Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга СЗИВЗС 70207.doc
Скачиваний:
231
Добавлен:
01.05.2019
Размер:
1.81 Mб
Скачать

2.2. Основы информационно-психологического воздействия

Одним из важнейших инструментов, определяющих достижение стратегических преимуществ в современном мире, является арсенал сил и средств информационного воздействия. Развитие мировой ци­вилизации создало ряд исторических предпосылок для формирования современного качества и роли этих сил и средств. Современные информационные и телекоммуникационные средст­ва и технологии, возрастающая роль информации в современном по­стиндустриальном обществе, находящемся на этапе перехода к качест­венно новой форме организации - информационному обществу, объ­ективно способствуют дальнейшему росту масштабов и степени эф­фективности информационно-психологического воздействия, оказы­ваемого странами с наиболее развитой информационной инфраструк­турой в глобальных (стратегических) интересах с использованием ка­налов распространения информации.

Если изначально информационное воздействие явля­лось второстепенным по отношению к основным компонентам, определяв­шим влияние и возможности государства, таким как территория, насе­ление, экономический потенциал, вооруженные силы, финансы, то в условиях информационного общества информационно-психологическое воздействие приобретает решающее значение.

Информационное воздействие [3] - воздействие, которое осуществляется с применением информационного оружия, т. е. таких средств, которые позволяют осуществлять с передаваемой, обрабатываемой, создаваемой, уничтожаемой и воспринимаемой информацией задуманные действия. Информационно-психологичес­кое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической сре­ды общества, психику и поведение населения, руководства страны, военнослужащих.

Разви­тие информационных технологий и телекоммуникационных систем создало современную триаду элементов информационного простран­ства: человек, информация, технические средства (средства доставки, обработки, преобразования и распределения информации). Информационное пространство вначале связало, а теперь начинает главенство­вать над всеми сферами деятельности личности, общества и государ­ства. В этих условиях методы и технологии информационно-психоло­гического воздействия в сочетании с современными информационны­ми технологиями, информационными и телекоммуникационными сис­темами обретают новые, беспрецедентные возможности и высокую эффективность применения. Тенденции общественного развития и противоборства в международной сфере развиваются в сторону су­щественного качественного повышения роли использования информа­ционно-психологических факторов, в частности, при реализации ком­плекса мероприятий по подготовке к ведению так называемых инфор­мационных войн.

Термин «информационная война» появился приблизительно в се­редине семидесятых годов XX века. На Западе отцом термина «ин­формационная война» называют ученого-физика Томаса Рона, кото­рый назвал информацию самым сла­бым звеном вооруженных сил и обороны.

Быстрое совершенствование средств и методов целенаправленного информационно-психологического воздействия способно не только влиять на сложившийся баланс сил, но и изменять сами ныне сущест­вующие критерии оценки такого баланса на основе соотношения гео­политических, экономических, военных и информационных факторов.

В настоящее время в мире накоплен и систематизирован значи­тельный опыт ведения информационно-психологической войны, про­ведения информационно-психологических операций, разработан и оп­робован на практике широкий спектр средств и методов оказания ин­формационного (информационно-психологического) воздействия. Практически все стороны, осуществляющие информационно-психологическое воздействие в своих интересах, формируют стратегию и так­тику психологической войны, конкретное содержание информацион­но-психологических операций в соответствии со своими интересами, целями, задачами и имеющимися возможностями.

Опыт, средства и методы информационно-психологического воз­действия используются не только в интересах военно-политического руководства иностранных государств, но и в практике деятельности СМИ, политической борьбы, конкуренции в экономике, рас­пространении политических, религиозных и иных взглядов и идей, групповых и межличностных отношений. В этих сферах зачастую они включены в долговременные и широкомасштабные операции с ис­пользованием разнообразных организационных форм и имеют ком­плексный характер.

