Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7_Zapadnaya_i_vostochnye_tsivilizatsii_na_rubez....docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
37.85 Кб
Скачать

Тема лекции: Западная и Восточная цивилизации на рубеже эпох: кон. XVIII – нач. XIX в.в.

1. Великая Французская революция и ее основные итоги.

2. Европа после революции – Европа Священного Союза и Меттерниха

3. Китай периода правления Цинов как образец восточной деспотии кон. XVIII – нач. XIX в.В.

1. Великая Французская революция и ее основные итоги.

Великая французская революция — крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII в., в результате которой был уничтожен Старый порядок, и Франция из монархии де-юре стала республикой свободных и равных граждан.

Началом революции послужило взятие Бастилии 14 июля 1789 г., а её окончанием разные историки считают 27 июля 1794г. (Термидорианский переворот) или 9 ноября 1799 г. (Переворот 18 брюмера).

Причины. Франция в XVIII в. была монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и постоянную армию. Существовавший в стране социально-экономический и политический режим (Старый порядок), сложился в результате сложных компромиссов, выработанных в ходе длительного политического противостояния и гражданских войн XIV—XVI вв.

Однако сложившийся в результате сложных компромиссов режим не обеспечивал нормального развития Франции, которая в XVIII в. начала отставать от своих соседей, прежде всего от Англии.

Кроме того, чрезмерная эксплуатация все больше вооружала против себя народные массы, законные интересы которых совершенно игнорировались государством.

Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что Старый порядок с его

- неразвитостью рыночных отношений,

- хаосом в системе управления,

- коррумпированной системой продажи государственных должностей,

- отсутствием четкого законодательства,

- «византийской» системой налогообложения

- архаичной системой сословных привилегий, нужно реформировать.

Королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии. Среди них утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо).

Благодаря деятельности просветителей в умах образованной части французского общества произошёл переворот.

Характер. Марксистские историки утверждают, что Великая французская революция по своему характеру была «буржуазной», заключалась в смене феодального строя капиталистическим, и ведущую роль в этом процессе играл «класс буржуазии», свергнувший в ходе революции «феодальную аристократию».

Большинство других историков с этим не согласно, указывая на то, что феодализм во Франции исчез за несколько столетий до революции.

Именно французская аристократия насаждала капиталистические (рыночные) отношения в течение 25-30 лет, предшествовавших 1789 году.

Те, кто оказался у власти после первого этапа революции, особенно в провинциях, в большинстве не были выходцами из буржуазии, а были дворянами, которые и до революции были у руля власти — собирали налоги, ренту с населения и т. д.

Согласно взгляду, который разделяет большое число современных историков (в том числе И. Валлерстайн, П. Губер, А. Коббо, Д. Герэн и др.) революция носила антикапиталистический характер и представляла собой взрыв массового протеста против капитализма или против тех методов его распространения, которые применялись правящей верхушкой.

От взятия Бастилии до похода на Версаль. Когда подготовка королевского двора к разгону Учредительного собрания стала очевидной, этого было достаточно, чтобы вызвать еще больший взрыв недовольства парижан.

12 июля 1789 г. произошли новые столкновения между народом и войсками в Париже; Камиль Демулен призывал народ к оружию.

Утром 14 июля в Доме Инвалидов было захвачено 12 пушек, 32 тысячи ружей и порох к ним. Несметные толпы народа, вооруженные отчасти ружьями, а также пиками, молотами, топорами и дубинами, наводнили улицы, прилежащие к Бастилии — военной крепости и главной политической тюрьме Парижа. Офицеры стоявших в Париже полков уже не рассчитывали на своих солдат.

Король вынужден был признать существование Учредительного собрания. Далее революция распространилась по всей стране. 18 июля произошло восстание в Труа, 19 июля — в Страсбурге, 21 июля — в Шербуре, 24 июля — в Руане.

В городах были образованы новые, выборные органы власти — муниципалитеты, создана новая вооруженная сила — Национальная гвардия.

Декретами 4-11 августа Учредительное собрание отменило личные феодальные повинности, сеньориальные суды, церковную десятину, привилегии отдельных провинций, городов и корпораций и объявило равенство всех перед законом в уплате государственных налогов и в праве занимать гражданские, военные и церковные должности.

26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина» — один из первых документов демократического конституционализма.

«Старому режиму», основанному на сословных привилегиях, были противопоставлены равенство всех перед законом, неотчуждаемость «естественных» прав человека, народный суверенитет, свобода взглядов, принцип «дозволено все, что не запрещено законом».

5 октября состоялся поход на Версаль к резиденции короля, чтобы силой заставить Людовика XVI санкционировать декреты и Декларацию, от одобрения которых монарх до этого отказывался.

При этом Национальное собрание приказало Лафайету, командовавшему Национальной гвардией, повести гвардейцев на Версаль. В результате этого похода король был вынужден покинуть Версаль и переехать в Париж, во дворец Тюильри.

