Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глаголев см т 3_4_6_8.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
1.62 Mб
Скачать

1668 Г., января. — Запись в Малороссийском приказе

По расспросным речам бывшего войскового дьяка

А. Иванова о сношениях воронежских посадских людей

С казаками с, Разина

С атаманом со Фролом Миняевым в станице поехал бывшей войсковой дьяк Аврам Иванов, и про поход на Волгу вора Стеньки Разина, кто его из старшин отпу-щал и лодку и казенной порох давал, и на поезде с кем пил, и войском осталым после его походу из старшин же на ково нарекали, о всем он ведает подлинно. А его, Аврама, Стенька звал же.

Ныне многие в войске руские казаки и хохлачи го­ворят, что им на Волгу ити будет вооовать, а на Дону де жить им не у чего: великого-де государя жалованья в дуване досталось по кусу на человека, а иным и двум кус, денег по 30-ти алтын, сукна по 2 аршина человеку, а иным по аршину, и тем-де прокормитца нечем. А по­тому еще: на море путь заперт, и зипуна достать стало негде.

Воронежиы посадцкие люди Ивашко Горденев, Тро-фимко Хрипунов ссудили вора Стеньку порохом и свин­цом, как пошол на Волгу. И ныне они, Ивашко на Во­ронеже, а Трофимко на Дону, ис старшин некоему на­званой сын, а тот старшина ныне атаман. И тогда был он же, а Стенька Разин ему названой же сын, ведает про то он же, Аврам, подлинно.'

Да и от многих воронежцов воровство: порох и свинец привозят и ворам продают, а они у воров рухлять по-

188

купают. Да-и не воровать воронежцам нельзе, потому что у многих на Дону сродичи.

Естли великого государя заказ будет, чтоб воронеж­цам пороху и свинцу донским не продавать и на Дон не возить, воровства, чаять, будет меньши. А опричь воро-нежцов пороху и свинцу купить не у кого.

Крестьянская война под предводительст­вом Степана Разина. Сб. документов, т. I. M., 1954, № 68, с. 102—103.

Объяснение терминов, непонятных слов и выражений

1) В станице — в отряде казаков, ездивших с Дона в Москву; 2) из старшин — из членов Донской казацкой старшины, донского казацкого управления; 3) на поез­де— при поездке; 4) на ково нарекали — на кого наго­варивали, кого обвиняли; 5) хохлачи — украинцы; 6) что им на Волгу ити будет воровать — что они на Волгу пойдут воровать; 7) алтын — 3 копейки; 8) зипуна — до­бычи; 9) рухлять — имущество; 10) сродичи — родствен­ники; 11) естли — если; 12) заказ — запрещение; 13) ча­ять— ожидать; здесь — можно ожидать; 14) опричь — кроме.

Отрывки из сочинения Яна Стрейса «Три путешествия»

Третье путешествие. Глава XIII

Сентября 3 на наш корабль явилось много немецких офицеров, которые нас сердечно поздравили с прибыти­ем и пригласили посетить их дома, где нас великолепно угощали. Незадолго до того, как мы сюда приехали, русский флот отправился против казаков, но прежде, чем я сообщу об этом, я хочу рассказать читателю о причине этого мощного и большого восстания, главой и зачинщиком которого был Стенька Разин, и немного описать казаков.

Их два рода: запорожские и донские... Донские ка­заки —те, которые живут на знаменитой реке Танаис или Дон и находятся под властью великого царя. Это скорее добровольное, чем вынужденное подчинение, от­чего они пользуются особыми замечательными правами,

189

живут по своим законам и находятся под управлением головы или начальника, которого сами выбирают. Они пользуются такой большой свободой, что когда к ним переходят холопы бояр или знатных людей, то владель­цы не имеют на них дальнейших прав.

Из казаков происходит Стенька Разин, который (как мы уже упоминали) осмелился так дерзко восстать про­тив царя Алексея Михайловича. Он сам объявил причи­ну своего ослушания — месть за брата, погубленного боя­рином, князем Юрием Алексеевичем Долгоруким в 1665 г. ...

В 1667 г. начал он свои злодеяния на Волге, захва­тывая и грабя различные богатые и большие суда, на­зываемые насадами, нагруженные добром, принадлежа­щим монастырям, духовенству, некоторым купцам из Ярославля, Вологды и другим лицам. Отсюда он с быв­шими при нем казаками отправился к городу Яику, ов­ладел им и вышел в Каспийское море, и снова вернул­ся на Волгу и, разоряя рыбачьи поселки, опустошил ме­стечки и деревни, нанеся жителям большой вред. Затем он отправился в город Терки и на границу Персии, где разбойничал и разорял подданных как шаха, так и ца­ря... Таким образом и способом он хозяйничал во мно­гих других местах, а также на индийской границе.

Астраханский воевода, князь Иван Семенович Про­зоровский, выступил с большими силами против Стень­ки Разина, ибо уже наступило к тому время, и велел поспешно приготовить все суда, с которыми он отпра­вил третье лицо в Астрахани, князя Семена Ивановича Львова, чтобы разыскать казаков и по возможности дать им бой. То войско состояло из 36 стругов, на которых было свыше 4000 человек. У казаков было 22 струга и 600 человек, которые засели на хорошо охраняемом ими острове Четыре Бугра, близ устья Волги, у самого Кас­пийского моря, где они поставили на вершине холма сторожку, чтобы наблюдать за берегами, Волгой и Кас­пийским морем. Они засели на острове так надежно, как только было возможно, ибо тот остров был скалой, заросшей со всех сторон камышом, и подступить к нему можно было лишь в одном месте. Едва только казаки заметили флот князя Семена, как обратились в бегство, и русские положили напрасные усилия, чтобы их дог­нать и изловить, поэтому они стали на другой путь и 190

решили силой или обманом усмирить и истребить непо­корных. Его царское величество прислало к господину Прозоровскому милостивую грамоту для Стеньки Рази­на, по которой последнему, ежели он тотчас покажет по­слушание царю, повергнется перед ним и впредь будет ему служить как верный подданный, обещано прощение и милость. Этот хитрый и продувной казак не рассчиты­вал на такой хороший исход, принял предложение с охо­той и радостью, ибо испытывал крайнюю нужду от го­лода и других недостач, и он был бы вынужден сдаться без боя, положившись на гнев или милость, чтобы не умереть со своими приверженцами от голода или изве­сти и погубить друг друга; ибо они испытывали такую нужду и недостачу, что ограбили персидскую барку, в которой посланник вез в дар его величеству несколько лошадей; лошадей зарезали и весьма бережливо поеда­ли. В таком тяжком положении находились казаки, ког­да царская милость, прощение и благоволение спасли их из пасти смерти.

После того все они отправились в Астрахань и распо­ложились на острове, на расстоянии примерно получаса от города. Они приезжали оттуда отрядами в город, и простые казаки были одеты как короли, в шелк, бархат и другие одежды, затканные золотом. Некоторые носи­ли на шапках короны из жемчуга и драгоценных кам­ней, 4и Стеньку нельзя было бы отличить от остальных, ежели бы он не выделялся по чести, которую ему ока­зывали, когда все во время беседы с ним становились на колени и склонялись головою до земли, называя его не иначе, как батька или отец, и конечно он был отцом многих безбожных детей. Я его несколько раз видел в городе и на струге. Это был высокий и степенный муж­чина, крепкого сложения, с высокомерным прямым ли­цом. Он держался скромно, с большой строгостью...