Кроме межгосударственных отношений и военной сферы, наибо­лее массированно и рельефно средства и методы (технологии) инфор­мационно-психологического воздействия и психологические операции применяются в политической борьбе и экономической конкуренции. В этих сферах, зачастую, они включены в долговременные и широко­масштабные операции с использованием разнообразных организаци­онных форм и имеют комплексный характер. Причем, негативные по­следствия использования средств и методов информационно-психоло­гического воздействия, в том числе в рамках психологических опера­ций, в политической борьбе и экономической конкуренции хотя и мо­гут затрагивать интересы значительных групп людей, но в малой сте­пени зависят от воли и действий большинства из них, так как актив­ными участниками, от деятельности которых зависит исход конку­рентной борьбы, является ограниченный круг политической элиты, собственников и управленцев определенных финансово-экономичес­ких структур и команд профессионалов, специализирующихся в сфере использования специальных технологии конкурентной борьбы.

В то же время при политическом и экономическом выборе его по­следствия имеют массовый и долговременный характер и затрагивают интересы большинства населения, вовлекая их в эти процессы не толь­ко и не столько как активных и сознательных участников, но преиму­щественно как объект манипуляций, управляемый и используемый ис­кусными манипуляторами в своих интересах.

В настоящее время ведущие страны мира находятся в состоянии переходного периода от индустриального этапа своего развития к ин­дустриально-информационному, на котором главным стратегическим национальным ресурсом становятся информация, сетевая инфраструк­тура и информационные технологии. Завершение этого перехода ожи­дается во втором десятилетии XXI века, но уже сегодня информацион­ная зависимость всех сфер жизнедеятельности личности, общества и государства чрезвычайно велика. Так, нарушение работы компью­терных и иных телекоммуникационных сетей, используемых в систе­мах управления государственными и банковскими структурами США, путем вывода из строя вычислительных и связных средств или унич­тожения хранящейся в сетях информации, способно нанести экономике страны, занимающей лидирующие позиции в сфере информацион­ных технологий, настолько серьезный ущерб, что его можно сравни­вать с ущербом от военного вторжения [4].

В военном ведомстве США разработана концепция развития сухо­путных сил до 2010 года Army Vision-2010, согласно которой основ­ным смыслом боевой деятельности войск становится достижение ин­формационного превосходства. По мнению американских экспертов, завоевание или достижение информационного превосходства позволя­ет собирать, обрабатывать и передавать непрерывный поток информа­ции, одновременно лишив противника способности делать то же са­мое. По концепции Army Vision-2010, для достижения информацион­ного господства проводятся информационные операции [5].

В конце 80-х годов XX века американские специалисты пришли к выводу, что бурное развитие информационных технологий, насыще­ние ими органов государственного управления, силовых структур и социальных институтов существенно расширяет возможности реше­ния политических, экономических и военных задач за счет направлен­ного информационного воздействия на эти структуры. Накопленный за годы «холодной войны» опыт межгосударственного взаимодействия в духе конфронтации, значительный прогресс в области кибернетики, психологии и информатики привели к вовлечению политических, эко­номических и специальных структур большинства промышленно раз­витых стран мира в новый вид противоборства - противоборство в ин­формационно-технической и информационно-психологической сфе­рах, получившее название «информационная война».

Наряду с использованием вооруженными силами, специальными службами и различными национальными вооруженными формирова­ниями государств, обладающих наиболее развитыми информационны­ми технологиями и сетевой инфраструктурой, специально подготов­ленных сил информационно-психологических операций в целях про­ведения боевых операций на каналах открытых информационно-телекоммуникационных сетей или ином оказании содействия боевым действиям сухопутных сил, авиации и флота, открытые информационные сети и сетевые информационные технологии актив­но используются частными лицами и организациями (в том числе пре­ступными группировками, сепаратистами и экстремистами всех кате­горий) с различной формой собственности в целях оказания воздейст­вия на массовое и индивидуальное сознание граждан и общества в це­лом, реализации собственной политики, оказания давления на конку­рентов и даже на структуры государственной власти, в политической борьбе, лоббирования собственных или чужих интересов и в иных це­лях. Открытые информационно-телекоммуникационные сети являются хорошим инструментом для обработки общест­венного мнения, инициирования и ведения «войны компроматов», внедрения и доведения до широких масс населения дезинформации (в том числе - дезинформации, распространяемой в целях нагнетания социальной напряженности, создания атмосферы паники), запугивания и иного оказания психологического давления на население страны в мирное время в условиях отсутствия классического вооруженного конфликта. «Войны компроматов» также можно отнести к войнам ин­формационным, так как основным оружием здесь является информа­ция, информационная инфраструктура и информационные технологии.

