Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 семинар.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
65.9 Кб
Скачать

Что такое психоанализ?

В самом общем смысле – это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности.

Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях.

Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.

Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом.

Методы изучения бессознательных явлений.

Работа в клинике требовала применения методических средств, позволяющих проникнуть в скрытые от сознания пласты. На первых порах главным и единственным орудием был гипноз. Фрейд не владел им столь мастерски, как Брейер. Неудовлетворенность гипнозом побудила его искать другие средства.

На одно из них Фрейда натолкнул феномен, приобретший в дальнейшем в психоанализе особое значение под именем “трансфера” (перенесения). Общение врача с пациентом приобретало особую эмоциональную окраску, когда этот пациент переносил свои неизжитые бессознательные желания, сохранившиеся с детских лет и некогда испытываемые по отношению к родителям, на личность самого врача. Фрейд (в отличие от Брейера, открывшего трансфер) подвергнул это явление изучению, увидел в нем способ разъяснить больному истинные причины его невроза, не применяя гипноз, и, таким образом, довести до сознания больного смысл его переживаний, помочь тем самым их изжить, освободиться от них (благодаря тому, что стал понимать, что же его мучает).

Еще одним из терапевтических средств, применяемых Фрейдом, был метод свободных ассоциаций. Этот метод был разработан К. Г. Юнгом (совместно с З. Фрейдом).

Пациенту предлагалось, находясь в расслабленном состоянии (обычно лежа на кушетке), непринужденно говорить обо всем, что ему приходит в голову, “выплеснуть” свои ассоциации, какими бы странными возникающие мысли ни казались. В тех случаях, когда пациент испытывал замешательство, начинал запинаться, повторял несколько раз одно и то же слово, жаловался на то, что не в состоянии припомнить что-либо, Фрейд останавливал на этих реакциях свое внимание, предполагая, что в данном случае его больной, сам того не подозревая, сопротивляется некоторым своим тайным мыслям, притом сопротивляется не умышленно, а несознательно. Для этого должны были быть какие-то причины особой, “тормозящей” активности психики. Этот незримый, неосознаваемый субъектом цензор бдительно следит за тем, что происходит в сознании, пропуская в него или не пропуская различные мысли и представления. Метод свободных ассоциаций помогает субъекту при помощи психотерапевта осознать свои влечения, хотя и подавленные, но продолжающие “взрывать” поведение, влиять на его ход. На понятие о влечении (потребности, мотиве, побуждении) как моторе и “горючем” всех действий, мыслей, переживаний человека и сосредоточилась напряженная творческая работа Фрейда на протяжении десятилетий. Используя понятия об энергии и инстинкте, взятых из физики и биологии, Фрейд вкладывает в них свое понимание. Фрейд придает термину “энергия” значение психологического “заряда”, служащего источником влечения. Этот “заряд” изначально заложен в организме и в этом смысле подобен инстинкту. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделил два инстинкта, движущие поведением, — инстинкт самосохранения, без которого живая система рухнула бы, и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Именно этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в его теперь уже не биологической, а психологической теории на царственное место и окрашен именем либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается.

В работе "Введение в психоанализ" 3. Фрейд выделяет три группы ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ. В первую группу он вводит: ОГОВОРКИ (когда желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое); ОПИСКИ (когда вместо одного слова, человек пишет другое, что может быть им замечено или остаться незамеченным); ОЧИТКИ (когда читают не то, что написано или напечатано); ОСЛЫШКИ (когда человек, не имеющий нарушения слуха, слышит не то, что говорится).

Во вторую группу ошибочных действий входят: временное ЗАБЫВАНИЕ (когда человек не может вдруг вспомнить, то, что хорошо знает, например, имя знакомого человека, которое наверняка знает и обычно потом неожиданно для себя вспоминает); НЕВЫПОЛНЕНИЕ в определенный момент времени НАМЕРЕНЬЯ, о котором потом позднее вспоминают.

В третью группу входят ЗАПРЯТЫВАНИЯ (когда какой-либо предмет куда-то так убирается, что его потом невозможно найти); ЗАТЕРИВАНИЯ (когда какая-либо вещь просто куда-то вдруг исчезает, вызывая удивление ее владельца); ОШИБКИ-ЗАБЛУЖДЕНИЯ (когда какое-либо время человек верит чему-то, о чем до и после знает, что это не соответствует действительности).

Внутренне сходство всех этих ошибочных действий выражается в их названиях приставками "О-" или "ЗА-" Все они на первый взгляд весьма несущественны. Однако, как доказал психоанализ, они не являются случайностями и представляют собой серьезные психические акты. Эти акты имеют действительный несомненный и очевидный смысл и дают ценный материал для понимания глубинных процессов в душе человека. Так, например, оговорка специалиста-медика, что в городе с миллионным населением, понимающих анатомию носовой полости можно сосчитать по одному пальцу, означает фактически, что есть только один человек в городе, который это понимает, этот человек - он сам; или оговорка дамы, что ее муж может есть и пить все, что я захочу, имеет смысл - "Как смеет он хотеть? Он может хотеть съесть и выпить только то, что ему предложу я сама".

