Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНИК!!!!!!!!!!.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.64 Mб
Скачать

§ 2. Виды освобождения от уголовной ответственности

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК). Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уго­ловной ответственности, если после совершения преступления до­бровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступ­ления, возместило причиненный ущерб или иным образом заглади­ло вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным (ч. 1 ст. 75 УК).

Основание применения данного вида освобождения слагается из совокупности следующих объективных и субъективных условий:

а) лицо совершило преступление впервые;

б) совершено преступление небольшой или средней тяжести;

в) после совершения преступления лицо, его совершившее, рас­каиваясь в содеянном, добровольно явилось с повинной, способ­ствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред (так называемое деятельное раскаяние), чем продемонстрировало, что оно перестало быть общественно опасным;

г) вывод компетентного государственного органа об отсутствии необходимости привлекать данное лицо к уголовной ответственно­сти.

Первое условие применения данного вида освобождения заключа­ется в том, что лицо фактически совершило преступление в первый раз либо хотя и совершало ранее преступления, но было освобожде­но от уголовной ответственности за их совершение или даже было судимо за преступления, но судимости его сняты или погашены в установленном законом порядке.

Вторым условием освобождения является совершение лицом пре­ступления небольшой или средней степени тяжести (ст. 15 УК).

Третье условие состоит в совершении данным лицом позитивных действий, свидетельствующих о его деятельном раскаянии и утрате общественной опасности. К таким позитивным действиям относит­ся прежде всего добровольная явка с повинной, т.е. добровольное сообщение лица компетентным учреждениям (органам дознания, следствия, прокуратуры или суда) о совершенном или готовящемся им преступлении (ст. 140—142 УПК).

Другой формой деятельного раскаяния лица является способ­ствование его раскрытию преступления: добровольная и существен­ная помощь следственным и судебным органам в установлении фак­тических обстоятельств преступления.

Формами деятельного раскаяния лица, указанными в законе, являются также возмещение причиненного ущерба или заглажи­вание иным способом вреда, причиненного преступлением. Речь идет о добровольном и возможно более полном устранении нега­тивных последствий преступления путем выплаты денежной ком­пенсации, ремонта поврежденного имущества, заглаживании мо­рального вреда путем принесения извинений, опровержения лож­ных сведений и т.п.

О деятельном раскаянии как одном из необходимых условий осво­бождения от уголовной ответственности должно свидетельствовать выполнение лицом, совершившим преступление, всех указанных в ч. 1 ст. 75 УК позитивных действий. Однако в исключительных случа­ях, когда по объективным причинам (смерть потерпевшего, невозмож­ность возместить материальный ущерб ввиду отсутствия средств, за­поздалая явка с повинной и т.п.) конкретное лицо не имело возмож­ности выполнить некоторые из них, следует признать допустимым применять такое освобождение и в отсутствие подобных действий.

Вместе с тем даже при наличии всех перечисленных юридических условий соответствующий правоприменительный орган вправе ос­вободить лицо, совершившее преступление, от уголовной ответ­ственности (и это четвертое условие освобождения) лишь в случае признания им, что в данном конкретном случае отсутствует необхо­димость привлекать лицо к уголовной ответственности. Это непо­средственно следует из содержащегося в ч. 1 данной статьи указания, что лицо «может быть освобождено».

Данный вид освобождения от уголовной ответственности явля­ется безусловным, окончательным и необратимым, поскольку освобож­дение лица не ставится в зависимость от его последующего поведе­ния и не может быть отменено ни при каких обстоятельствах.

Согласно ч. 2 ст. 75 УК лицо, совершившее преступление иной категории (т.е. тяжкое или особо тяжкое), освобождается от уголов­ной ответственности только в случаях, специально предусмотрен­ных соответствующими статьями Особенной части УК. Такие спе­циальные основания освобождения от уголовной ответственности содержатся в примечаниях к целому ряду статей Особенной части: ст. 122, 126, 1271, 134, 184, 198, 204-206, 208, 210, 222, 223, 228, 275, 2821, 2822, 291,307, 337,338.

В большинстве таких случаев о деятельном раскаянии виновного говорить не приходится. Освобождение по указанным основаниям является мерой вынужденной: обусловленной необходимостью пред­отвратить наступление более тяжких последствий совершаемого пре­ступления, стимулировать виновного к сотрудничеству при его рас­следовании.

Анализ таких видов освобождения особенно явственно показыва­ет несостоятельность позиции, согласно которой освобождение от уголовной ответственности понимается как полное прощение лица, совершившего преступление, со стороны государства, и неудачность решения законодателя о безусловном характере такого освобождения.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК). Лицо, впервые совершившее преступле­ние небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. Основанием осво­бождения в данном случае служит совокупность всех перечисленных условий. Первые два условия аналогичны рассмотренным выше условиям освобождения лица в связи с его деятельным раскаянием (ст. 75 УК). Специфическими условиями освобождения обвиняемо­го в связи с примирением с потерпевшим являются реальное прими­рение обвиняемого с потерпевшим и заглаживание им причиненного потерпевшему вреда. При этом оба эти факта, а также согласие по­терпевшего на освобождение обвиняемого от уголовной ответствен­ности должно найти конкретное отражение в материалах уголовного дела.

Инициатива примирения может исходить как от обвиняемого, гак и от потерпевшего или иных лиц. Следственные и судебные органы не обязаны выступать с такой инициативой, но она может исходить и от них. Следует рекомендовать правоприменительным органам разъяснять в соответствующих случаях потерпевшему и обвиняемому их право на примирение и его условия, предусмот­ренные ст. 76 УК.

