Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Татарстан.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
228.83 Кб
Скачать

41. Театр, музыка.

Татарский самодеятельный театр, как мы помним, развивался со второй половины XIX в. Теперь, в начале следующего столетия, он становится профессиональным. Начало ему положили публичные спектакли любителей из среды татарской интеллигенции, которые были организованы в 1906 г. в Казани.

С 1903 г. в Казани существовал кружок любителей литературы, театра и музыкального искусства, участниками которого были также Ф. Амирхан, Г. Кулахметов, X. Ямашев. 22 декабря 1906 г. членами кружка в казанском Новом клубе было показано публичное театральное представление на татарском языке. Зрители увидели пьесы «Кызганыч бала» («Жалкое дитя») и «Гайшык бэласе» («Из-за любви»). Этот день и считается днем зарождения татарского театра. Оригинальные произведения для сцены были написаны Г. Исхаки, Г. Камалом, М. Файзи, Ф. Амирханом, С. Рамиевым, Г. Кулахметовым. Возникновение и развитие национального сценического искусства связано с деятельностью первых татарских театральных трупп «Сайяр», «Hyp», «Ширкат», «Яшлек». Они гастролировали по городам Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии, Кавказа, Крыма. В них сформировалось поколение талантливых актеров и режиссеров: Ш. Кудашев-Имансий, С. Гизатуллина-Волжская, И. Кудашев-Ашказарский, М. Мутин, 3. Султанов, Г. Болгарская, Г. Болгарский, Г. Кариев, Камал I, Ф. Ильская и другие. Особую роль сыграла труппа «Сайяр» и ее руководитель ГабдуллаКариев (1886-1920). Эта труппа заложила основы татарского профессионального театрального искусства, под ее влиянием татарские театры зародились в Казани, Оренбурге, Уфе, Симферополе.

Начало века ознаменовалось появлением ряда ярких имен в области музыкального искусства. В Восточном клубе Казани, ставшем центром культуры татар, композитор Загидулла Яруллин (1888-1964) создал первый струнный оркестр. Он же написал самый популярный среди татар «Марш Тукая», который в то время считал символом духовных надежд народа. Наиболее популярными инструментами были скрип мандолина и гармоники. На концерты гармониста-виртуоза Файзуллы Туишева (1884-1958) во всех горо-к, где проживали татары, приходили сотни людей. Из первых профессиональных певцов татар самыми известными были Фаттах Латыпов (1884-1966), Ф. Гумерва и друг, Тукая — Камиль Мутыги (1883-1941). Появились и первые записи татарской музыки на валиках фонографа и граммофонных пластинках. Энтузиастом ихвнедрения стал талантливый самоучка Гилязетдин Сайфуллин (1873-1946). Он известен и как музыкальный мастер, собиратель народных песен. Таким образом, в период 1900-1916 гг. татарская натура сделал заметный шаг вперед. Большую светскую направленность приобрела система национального образования, увеличилось число татарских школ, стало доступней высшее образование. На новую ступень поднялась татарская литература. Возникли национальная периодическая печать и национальный профессиональный театр.

42. Образование в начале XX в.

Книга: ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова)

Как мы помним, уже во второй половине XIX в. татарская культура получает значительное развитие. В начале следующего столетия она переживает настоящий подъем. Этот подъем во многом был связан с теми процессами, которые вызвала первая российская революция. Достижения в различных областях культурной жизни татарского общества были столь весомы, что можно говорить о «серебряном веке» татарской культуры периода 1900-1916 гг.

Основу татарской системы образования по-прежнему составляли мектебы и медресе. В начале же XX в. их количество значительно возросло. Так, в 1905 г. в Казанской губернии насчитывалось 845 мектебов и медресе с более чем 54 тысячами учащихся. Через восемь лет этих учебных заведений было уже 967. В них обучалось теперь около 80 тысяч учащихся.

Возросло число русско-татарских училищ, русско-татарских школ и русских классов при медресе. Многие выпускники училищ поступали в татарские учительские школы, работавшие в Казани, Оренбурге, Симферополе. Русские классы и русско-татарские школы способствовали приобщению татар к достижениям русской и европейской культуры.

Другим важным изменением стало развитие новометодных (джадидистских) школ. К концу первого де­сятилетия XX в. подавляющее большинство мектебов и медресе Казанской губернии использовало звуковой метод обучения.

Наиболее крупными медресе являлись «Мухаммадия», «Касимия», «Марджания» (Казань), «Галия», «Усмания» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк), «Буби» (д. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии), «Губайдия» (с. Байряка Бугуль-минского уезда Самарской губернии). Как правило, большинство изучаемых в них дисциплин имело светский характер. В «Мухаммадии», например, преподавались арифметика, география, логика, геометрия, всеобщая история и история России, русский язык, восточные языки, психология, педагогика, этика, медицина, юриспруденция и другие предметы. В этом медресе работали литературный и драматический кружки, выходили рукописные газеты.

Конечно, не все медресе находились на должном уровне. Г. Тукай, не без горечи, писал: «В медресе провели мы очень много лет, потеряли время, потеряли свет». Но это было явлением нередким и у других народов. Вспомним убогое образование в церковно-приходских школах или «Очерки бурсы» русского писателя Н.Г. Помяловского, который показал, как духовная семинария уродовала и душу, и тело воспитанников. Вопросы реформирования школ и повышения качества образования

волновали в начале XX в. общественность всех народов России.

Приметой времени являлось развитие татарского женского образования. Широкой известностью пользовались новометодные школы Л. Хусаиновой, М. Музаффарии, Р. Амирхании, С. Амирхании в Казани, Ф. Адгамовой в Оренбурге, Ф. Гайнутдиновой в Чистополе. В числе изучаемых здесь дисциплин были такие, как татарское письмо и чтение, арифметика, география и история. Еще более широкий круг светских дисциплин входил в программу первой татарской женской гимназии Ф. Аитовой, которая была открыта в конце октября 1916 г. в Казани. В те же годы в Уфе работали курсы для татарских и башкирских учительниц, в Троицке была орга-

низована частная женская семинария для татарок. Татарская школа развивалась в трудных условиях. Новым явлениям в ней препятствовали не только кадимисты. Становлению светского образования у татар всемерно противодействовали власти, чиновники на местах. Примечательно название книги, которую издал в1908 г. инспектор Казанского учебного округа Я.Д. Коблов, — «Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе». Как «в высшей степени нежелательное явление» была охарактеризована светская школа татар в материалах «Особого совещания» по мусульманским делам, которое состоялось в 1914 г. в Петербурге.

Однако ничто не могло погасить стремления татар к знаниям. «Среди народностей, населяющих восточную часть России, — отмечал тот же Я.Д. Коблов, — татары магометане занимают первое место. Процент грамотных среди них очень велик даже по сравнению с русскими. Из какого бы класса ни происходил татарин, он непременно знает начатки вероучения, умеет читать и писать по-татарски». В начале XX в. около 80 процентов татарского населения края владело грамотой на родном языке.

Усиливалась тяга и к получению высшего образования. Если в 1908 г. среди студентов Казанского университета было 13 татар, то через пять лет — 27. Татарская речь была слышна и в университетах Москвы, Петербурга, Киева, Одессы и даже за рубежом. Так, татары учились в высших и средних учебных заведениях Парижа, Льежа, Лейпцига, Женевы, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Токио. Несколько татар окончили Каирский, Стамбульский университеты. Разумеется, образование в университетах и других высших учебных заведениях европейского типа было доступно юношам и девушкам из состоятельных семей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]