Как доказал 3. Фрейд, эти ошибочные действия возникают благодаря противодействию двух различных интерферирующих намерений, мешающих проявиться одному из них - истинному. Это был первый теоретический вывод психоанализа по поводу ошибочных действий, о которых ранее в психологии не было неизвестно.

Второй результат психоанализа состоит в том, что он доказал, что ошибочное действие есть психический акт, наблюдающийся в душевной жизни человека, но не вызванный непосредственно физическими, органическими, материальными воздействиями, которые не имеют отношения к области психологии, а есть психический процесс, имеющий содержание, смысл из-за наличия скрытого намерения.

В ошибочных действиях есть всегда нарушенное намерение и нарушающее намерение, которые вступают в определенные взаимоотношения друг другом. Ошибочное действие возникает из содержания нарушенного намерения, либо как-то связано с этим содержанием. Иногда ошибочное действие имеет отношение к тому ходу мыслей, которые занимали человека до сего момента, имеет ассоциативную связь между двумя намерениями не содержательную, устанавливаемую окольными путями.

3. Фрейд обнаружил, что исходя из специфики намерений, все ошибочные действия можно разделить на три группы. В первую группу он отнес случаи, когда человеку известно нарушающее намерение, т.к. он его чувствовал перед ошибочным действием. Во вторую группу внесены ошибочные действия, при которых человек признает нарушающее намерение, но не подозревает, что оно стало активным перед ошибочным действием. К третьей группе он отнес случаи, когда человек энергично отвергает толкование нарушающего намерения, утверждая, что оно ему совершенно чуждо. То есть у человека могут проявиться намерения, о которых он сам ничего не знает, но о которых психоаналитик может судить на основании косвенных показателей. Во всех группах намерения оттесняются и отличаются лишь степенью оттеснения нарушающего намерения.

Основной вывод: подавление имеющегося намерения что-либо сделать или сказать является непременным условием возникновения ошибочного действия человека. Резюмируя, 3. Фрейд утверждает, что ошибочные действия можно рассматривать как компромисс между нарушающей и нарушенной тенденцией. Эти действия являются психическими актами, в которых можно усмотреть смысл и намерение. Они возникают благодаря наложению друг на друга двух различных намерений, при этом одно из этих намерений подвергается оттеснению. Но поскольку в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности чтобы послать от себя в сознание своего заместителя, то оттесненное намерение в результате проявляется в нарушении другого намерения.

Нарушающая тенденция может иметь отношение к самому человеку, к месту, времени, к неприятным воспоминаниям, которых человек хочет избежать и чему-либо другому. И психоаналитику остается только узнать, почему намерение не выражается по-другому и менее замаскированно. Для этого надо просто спросить человека, почему он, например, сделал, именно такую оговорку и что он может о ней сказать. На поставленный вопрос он даст первое пришедшее ему в голову объяснение. Этот ответ выявляет и раскрывает истинный смысл искомого, так как пришедшая спрашиваемому мысль с точки зрения психоанализа не произвольна, а вполне детерминирована важными внутренними установками и ассоциативно связана со скрытым содержанием. Этот прием и его результат и есть, по мнению 3. Фрейда, психоанализ и образец любого психоаналитического исследования.

Ошибочные действия – это психопатология в обыденной жизни, краткий сбой в психической функции, когда вытесненное актуализируется в обход сознанию, или совершение другого действия вместо задуманного.

По содержанию ошибочные действия весьма разнообразны. По-Фрейду они могут проявляться через: 1) оговорки, описки, очитки, ослышки. 2) забывание, запрятывание, затеривание, ошибки-заблуждения. Главное различие двух групп в том, что в первом случае нечто намеренно актуализируется, а во втором нечто намеренно не актуализируется.

Оговорки – один из распространённых видов ошибочных действий, разделяются по принципу на: замену слов противоположными и искажение слов смысл которых остаётся вполне ясным.

Границы ошибочных действий задаются тремя следующими условиями.

Ошибочное действие не выходит за определённые рамки, оно должно оставаться “в пределах нормальных явлений”.

Ошибочное действие имеет характер преходящего, временного нарушения.

Заметив ошибочное действие, мы обычно ничего не знаем о его мотивах, нам кажется, что оно совершенно случайно и непреднамеренно.

“ошибочные действия возникают в результате интерференции двух различных намерений, из которых одно можно назвать нарушенным, а другое нарушающим”. Следуя этому пути, ошибочные действия сами по себе в таком их понимании, имеют смысл, они являются совершенно правильными, только они возникают вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия, но как показывает жизнь это намерение и является первично верным. Очевиден ли их смысл или он требует некоторых размышлений – вопрос второй важности. Фрейд говорил что в первом случае смысл заменяется, а во втором искажается.

Однако подавление имеющегося намерения что-либо сказать, является непременным условием возникновения оговорки во всех случаях, когда за ней не стоит чисто физиологическая причина, а психический акт. О таком роде ошибочных действий, как забывание, Фрейд писал, что не может поверить ни в какую причину этого, кроме как неподконтрольная актуализация вытесненного намерения вместо замещающего его.

Фрейд придавал анализу ошибочных действий огромное значение и написал о них одну из самых знаменитых своих книг — «Психопатологию обыденной жизни» (1901. За ошибкой, по Фрейду, кроется вытеснение чего-то неприятного, что не может быть высказано напрямик.