Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Татарстан.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
228.83 Кб
Скачать

9. Крестьянская реформа 60-х гг

Преобразования в удельной и государственной деревне.

В 1863 г. основные положения крестьянской реформы были распространены на удельных крестьян, а в 1866 г. — на государственных крестьян. В Казанской губернии к разряду удельных крестьян относилось 35,5 тысячи человек, государственных крестьян — 1,1 миллиона человек.

Удельные крестьяне получали права свободных сельских обывателей. Для них вводился обязательный выкуп земельных наделов, что исключало для них временнообязанное состояние. В крестьянские наделы не могли включаться леса, оброчные статьи, рыбные ловли и все земли, которые удельное ведомство считало для себя необходимыми.

В ходе реформы 1863 г. находившиеся в пользовании удельных крестьян Казанской губернии земли сократились на семь тысяч десятин. Средний душевой надел уменьшился с 4,4 до 3,9 десятины. Средняя цена десятины земли, отведенной крестьянам в надел, составляла более 13,5 рубля, а годовые платежи с души — свыше 3,2 рубля.

Поземельное устройство государственных крестьян определялось законом от 24 ноября 1866 г. За этими крестьянами закреплялись существующие наделы. Однако они не могли превышать 8 десятин на ревизскую душу в малоземельных уездах и 15 десятин — в многоземельных. Средний душевой надел практически не изменился и составлял 5,2 десятины. Государственные крестьяне были объявлены собственниками наделов. Однако земля оставалась лишь в их пользовании, за что они должны были, как и прежде, вносить в казну оброчную подать. Размер этой подати на душу составлял более 3,7 рубля. Обязательный выкуп казенных наделов был предусмотрен только двадцать лет спустя. Государственные крестьяне, как и бывшие удельные, передавались в ведение уездных и губернских учреждений. Они уравнивались в правах с другими категориями сельского населения.

Известно, что в государственной деревне основную массу составляли нерусские крестьяне. Они получили земли гораздо меньше, чем русские государственные крестьяне. Так, русские земледельцы получили в среднем по 6,4 десятины на ревизскую душу, мордовские и удмуртские — по 6 десятин, марийские по 5,7 десятины, чувашские — по 5, татарские — по 4,7 десятины. Да и Аналоговое бремя среди них распределялось весьма неравномерно. Больше всего налогов с одной десятины земли заплатили татарские, затем русские, Чувашские, марийские и мордовские крестьяне. Государственные нерусские крестьяне северных и восточных уездов Казанской губернии лишились значительной части лесных угодий.

Итоги аграрных преобразований в помещичьей, государственной и удельной деревне, таким образом, во многом были различны. Бывшие государственные крестьяне получили больше земли, чем бывшие удельные, а. тем более — помещичьи крестьяне. В государственной деревне оброчные платежи были намного ниже выкупных платежей помещикам и уделу.

10. Движения в ответ на реформу 1861 г.

Книга: ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова)

Уже весной 1861 г. стало очевидным, что крестьяне ждали совсем не такой воли. В их представлении совершенная воля — немедленное прекращение любых отношений с помещиком и получение всей удобной земли. Этого не произошло. К тому же им предстояло выплачивать высокие выкупные платежи. Крепло убеждение в том, что господа спрятали настоящую, царскую волю. Выражая настроения крестьян, «Колокол» писал, что в действительности крепостное право не отменено. Революционеры надеялись, что в стране вспыхнет массовое крестьянское восстание.

Крестьянские волнения. В марте-мае 1861 г. в великорусских губерниях России произошло в 3-4 раза больше крестьянских выступлений, чем за весь 1860 г. Крестьяне выражали свое недовольство несправедливыми условиями реформы, добивались настоящей воли.

Одним из районов, где наиболее ярко проявился протест крестьян, стала Казанская губерния. Вскоре после обнародования Манифеста, в марте, волнения произошли в деревнях Кармачи и Карташиха Лаишевского, Тень-ки, Полянки и Мурасы Спасского уездов. Общим для них был отказ от выполнения барщинных или оброчных повинностей. Крестьяне считали оглашенные им документы подложными, не подлинными. С марта и до конца мая 1861 г. в губернии были отмечены многочисленные выступления, в которые были вовлечены жители более чем 130 деревень. «Взбунтовавшихся мужиков», как правило, приводили к покорности силой.

