Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономические циклы и кризисы.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
154.11 Кб
Скачать

Н.Б. Хасаншина, к.Э.Н., доцент, заведующая кафедрой Экономических и гуманитарных дисциплин Еще раз о причинах мирового финансового кризиса 2008 года

В бизнесе и в научном сообществе продолжаются попытки осмысления той реальности, в которой оказались мир и Россия после событий 2008 г. Чем глубже экономисты, философы, историки и журналисты проникают в суть происходящего, тем яснее становится необходимость понимания истинных причин, по которым в 2007-8 г.г. последовательно произошли банкротства крупных американских банков и ипотечных компаний, обвал мировых фондовых рынков, падение цен на нефть и рост цен на золото, падение совокупного спроса на мировых и национальных рынках, массовые банкротства в реальном секторе экономики и, как результат, увольнения, рост бедности, сокращение «среднего класса» и нарастание социальной напряженности.

На основе контент-анализа значительного количества публикаций мне удалось выявить основные подходы современных исследователей к пониманию причин мирового кризиса, обобщить их и рассмотреть в последовательности, связанной со степенью их использования российскими и западными учеными в научных публикациях.

  1. Классический для капитализма кризис перепроизводства в среднем 10-летнем экономическом цикле, отягощенный вхождением мировой экономики в понижательную фазу пятой большой Кондратьевской волны - 50-летнего экономического цикла. Механизм классических для капитализма кризисов в десятилетних циклах был описан еще К. Марксом, и связан он с перенакоплением капитала относительно вяло растущей или совсем не растущей заработной платы наёмного труда. Если говорить просто, то и Маркс и большинство серьезных экономистов современности уверены в том, что начало каждого кризиса связано с особенностями психологии человека: накопление капитала и рост сверхдоходов в период подъема неизбежно приводят к перелому «сознания» в обществе, алчность и страх побеждают другие инстинкты, и тогда кризис опять становится реальностью. Кризисы в больших 50-летних циклах, описанные русским ученым Н. Д. Кондратьевым, объясняются перенакоплением капитала в рамках одного технологического уклада, а в итоге – с обострением проблем сбыта и ростом затрат на фоне износа пассивной части основного капитала. В 2008 г. наложение двух кризисов - в среднем промышленном и в пятом большом циклах - безусловно, удлиняет продолжительность нынешнего кризиса и углубляет общественные проблемы и противоречия. Такой подход предполагает, что выйти на фазу устойчивого подъема в среднем цикле и в шестой Кондратьевской волне мировая и российская экономика смогут только на новой технической основе при условии глубоких структурных сдвигов и массового внедрения и распространения принципиально новых технологий. Но пока мы потребляем всё то, что было разработано и внедрено в производство несколько десятилетий назад, в семидесятые-восьмидесятые годы XX в.

  2. Историческая исчерпанность доминирующей в западном мире общественной парадигмы «капитализм». Под капитализмом традиционно понимается общественно-экономическая система, источниками развития которой являются частная собственность, свобода предпринимательства, рынки и конкуренция. Главный мотив предпринимательской деятельности – это получение максимально-возможной прибыли на основе накопления капитала и использования свободной рабочей силы на условиях найма. Однако, в результате эксплуатации наемного труда постепенно увеличивается разрыв в темпах роста прибылей и роста заработной платы, и, как следствие, усиливается относительное и абсолютное обнищание большинства работающих по найму. Современный кризис показывает бесперспективность дальнейшего развития капитализма в условиях непримиримости классовых интересов и нарастающую необходимость поиска новой общественно-экономической парадигмы.

  3. Исчерпанность мировой кредитно-финансовой системы, построенной на ссудном проценте. Сторонники данной концепции утверждают, что наступил конец «кредитной цивилизации» с господством финансового, и, прежде всего, банковского капитала над промышленным и торговым, то есть цивилизации, где банкиры решают, какие предприятия будут развиваться или вновь строиться, а какие нет. Стремление крупных и крупнейших банков к получению максимальной прибыли привело во второй половине XX века к созданию транснациональных корпораций, осуществивших в интересах крупного банковского капитала глобальное перемещение энергоемких промышленных предприятий из США и Европы в страны Юго-Восточной Азии с дешевой рабочей силой. Итогом такого перемещения стало резкое сокращение численности рабочего класса в развитых странах и ослабление его роли в демократических процессах и экономическом развитии стран Запада. Переход к информационным технологиям в 80-х годах способствовал гипертрофированному развитию сферы услуг и серьезному торможению научно-технического прогресса в сфере реального, а не виртуального производства. «Ростовщичество» не заинтересовано в долгосрочных инновационных вложениях с высокой степенью риска, поэтому промышленный капитал, развивающийся на основе кредита, фактически перестал расширять масштабы и направления наукоемкого производства. Сегодня развитые страны превратились в рынки сбыта огромной массы товаров из Юго-Восточной Азии и Китая, производство и потребление которых невозможно без постоянного увеличения объемов банковского кредитования и «кредитных пирамид». Ссудная денежная накачка как реального сектора экономики, так и новой экономики виртуальных информационных продуктов оторвалась от натуральных стоимостей земных богатств. Ссудная экономика индустриализма себя исчерпала.

