Европе все равно началась война, как скажет позднее Вильгельм II : «Приезд Хауза в Берлин и Лондон весной 1914 года едва не предотвратил мировую войну».(10)