«Бездненское побоище». Особым драматизмом отличались события в селе Русская Бездна Спасского уезда. Здесь крестьянам, разочарованным условиями реформы, принялся растолковывать «Положение» от 19 февраля 1861 г. их односельчанин Антон Петров (Сидоров). Сам он в течение двух дней читал документы, но «ничего хорошего не вычитал». Затем его внимание привлекла первая статья Уставной грамоты с фразой из них отпущено на волю ». К тому же в «Положении» он вычитал слова: «После ревизии отпущены на долю». Это он и принял за «изъяснение воли».

Открытую им волю Петров объявил крестьянам. Он говорил, что крестьяне, как люди отныне вольные, ни одного дня в неделю работать на помещика не обязаны. Им должны отойти и почти вся помещичья земля. Слова: Петрова побуждали крестьян к действиям. Крестьяне рубили помещичьи леса, угоняли господский скот, пришли, как сообщалось в официальных документах, в «полное неповиновение властям». В Бездне, Болховке, в ряде ругих деревень Спасского уезда насильственно были заменены неугодные представители сельской админи-грации — старосты, выборные, сотские. Чтобы услыхать о «настоящей воле», в Бездну приходили целые элпы крестьян из Спасского, Чистопольского, Лаишевского и других уездов. Только в Спасском уезде волнения охватили крестьян 75 сел и деревень. Не без влияния бездненских событий начали волноваться срестьяне Самарской, Симбирской и Саратовской губерний. В сознании помещиков возник образ пугачевщины.

10 апреля на Бездну по приказу П.Ф. Козлянинова были двинуты войска, в том числе из Тетюш, Лаишевский, Чистополя и Казани. Всего двенадцать рот с более ем 1,2 тысячами солдат, при двух орудиях. На следущй день в Бездну прибыл свиты его императорского вличества генерал-майор, граф А.С. Апраксин. В селе эгда находилось около пяти тысяч крестьян. На тре-эвания выдать Антона Петрова толпа ответила генерал майору отказом. Был отдан приказ открыть ружейный огонь. В промежутках между залпами из толпы раздавались крики: «Не бойтесь!», «Пугают!», «Не сходитесь!», «Не выдадим, в царя стреляли!» По последнему залпу безоружные крестьяне дрогнули и стали разбегаться. В это время появился Петров, державшие на голове «Положение». Он был схвачен и отправлен в острог.

В Бездне было устроено настоящее побоище. 350 раненыx и убитых крестьян — таков кровавый итог расправы с возжелавшими настоящей воли. А Антон Петров по приговору полевого военного суда был расстрелян 19 апреля вблизи своего села.

13 апреля весть о расправе над крестьянами в селе Бездна дошйа до Казани. Большинство дворян не скрывало своей радости. По свидетельству современника, «13 апреля Воскресенская улица в 1 час дня представляла вид необыкновенный: по ней катались коляски, дорожки и тарантасы помещиков, ехавших к губернатору. Только что было получено известие «о победе графа». Примечательная и резолюция Александра II, наложенная им на рапорте главного усмирителя о событиях в Бездне. Она весьма определенна: «Не могу не одобрить действий графа Апраксина; как оно не грустно, но нечего было делать другого». Граф был награжден орденом св. Владимира 3-й степени.

Протест против введения уставных грамот. Безднен-ское побоище лишь на время приглушило недовольство крестьян. Оно вышло наружу при введении уставных грамот осенью 1861 г. Введение этих грамот сопровождалось сокращением крестьянских наделов, ростом повинностей в пользу помещиков. Тогда произошло около 30 крупных выступлений бывших помещичьих крестьян, подавленных с помощью воинских команд. Крестьяне протестовали против введения уставных грамот, требовали «дарственного надела». Так было в селах Любимовка Тетюшского, Сокуры Лаишевского, Старая Киреметь Чистопольского уездов. Крестьяне деревни Арпаяз-Янасалы Лаишевского уезда отказывались принимать земельные наделы, исполнять повинности. Пущенные властями в ход розги не сломили их упорства. За дело взялся военный суд. Около сорока человек понесли тяжелое наказание. В конце концов янасальских крестьян перевели на выкуп, снизив выкупную сумму, освободили от издольщины.