  4. Естественно-историческая исчерпанность Федеральной резервной системы (ФРС) США и глобальное перепроизводство доллара. ФРС США, начиная с 1913 г., обладая исключительным правом эмиссии доллара, последовательно и поэтапно осуществляла в течение всего XX века глобальный проект долларизации мировой экономики. Ключевыми вехами в этом проекте были «Великая депрессия» - мировой кризис 1929-1933 г.г. с расшатыванием системы «золотого стандарта», Вторая мировая война с оттоком золота из Европы в США, создание в 1944 г. МВФ и объявление доллара главной и самой устойчивой мировой валютой с золотым обеспечением, и, наконец, фактический дефолт доллара в 1971 г. с признанием США невозможности дальнейшего обмена долларов на золото. Отмена золотого обеспечения доллара и формирование Ямайской валютной системы с ежедневно плавающими курсами валют позволили ФРС США осуществлять эмиссию доллара без контроля как со стороны мирового сообщества, так и со стороны собственного правительства. В итоге – глобальное перепроизводство ничем не обеспеченного доллара, кризис доверия к доллару, как главной мировой резервной валюте.

  5. Перепроизводство долгов на мировых рынках частного и государственного кредитования и, прежде всего, на рынках ипотечного и потребительского кредитов за последние 30 лет. Потребительское кредитование на Западе начинает бурно развиваться после кризиса 70-х г.г. XX в. и смены политического курса в США и Великобритании в конце 70-х – начале 80-х г.г. (так называемая «рейганомика»). «Неоконсервативная волна» в политике развитых стран сопровождалась резким сокращением социальных расходов государства, снижением налогов на бизнес и на богатых, фактической остановкой роста заработной платы квалифицированных рабочих и других представителей «среднего класса» на фоне дискредитации профсоюзов, и все это с целью выхода из кризиса, стимулирования экономического роста и предпринимательской активности. Денежные власти США стимулировали рост спроса за счет выдачи потребительских, а позднее и ипотечных кредитов. При этом с начала 90-х годов постепенно и последовательно уменьшалась стоимость кредитов на основе постоянного снижения ставки рефинансирования, что, в свою очередь, позволяло банкам выстраивать ипотечные кредитные пирамиды, а так же «кредитные линии» с выдачей клиентам более дешевого потребительского кредита для погашения предыдущего. В итоге, по мере приближения ставки рефинансирования к нулю, к 2008 г. неминуемо сформировался кризис платёжеспособности населения США и по ипотеке, и по потребительскому кредитованию. У банков, как и у заёмщиков, выросли пирамиды долгов с растущими каждый год суммами выплат, которые невозможно возвращать без соответствующего повышения заработной платы. Некоторые экономисты перепроизводство долгов называют «кризисом перепотребления».

  6. Чрезмерный рост финансовой сферы и постоянно растущий разрыв между стоимостью активов в финансовом и реальном секторах экономики. Сторонники такого понимания причин мирового кризиса считают, что указанный разрыв неизбежно приводит, с одной стороны, к ослаблению государственного контроля над развитием финансового капитала и теперь уже не понятно как, кто и кого контролирует. С другой стороны, на фондовых рынках последние десятилетия идет бурное развитие «финансовых пузырей», основанных на спекулятивном росте цен на акции, а также на производстве и перепроизводстве вторичных финансовых продуктов – фьючерсов, опционов, ипотечных деривативов (закладных на закладные). Главными архитекторами и игроками на рынках вторичных финансовых инструментов были все те же крупные банки, а исполнителями – их талантливые сотрудники. В задачу последних входило, кроме всего прочего, математически просчитать начало кризиса банковской ликвидности для того, чтобы вовремя выйти из игры и зафиксировать максимальную прибыль. В итоге, кризис наступил и последовательно лопнули «пузыри» по ипотеке, по ипотечным деривативам, по нефтяным фьючерсам и опционам, сдулись в разы «пузыри» по ценам на акции, а дальше – банкротства банков, слияния и поглощения мелких банков крупными, крупных крупнейшими на фоне государственной поддержки банковского сектора.

7. «Демонтаж капитализма» или кризис как рукотворное «запланированное разрушение» в результате обострения противоречий внутри скрытых наднациональных финансовых структур управления мировой экономикой. В разных источниках указанные структуры имеют различные трактовки, но чаще всего их называют – «мировое правительство», безусловно, не единое по целям, а также «мировая финансовая элита» и пр. Исследователи считают, что основными игроками в этих структурах являются пять банковских группировок – «группа Рокфеллеров», «группа Ротшильдов», «группа Морганов», «Венецианско-британская группа» и «Ватиканская группа». За каждым из игроков стоят большие деньги и сплоченные элитарные сообщества. Каждая группа имеет свои сферы влияния (территории, народы, ресурсы, религиозную базу), а также последовательно разрабатывает и реализует свои глобальные проекты, в процессе осуществления которых периодически происходит конфликт интересов. Однако, несомненно, общим интересом мирового финансового капитала является дальнейшее укрепление собственных позиций на основе ускорения процессов концентрации капитала и создания единой мировой валюты, а, если понадобится, то и развития капитализма без «среднего класса» и демократии, пожертвовать которыми можно и в США и в Европе. Самое главное на этом пути уже сделано – разрушен СССР. Современный кризис спроектирован финансовыми игроками с целью ускорения процессов концентрации финансового капитала в форме слияний и поглощений, прежде всего в банковском секторе, с помощью долларовой накачки 2009 г. и срочной скупки реальных активов крупнейшими банками при дальнейшем обнищании трудящихся, дедемократизации западного общества, и, как следствие, укреплении своего положения в мировой финансовой элите.

Подводя итоги, можно утверждать, что рассмотренные выше причины мирового финансового кризиса 2008 г. логически и исторически связаны между собой и находятся в сложной иерархии истинности. При одной логике анализа, данные причины являются частями единого исторического процесса, последовательно вытекая одна из другой. При ином подходе меняется логическая и историческая цепочка причинно-следственных взаимосвязей. Наиболее яркий и простой образ такого явления – это глобальный «матрешечный кризис», впервые наступивший в истории мировой экономики. А это означает, что мировая экономика входит в совершенно новую эпоху глобальных перемен.