Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции Шерстюк / Lektsia_1_Russkoe_gosudarstvo_v_IX-XIII.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
04.06.2019
Размер:
100.35 Кб
Скачать

IV. Ярослав Мудрый и очередной порядок наследования власти

После смерти Владимира (1015), который не сделал распоряжения относительно преемника себе, развернулась долгая кровопролитная борьба его 12 сыновей за Киевский престол.

В 1019 г. в Киеве прочно утвердился Ярослав Владимирович, получивший прозвище Мудрый. Он сумел сосредоточить в своих руках власть почти над всей Русской землей, за исключением полоцкого княжества. Ярослав дал Русской земле первый общий закон – «Правда Ярослава» и установил более регламентированные и теоретизированные правила престолонаследия.

Не было ни единоличной верховной власти, ни личного преемства ее по завещанию. Русской землей владел в совокупности весь род Ярослава. Все наличные князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лествицу. Точно так же вся Русская земля представляла лествицу областей по степени их значения и доходности. Князья-родичи не являются постоянными, неподвижными владельцами областей, достававшихся им по разделу: с каждой переменой в наличном составе княжеской семьи идет передвижка, младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость, с младшего стола на старший.

На верху лествицы лиц стоял старший из наличных князей, великий князь киевский. Великий князь распределял владения между младшими родичами, «наделял» их, разбирал их споры и судил их, заботился об их осиротелых семьях. Но, руководя Русью и родичами, великий князь в более важных случаях действовал не один, а собирал князей на общий совет, заботился об исполнении постановлений этого родственного совета, вообще действовал, как представитель и исполнитель воли всего державного княжеского рода.

Эта система (с известными сбоями и кровавыми междоусобицами) оставалась основанием владельческого порядка до конца XII в.

Нигде более в истории мы не имеем возможности наблюдать столь своеобразный политический порядок. По его главной основе, очереди старшинства, его можно назвать очередным в отличие от последующего удельного, установившегося в XIII и XIV вв.

Система эта была довольно таки запутанной, вызывала очень частые конфликты, противоречия и ожесточенную борьбу за великое княжение, особенно, по мере того как княжеский род плодился и размножался.

Ведь по мере расширения и старения семьи, т.е. с появлением при отцах и детях третьего поколения – внуков, старшинство генеалогическое (т.е. расстояние от родоначальника) перестает, зачастую, совпадать со старшинством физическим (сравнительным возрастом лиц).

Во второй половине XII в. трудно даже сосчитать по летописи всех наличных князей, и эти князья уже не близкие родственники, а большею частью троюродные, четвероюродные и Бог знает какие братья и племянники.

Большая часть княжеских усобиц XI и XII вв. выходила из столкновения старших племянников с младшими дядьями, т. е. из столкновения первоначально совпадавших старшинства физического с генеалогическим.

Отсюда чуть не при каждой перемене в наличном составе княжеского рода рождались споры: 1) о порядке старшинства и 2) об очереди владения.

Возникавшие между князьями споры о старшинстве и порядке владения разрешались или рядами, договорами князей на съездах, или, если соглашение не удавалось, оружием, т. е. усобицами. Княжеские усобицы принадлежали к одному порядку явлений с рядами, имели юридическое происхождение, были точно таким же способом решения политических споров между князьями, каким служило тогда поле, судебный поединок в уголовных и гражданских тяжбах между частными лицами; поэтому вооруженная борьба князей за старшинство, как и поле, называлась «судом Божиим».

ПЕРЕРЫВ