Не скрывали своего недовольства и государственные крестьяне. Так, в связи с несправедливым рекрутским набором в декабре 1862 г. прокатились волнения по ряду сел Казанского уезда.

11. ОТКЛИКИ НА БЕЗДНЕНСКИЕ СОБЫТИЯ. КУРТИНСКАЯ ПАНИХИДА. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна.

Кровь жертв бездненского побоища взывала не только к состраданию, но и к протесту. С получением известий о событиях 12 апреля, кружок казанских студентов начал вырабатывать план действий. Студенты решили направить своих представителей в Бездну, провести сбор средств в пользу семей убитых и раненых, организовать демонстрацию.

В Бездну выехали С. Клаус и М. Элпидин, но там были арестованы и доставлены в Казань. Здесь их лично допросил губернатор Козлянинов. Другие члены кружка 14-16 апреля занялись сбором средств среди профес-Цеоров, учителей, студентов, гимназистов, чиновников, купцов. То, что удалось собрать, было отправлено семьям юстрадавших.

Во второй половине дня 16 апреля на Куртинском тадбище в приходской церкви состоялась панихида по битым в Бездне крестьянам. Ее инициаторами стали. Н. Умнов, И.К. Олигер, Н.В. Копиченко, А.Х. Хрисэров, А.М. Темников, составлявшие ядро кружка. Пе-собравшимися — а их было около 450 человек — шхиду служил священник И.В. Яхонтов. Он прибывал помянуть «убиенных за свободу и любовь к отечеству». В конце панихиды с краткой и страстной вчью выступил А.П. Щапов. Заключая ее, он произнес: «Земля, которую Вы возделывали (речь идет о Кертвах бездненского побоища), плодами которой пи-рал и нас, которую теперь желали приобрести в собстенность и которая приняла Вас мучениками в свои недра, — эта земля воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху Вашему и вечная историческая память Вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!» На следующий день Казань была полна разговорами о Щапова. О ней незамедлительно телеграфировали яександру П. Императорская резолюция на телеграмме сила: «Щапова немедленно арестовать, а двух монахов очить в Соловецкий монастырь». В монастырь должен был отправиться и Щапов, но под давлением общественного мнения царь отменил это решение. В 1864 г. профессора русской истории сослали на родину в село Анга Иркутской губернии. Ранее из университета исключили девять, а из академии — троих студентов.

В мае на события в Бездне откликнулся «Колокол». Через два месяца на его страницах было опубликовано письмо либерально настроенного профессора русской литературы Казанского университета Н.Н. Булича. Называлось оно «Граф Апраксин Бездненскии» и начиналось следующими словами: «Манифест и Положение об освобождении крестьян облились уже невинною кровью». Специально для «Колокола» предназначалась большая статья «Сказание о Бездненском побоище в Казанской губернии по случаю освобождения крестьян», опубликованная в нем в марте 1862 г. Одним из ее авторов был К.П. Перцов, советник Казанского губернского правления, назначенный после событий 12 апреля председателем следственной комиссии по делу «О волнениях срочно обязанных крестьян Спасского уезда Казанской губернии».

Попытки поднять крестьян на восстание. Во второй половине 1861 г. в среде казанских разночинцев появляется собственная рукописная прокламационная литература радикального содержания. Так, в нелегальном рукописном журнале «Студенческий голос» публикуется стихотворение-прокламация «Полилася кровь горячая...». Студент Казанского университета А. Курбаковский пишет прокламацию «Побатухи», студент того же университета И. Пеньковский — прокламацию «Бью челом народу православному...». Все они содержали призыв крестьян к восстанию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]