Освобождение по рассматриваемому основанию является не обя­занностью, а правом следственных и судебных органов. Поэтому еще одним условием такого освобождения является основанное на мате риалах дела признание соответствующим правоприменительным ор­ганом целесообразности освобождения обвиняемого от уголовной от­ветственности. Процессуальным условием применения ст. 76 УК является согласие самого обвиняемого на его освобождение от от­ветственности по данному основанию (ч. 2 ст. 27 УПК).

Рассматриваемый уголовно-правовой институт не следует сме­шивать со сходным с ним уголовно-процессуальным институтом освобождения обвиняемого от уголовной ответственности в связи с его примирением с потерпевшим и прекращения по данному осно­ванию уголовного дела по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК). Это самостоятельный — уголовно-правовой институт, который от­личается от указанного процессуального института как по юридиче­ской природе, так и по фактическим и юридическим основаниям их применения. В уголовном процессе мнение потерпевшего об осво­бождении обвиняемого имеет решающее значение, в уголовном пра­ве — является лишь одним из условий освобождения лица от уголов­ной ответственности.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК). Лицо освобождается от уголовной ответ­ственности, если со дня совершения преступления истекли следу­ющие сроки давности:

а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

в) десять лет после совершения тяжкого преступления;

г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Эти сроки давности исчисляются со дня совершения преступле­ния и до момента вступления приговора суда в законную силу (ч. 2 УК). Временем совершения преступления согласно ч. 2 ст. 9 УК, признается время, когда было совершено общественно опасное де­яние, независимо от времени наступления последствий. В соответ­ствии с общими правилами исчисления сроков течение указанных сроков давности следует исчислять с ноля часов суток, следующих за днем совершения общественно опасного деяния, и до 24 часов последних суток давностного срока. В случаях истечения сроков давности до момента вступления приговора суда в законную силу (ст. 390 УПК) лицо, совершившее преступление, должно быть в без­условном порядке освобождено от уголовной ответственности. При совершении длящихся и продолжаемых преступлений течение сро­ков давности начинается с момента фактического, а не юридиче­ского окончания преступления: с момента задержания или явки с повинной лица, совершившего длящееся преступление, и с момента совершения последнего преступного действия, являющегося эпизо­дом продолжаемого преступления.

Совершение лицом нового преступления на исчисление срока дав­ности за первое преступление влияния не оказывает. Сроки давности за каждое из них исчисляются самостоятельно (ч. 2 ст. 78 УК).

Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совер­шившее преступление, уклоняется от следствия или суда, и возоб­новляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной (ч. 3 ст. 78 УК). Под уклонением от следствия и суда следу­ет понимать умышленные действия лица, которое, зная, что подо­зревается или обвиняется в совершении преступления, предприни­мает действия, направленные на то, чтобы избежать задержания и привлечения к уголовной ответственности (перемена места житель­ства, изменение фамилии, проживание по чужим или поддельным документам и т.п.). Уклонение от следствия или суда в смысле ч. 3 ст. 78 УК не является самостоятельным преступлением, но оно мо­жет стать таковым, например при побеге из-под стражи в процессе следствия. В последнем случае происходит приостановление течения срока давности за преступление, в связи с расследованием которого он содержится под стражей.

Статья 78 УК РФ в отличие от ст. 48 УК РСФСР 1960 г. не уста­навливает срок, по истечении которого уклонение от следствия и суда прекращается, и это справедливо, поскольку иное означало бы поощрение случаев длительного и потому злостного уклонения лица от правосудия.

Основание данного вида освобождения складывается из совокупно­сти перечисленных в законе формально-юридических условий, ко­торые в свою очередь базируются на соответствующем фактическом (материальном) основании. К юридическим условиям освобождения от уголовной ответственности относятся:

а) истечение с момента совершения преступления установленного законом срока, размер которого зависит от категории совершенного преступления;

б) отсутствие обстоятельств, препятствующих течению давност- ных сроков (лицо, совершившее преступление, не уклонялось от следствия и суда, но и не было привлечено к уголовной ответствен­ности).

Фактическое {материальное) основание освобождения представ­ляет собой выраженную в перечисленных выше юридических усло­виях презумпцию законодателя, что лицо, совершившее преступле­ние, но не привлеченное вовремя к уголовной ответственности за его совершение и в дальнейшем ведущее правопослушный образ жизни, с течением времени полностью или частично утрачивает свою опа­сность для общества, в связи с чем отпадает необходимость в возло­жении на него уголовной ответственности.

Освобождение за истечением срока давности применяется по всем категориям преступлений, оно является безусловным, оконча­тельным и необратимым, поскольку не может быть отменено ни при каких обстоятельствах.

Освобождение от уголовной ответственности по рассматриваемо­му основанию является обязанностью соответствующего правопри менительного органа. Единственное исключение из этого правила, предусмотренное ч. 4 ст. 78 УК, касается лиц, совершивших преступ­ления, наказуемые смертной казнью или пожизненным лишением свободы: их освобождение от уголовной ответственности не являет­ся обязательным, сколько бы ни прошло времени со дня совершения такого преступления. Вопрос о применении сроков давности к таким лицам решается судом с учетом тяжести совершенного преступления, личности виновного, продолжительности времени, истекшего после совершения преступления, и других обстоятельств. При этом, если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, он не вправе назначить ему наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы.

В соответствии с нормами международного права ч. 5 ст. 78 УК предусматривает исключение из общего правила о давности привле­чения к уголовной ответственности: к лицам, совершившим наибо­лее опасные преступления против мира и безопасности человечества (ст. 353, 356—358 УК), сроки давности не применяются.