Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
основы теории синтаксиса.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
2.72 Mб
Скачать

2.2.1. Семантические актанты предложения

Вопрос о номенклатуре глубинных падежей окончательно еще не ре­шен — число ролей (актантов) и их наименований у разных исследовате­лей различно. В основополагающей работе выделено всего три основных участника-актанта: «первый — тот, который осуществляет действие... Второй — тот, который испытывает действие... Третий — тот, в чью пользу или в ущерб которому осуществляется действие» [Теньер, 124]. Представ­ляется вероятным, что ни в одном языке простые глагольные формы не мо­гут иметь больше трех валентностей [Теньер, 271]. Ч. Филлмор выделяет шесть «падежей» [Fillmore], названия которых он позднее частично заменя­ет [Филлмор], Чейф — семь [Чейф], Богданов — четырнадцать [Богданов]. В рамках так называемой референциалыю-ролевой грамматики постули­руется лишь одно «фундаментальное универсальное семантическое про­тивопоставление актора и претерпевшего, а все остальные падежи рас­сматриваются как производные» [Ван Валин, Фоли, 388-389]. Аналогич­ная предпосылка содержится и в так называемой контрастивной порож­дающей грамматике [Krzeszowski]. Делается предположение о том, что та­кие падежи, как агенс, пациенс, инструмент, цель, источник и локатив, мож­но обнаружить во всех языках [Ван Валин, Фоли, 389].

В собственно ролевой грамматике («естественной») главным актан­том обычно является действующее лицо, выступающее в позиции подле­жащего, обычно в форме косвенного падежа, зависящей от семантики гла­гола. Если в семантической структуре предложения присутствуют не­сколько актантов, то они маркируются «прямо в соответствии с их ролью, и нет никакой синтаксической позиции, аналогичной позиции подлежаще­го в английском языке» [Нунэн, 363]. В той же «ролевой грамматике», ко­торую исследователи глубинных падежей извлекают из формально-синтаксической грамматики, «применяется система помещения различных [Ролей в одну синтаксическую позицию... интерпретация роли имени, стоящего, например, в позиции подлежащего, является непрямой» [Нунэн, 363]. Претендовать на роль подлежащего в формально-синтаксической структур может любой актант, но в соответствии с определенной иерархией: всегда располагается на самой верхней ступени этой иерархии, а пациенс и локатив — на самой нижней [Нунэн, 362].

Предложения с подлежащим-агенсом в современных языках номина­тивного строя чаще всего представляют собой немаркированные конструкции. Во всех остальных случаях используются маркированные конст­рукции, обычно с пассивной формой глагола, которая всегда свидетельство о том, что подлежащее не является агенсом [Левицкийю]. Ср.: Peter gave Mary a book; Mary was given a book; The book was given to Mary.

В связи с особым положением агенса предпринимаются попытки вы­явить его характерные признаки. К ним относят следующие: агенс всегда является действующим лицом, деятелем; действие агенса направлено на пациенс, который претерпевает переход в новое состояние; действие агенса намеренно — агенс управляет своим действием и несет ответствен­ность за происходящее; в своем действии агенс может использовать свое тело, руку или какой-либо инструмент [Лакофф, 357-358].

Итак, агенс (или агент) — это действующее лицо, производитель дей­ствия, автор. Для определения остальных семантических ролей (падежей) обратимся к классификации У. Чейфа, которая представляется оптималь­ной по составу.

Предмет или лицо, пребывающее в том или ином состоянии или из­меняющее свое состояние (но самостоятельно не действующее), имену­ется патиентом (пациенсом):

The rope is tight Веревка натянута; The rope tightened — Веревка натяну ласъ.

Актант, обозначающий орудие действия, называется инструментом: The boy opened the door with a keyМальчик открыл дверь ключам.

Место, занимаемое предметом или лицом, называется локативом:

The boy put the book on the table Мальчик положил книгу на стол.

Первый актант может быть не только агенсом или пациенсом, но и экспериенцером, т. е. лицом, определенным образом настроенным, испы­тывающим расположение/нерасположение к чему-либо (кому-либо):

The boy likes the story Мальчику нравится рассказ; The boy

knows the answer Мальчик знает ответ.

Бенефициант — это лицо, представленное в предложении таким об­разом, что оно оказывается в некоторой благоприятной ситуации, из кото­рой как бы извлекается выгода:

The boy has (got) a taperecorder У мальчика есть магнитофон!

The boy found afountainpen Мальчик нашел авторучку.

Следовательно, в аспекте отношения «предложение-ситуация» представляет собой наименование одного из четырех рассмотренных типов ситуаций (событий), включающее и обозначение всех актантов — участников событий. Из приведенных примеров очевидно, что между синтаксическими позициями (членами предложения) и семантическими ролям" (актантами) нет одно-однозначного соответствия. Подлежащее номинтивного предложения может соответствовать любому актанту. В связи с этим возникает проблема соотношения членов предложения и актантов той ситуации, которая обозначена предложением.