Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИиФН 30.12.doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
1.89 Mб
Скачать

§ 3. Метаморфозы рационализма в культуре Древнего Рима

Интеллектуальная культура Древнего Рима – важный этап развития научной рациональности. Основное содержание этого этапа заключается в утилитаризации рационализма - подчинении его принципу пользы и институциализации знания, связанной с обмирщением рационализма, его превращением в орудие политической власти. Необходимо отметить, что интеллектуальная культура Древнего Рима заимствует многие достижения древнегреческого рационализма, тем не менее, присущий ему идеал незаинтересованности, умозрительности знания отвергается как малоэффективный. Общая ориентация культуры Древнего Рима на утилитарные цели и ценности обусловливает выдвижение на первый план прикладного знания. Однако прагматическое отношение к знанию носило односторонний характер – знание, по преимуществу рассматривалось как социальная и политическая сила; производственный потенциал знания был мало востребован, поскольку в древнеримском обществе идеал потребления стоял выше идеала производства.

Обмирщение рационального знания ведет к сращиванию «науки» и образования. В Риме утверждается греческая система образования, но с определенными коррективами. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Занятия музыкой и гимнастикой заменяются обучением более практическим навыкам верховой езды и фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, но риторике. Цицерон упрекал греков за их увлечение теоретическими науками, в частности математикой и считал, что необходимо ограничить развитие этой науки «надобностями денежных расчетов и земельных межеваний». В целом образование Древнего Рима было направлено на подготовку государственных чиновников, адвокатов. Науки приспосабливаются к практической, политико-правовой, торговой, военной, строительной деятельности. Система образования подчиняется государству, получая жалование из государственной казны, преподаватели превращаются в служащих государственной власти. Наука и образование подвергаются рассудочному воздействию римского права. Стремление все подчинить рассудочной схеме влечет систематизацию образования и существующего в его рамках знания. В результате создается система школ, определяется порядок обучения, набор обязательных для изучения «наук». Выдвигается идеал принудительного обучения, обучение превращается в формализованную систему общения, с жестко регламентированными ограничениями и правилами. Главным требованием становится дисциплинированность ученика и учителя, в результате знание начинает рассматриваться не как теория, а как дисциплина. А.П. Огурцов полагает, что дисциплинарный образ науки возникает в результате актуализации подхода к знанию с позиций учителя и ученика: для обучаемого знание есть дисциплина, для обучающего – доктрина. (6). Онтологическая модель классификации знания, основанная на выделении его родов и видов, вытесняется социологической, конвенциональной, расчленяющей знание на классы. Одновременно складываются новые формы изложения знания – энциклопедия – систематический свод знаний, и научный трактат - определенным образом организованное и репрезентированное знание.

Таким образом, в интеллектуальной культуре Древнего Рима начинается процесс отделения научного рационализма как от рационализма философского, так и от рационализма повседневно-практического, однако этот процесс не получает завершения.