Природа
Африканцев называли детьми природы, но они были её царями.
Для наблюдательных африканцев были ясны такие простые наблюдения: у каждого растения индивидуальный звук. Звуки разные, если растение – мужчина или женщина. Неграмотный африканец определяет погоду на завтра без прогноза синоптиков и без барометра: перед холодной погодой капля росы падает с листа с глухим звоном.
Мы уже не слышим природу.
Они – еще слышат.
Социум
господствующая форма социальной организации в Африке — это община. Во многих странах континента 80–90% людей продолжают жить в рамках общины, и даже те, кто уходит в современные города, не порывают с ней связи. В основе общины лежит принцип родства: это большая семья — те, кто оказался в городе, обязательно посылают деньги родственникам в деревню. Императив родственной взаимопомощи и сегодня доминирует в Африке. То, что у нас назвали бы коррупцией, там воспринимается как совершенно достойное и, более того, единственно правильное поведение.
У современных охотников сложились тесные отношения с окружающей природой, а их общественная организация настолько гибка, что она в любой момент приходит им на помощь: общины меняются в размерах и по составу, власть рассредоточена, а обязанности так распределены среди членов группы, чтобы в решении жизненно важных проблем участвовали все, независимо от пола или возраста.
Восточноафриканских скотоводов, у которых высоко развито и четко организовано возрастное деление, часто называют воинственными, а их систему связывают с военными действиями, но это не совсем верно. Им приходится быть готовыми к войне, так как большие стада передвигаются по обширным территориям, а при постоянном росте и движении всего населения неизбежно возникает конкуренция из-за земли. Однако готовность к войне не означает воинственности, и хотя скотоводы более агрессивны, чем охотники, они остаются очень мягкими людьми в отношениях с окружающей средой и в повседневной жизни.
Африке, как и в древней Европе, понятия королевской власти и божественности были параллельными. Светская власть была производной от духовной или божественной власти. Но теперь религия играла иную роль — она санкционировала появившуюся в процессе централизации власть.
Правление
доколониальное королевство Бенин. Это одна из самых ярких и сложных культур Африки, которая сегодня многим известна благодаря шедеврам скульптуры — так называемой бенинской бронзе Поначалу это было простое общество мотыжных земледельцев, потом деревни начали объединяться под властью вождей, наконец возникла первая династия. Власть была очень хрупкой, все время совершались перевороты. В XIII веке после серьезного политического кризиса был приглашен новый правитель из соседнего народа йоруба, из священного города Ифе. Ему удалось установить прочную власть — династия правит по сей день: с 38-м правителем из этой династии я встречался в его дворце.
Бенин нельзя было назвать государством в европейском смысле, так как надобщинные институты не подчиняли себе общинные, а воспроизводили общинную матрицу. С XVII века реально главной функцией правителя была идеологическая — служить символом единства. Архаическое сознание конкретно: жителю деревни трудно понять, что он составляет единое целое с людьми, которые живут далеко и которых он никогда не видел, а через фигуру верховного правителя эти люди осознавали свое единство. Основной миссией правителя виделось поддержание связи с высшими силами, а не административные функции. Никакой администратор не поможет, если обидеть предков и они уничтожат урожай. Эти представления отражались в замечательном придворном искусстве, пышных ритуалах, богатой мифологии.