Таким образом, операции информационной войны не обязательно должны проводиться только вооруженными силами и быть направле­ны против военных объектов. Другие правительственные ведомства, агентства и организации, промышленные и коммерческие структуры должны принимать в них участие и самостоятельно проводить инфор­мационные операции, которые могут существенно влиять на ход и ис­ход любого конфликта. Такие операции, проводимые не вооруженны­ми силами, объединяются понятием «невоенная информационная вой­на» или «информационная борьба». Это значит, что любой взрослый, военный или гражданский, человек может участвовать в информаци­онной войне (борьбе) в той или иной форме.

В настоящем пособии будем придерживаться следующего опре­деления: информационная война (англ. – Information Warfare, ИВ) - это открытые и скрытые целенаправ­ленные информационные воздействия социальных, политических, эт­нических и иных систем друг на друга с целью получения определен­ного выигрыша в материальной сфере [4].

Информационную войну также можно определить как комплекс мероприятий и операций, проводимых вооруженными силами государств и другими (как правительственными, так и частны­ми) организациями, направленных на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесения ему материального, идеологического или иного ущерба. В информационной войне информация является одно­временно оружием, ресурсом и целью.

Информационная война может включать в себя комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство. Это воздействие должно за­благовременно приводить к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия - решений, а в ходе кон­фликта полностью парализовать функционирование инфраструктуры управления противника. Одно из определений информационной войны, данное представителем Пентагона, гласит: «Информационная война состоит из дейст­вий, предпринимаемых для достижения информационного превосход­ства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздейст­вия на информацию и информационные системы противника с одно­временным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем» [5].

Основными формами информационной войны являются (классификация предложена американским теоретиком информационного противоборства М. Либики):

  • Командно-управленческая война, которая нацелена на каналы связи между командованием и исполнителями. Перерезая «шею» (каналы связи) нападающий изолирует «голову» от «туловища». Кстати, Интернет родился как оборонный вариант этой войны («рассредоточенная шея»).

  • Разведывательная война — сбор важной в военном отношении информации (как нападение) и защита собственной.

  • Электронная война — направлена против средств электронных коммуникаций, радиосвязи, радаров, компьютерных сетей. Ее важный раздел — криптография (шифровка-расшифровка электронной информации). Сюда же входит и кибервойна (компьютерный терроризм), которая подразумевает диверсионные действия против гражданских объектов противника, такие, как тотальный паралич сетей, перебои связи, введение случайных ошибок в пересылку данных, тайный мониторинг сетей, несанкционированный доступ к закрытым данным. Оружием в этой войне являются компьютерные вирусы и др. программное обеспечение.

  • Психологическая война — пропаганда, промывание мозгов, информационная обработка населения. Эта форма войны имеет три составляющие — подрыв гражданского духа, деморализация вооруженных сил, дезориентация командования.

  • Экономическая информационная война, т.е. нанесение ущерба экономической (производственной, финансовой, коммерческой и т.д.) сфере противника; создание предпосылок для кризисных ситуаций.

С точки зрения Министерства обороны США под информационной войной понимается ведение дейст­вий против технических информационных систем и современных ин­формационных технологий, а также социальных систем путем оказа­ния информационных воздействий с помощью информационных сис­тем и технологий, методов дезинформации и пропаганды (психологи­ческих операций) (рис. 2.1).

Одной из основных целей информационной войны является оказание воздействия на системы знаний и представлений противника. Причем под знаниями понимается объ­ективная информация, общая для всех, а под представлениями - ин­формация, носящая субъективный, индивидуальный характер.

По некоторым прогнозам, быстрое совершенствование методов целенаправленного воздействия на информационные процессы в сис­темах государственного управления «противника» способно не только повлиять на сложившийся в мире стратегический баланс сил, но и из­менить сами ныне существующие критерии оценки такого баланса на основе соотношения геополитических, экономических и военных факторов.

Рис. 2.1. Составляющие информационного противоборства