От штурма Тюильри до казни короля

10 августа 1792 г. около 20 тыс. повстанцев (т. н. санкюлотов) окружили королевский дворец. Штурм его был недолгим, но кровопролитным. Нападавшим оказали сопротивление несколько тысяч солдат швейцарской гвардии, все они пали у Тюильри.

Одним из результатов этого штурма стало отречение Людовика XVI от власти и эмиграция Лафайета.

С этого момента в течение нескольких месяцев высшие революционные органы — Национальное собрание и Конвент — находились под сильным влиянием и давлением народных масс (санкюлотов). Все это происходило на фоне роста массового террора, который, хотя и был направлен главным образом против аристократии, привел к казням и убийствам десятков тысяч людей из самых разных слоев общества.

В конце августа прусская армия предприняла наступление на Париж и 2 сентября 1792 года взяла Верден.

20 сентября генерал Дюмурье отбил при Вальми атаку пруссаков. Французы перешли в наступление и даже стали производить завоевания (Бельгия, левый берег Рейна и Савойя с Ниццей в конце 1792 г.).

21 сентября 1792 г. в Париже открыл свои заседания Национальный конвент. Конвент разделился на три фракции: левые — монтаньяры, лидерами которых были Дантон, Робеспьер и Марат, правые — жирондисты, руководимые Бриссо, и аморфные центристы. Монархистов в Конвенте уже не было.

По решению Конвента был начат судебный процесс против гражданина Людовика Капета (бывшего короля Франции Людовика XVI). Главным обвинителем выступил Луи Антуан Сен-Жюст. 21 января 1793 г. Людовик был казнён «за измену родине и узурпацию власти».

В конце февраля — начале марта 1793 г. Конвент объявил войну Англии и Нидерландам, а затем и Испании.

Якобинская диктатура. В марте 1793 г. начался контрреволюционный Вандейский мятеж. Для спасения революции 6 апреля 1793 г. создаётся Комитет общественного спасения, первым председателем которого был Дантон.

В апреле 1793 г. Робеспьер и Демулен выступают с обвинениями против жирондистов. После выступления Парижской коммуны 31 мая 1793 г. ряд жирондистов был арестован.

10 июня силами Национальной гвардии была установлена якобинская диктатура. 13 июля жирондистка Шарлотта Корде заколола кинжалом Марата; в ответ на это убийство якобинцы развернули революционный террор.

После ликвидации жирондистов на первый план вышли противоречия Робеспьера с Дантоном, представлявшим умеренное крыло якобинцев, и с Эбером, настаивавшем на необходимости радикальных реформ. Весной 1794 г. сначала Эбер и его последователи, а потом Дантон и Демулен были арестованы, преданы революционному суду и казнены. После этих казней Робеспьер уже не имел соперников.

Усиление бессмысленного террора привело к тому, что группа членов Конвента под предводительством Колло д’Эрбуа и Барраса предприняла 27 июля 1794 г. термидорианский переворот, поддержанный Национальной гвардией. Робеспьер и около сотни его сторонников, включая Кутона и Сен-Жюста, были арестованы и гильотинированы.

Термидорианский Конвент. После 9-го термидора Якобинский клуб был закрыт, в Конвент вернулись уцелевшие жирондисты. Термидорианцы отменили якобинские меры государственного вмешательства в экономику. Результатом явился огромный рост цен, инфляции, срыв продовольственного снабжения.

Фактической главой правительства в дальнейшем стал Баррас — дворянин, неслыханно разбогатевший в революционную эпоху на спекуляциях и финансовых махинациях.

В 1795 г. оставшиеся в живых сторонники якобинцев дважды поднимали население Парижа (12 жерминаля и 1 прериаля), требовавшее «хлеба и конституции 1793 года», но Конвент усмирил оба восстания с помощью военной силы и приказал казнить нескольких «последних монтаньяров».

Конвент составил новую конституцию, известную под названием «Конституции III года». Законодательная власть поручалась уже не одной, а двум палатам — Совету пятисот и Совету старейшин, причём введён был значительный избирательный ценз. Исполнительная власть была отдана в руки Директории — пяти директоров, избираемых Советом старейшин из кандидатов, представленных Советом пятисот.

Произошёл мятеж 13-го вандемьера (5 октября 1795 г.); конвент был спасён благодаря распорядительности Бонапарта (которого Баррас привлек для подавления восстания), встретившего инсургентов картечью.

26 октября 1795 г. Конвент самораспустился, уступив место советам пятисот и старейшин и Директории.

Итоги революции. Революция привела к краху Старого порядка и утверждению во Франции нового, более демократичного и прогрессивного общества.

Однако говоря о достигнутых целях и жертвах революции, многие историки склоняются к выводу о том, что те же цели могли быть достигнуты и без такого огромного количества жертв.

По оценкам, с 1789 по 1815 гг. только от революционного террора во Франции погибло до 2 млн. гражданских лиц, и еще в войнах погибло до 2 млн. солдат и офицеров.

Таким образом, только в революционных битвах и войнах погиб каждый шестой француз, не считая умерших за эти годы от голода и эпидемий. К концу эпохи Наполеона во Франции почти не осталось взрослых мужчин, способных воевать.