Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на консалтинг док.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
18.04.2019
Размер:
300.03 Кб
Скачать

4.История pr- консалтинга в России.

Рынок pr-консалтинга в России, гораздо моложе западного,  но представляется сейчас сформированным и достаточно насыщенным. PR-агентства или, как более модно стало их называть, коммуникативные (коммуникационные) агентства предоставляют практически любые разновидности услуг по формированию связей с общественностью в соответствии со спецификой запроса клиента.

Выделяются агентства с лидирующими позициями на рынке, которые уже имеют вполне солидный опыт и багаж наработанных технологий, что позволяет говорить о наличии профессиональных участников и рынке, как таковом. Ведущие агентства, зарекомендовавшие себя, имеют более чем 10-15-ти летнюю историю.  Как правило, это московские и питерские компании, открывшие сеть филиалов в других городах России. К таким относятся «Никколо М»,  «Михайлов и  партнеры», ЦПК «PRопаганда», «ИМА-консалтинг», AGT Communications Group и другие. За годы работы они сформировали свое уникальное предложение и определили специализацию, сконцентрировав усилия на тех направлениях, где опыт наиболее богат и имеются устойчивые связи

Политический консалтинг в России появился в начале 1990-х гг., а как научная дисциплина стал изучаться и преподаваться в уни- верситетах лишь с 2000 г. Первым российским политическим консультантом принято считать Г.Сатарова, который в 1990 г. вместе с С.Станкевичем создал Центр прикладных политических исследований «Индем». Примерно в это же время начал практиковать политическое консультирование С.Кургинян, возглавляв- ший Экспериментальный творческий центр.

Первые результаты деятельности российских политических консультантов датируются 1993 г., когда Партия российского единства и согласия смогла получить на выборах 4,5 млн голосов, работая с консультантами фирмы «Никколо М». На этих же выбо- рах Ассоциация политического консалтинга Нике работала с пар- тией «Предприниматели за новую Россию», а Ассоциация поли- тических наук помогала добиться успеха партии «Женщины Рос- сии».

После кампании 1993 г. рынок политических услуг в России переживал депрессию из-за падения спроса. Многим политиче- ским консультантам пришлось искать другие места работы, в част- ности в государственных структурах. Одни перешли в аналити- ческие центры Государственной Думы и Совета Федерации, другие, как, например, политические консультанты М.Урнов, Л.Смир- нягин, Э.Паин, согласились принять посты государственных чи- новников.

В 1995 г. начался очередной бум политического консультиро- вания. Разгорелась борьба за выгодные заказы. Случайных заказ- чиков не было, все жестко поделено. Каждый центр имел свою клиентуру, за которой стояли те или иные финансово-политиче- ские группировки. В середине 1990-х гг. политических консуль- тантов опекали Мост-банк, Онексимбанк, концерн Гермес. Цен- тру стратегического анализа и прогноза благоволили Газпром и Тверьуниверсалбанк. Ассоциацию политического консалтинга Нике субсидировали нефтегазовые экспортеры (Сезон повы- шенного спроса на рынке политических услуг // Известия. — 1995. — 22 сент.). В середине 1990-х гг. иметь своего имиджмей- кера считалось так же престижно, как содержать личного парик- махера или портного. Тогда это было действительно модно, но и практично, с точки зрения политиков. Растущий спрос на поли- тические услуги уравновешивался не менее широким предложе- нием. Центр политического консультирования «Никколо М» так рекламировал свой конечный продукт: «Основным результатом нашей работы являются: построение и коррекция имиджа кли- ента, разработка стратегии публичного поведения субъекта (ли- дера партии, фракции)» (Там же).

После выборов президента России в 1996 г. рынок политическо- го консалтинга окончательно структурировался, определились ведущие игроки, хотя в нем еще и чувствовался определенный хаос. Одновременно с этим в российском обществе сформиро- вался не вполне лицеприятный образ политического консультан- та. Сами политические консультанты считают, что в этом вино- ваты случайные люди, освоившие профессию: «Эти люди созда- ют репутацию нашей профессии. Какой сейчас у нас имидж?

Люди, которые зарабатывают огромные деньги, дурят клиентов, пользуясь их неопытностью и набором умных слов; не несут ни- какой ответственности ни перед кандидатом, ни перед электора- том за ту политическую ситуацию, которую так или иначе созда- ют, используя “грязные” технологии. Пришел, нагадил и ушел — вот такой нелестный образ создают некоторые, с позволения сказать, имиджмейкеры»1.

Однако с конца 1990-х гг. наметилась тенденция структуриро- вания рынка политических услуг, появился определенный класс политических консультантов, для которых проведение выборов стало основной профессией. Да и сами клиенты стали опытнее и требовательнее: «Рынок стал более структурированным. Немно- гие компании предоставляют полный спектр существующих ус- луг в этой области. Хотя можно назвать те узкие направления, где пока еще спрос превышает предложение. Во-первых, политиче- ская социология. Это специальный жанр социологии, и далеко не все удачно в нем выступают. Требуется умение работать с по- литическими рейтингами, картами электоральных ожиданий, которые позволяют верно строить стратегию всей кампании. Во- вторых, политические стратеги, которые разрабатывают страте- гию всей кампании и держат в фокусе ее основные линии. Еще очень востребованной стала профессия менеджера политической кампании. Клиенты заметно поумнели. Они предъявляют гораздо большие требования к качеству продукта, лучше понимают проис- ходящее. Можно только порадоваться тому, что все большее коли- чество потенциальных клиентов будет отказываться от работы с недобросовестными консультантами»2.

В конце 1990-х гг. по мере появления квалифицированных кадров наметилась тенденция превышения предложения поли- тических консультантов над спросом. Молодых политических консультантов вытеснили в регионы. Там они обеспечивают себе заказы во многом и за счет демпинга.

В начале 2000-х гг. российский рынок политического консал- тинга начал приобретать новую, более профессиональную фор- му. Из бизнеса сезонного характера, приводящего к тому, что в перерывах между выборами спрос на консультантов падал, остав- ляя их без работы, политический консалтинг начал постепенно превращаться в профессиональную индустрию. «...Сегодня ситуа- ция может исправиться в связи с тем, что на рынке появляется все больше политических проектов, которые могут и не включать в себя избирательные кампании, но требуют консультантов. Это создает новые условия для формирования рынка политического консультирования, его кадровой и профессиональной стабилизации. Таким образом, мы можем надеяться, что люди, занятые в этой сфере бизнеса, смогут постоянно, а не от сезона к сезону, повышать свой профессиональный уровень. Возможно, мы при- дем к ситуации, когда спрос на политический консалтинг будет удовлетворен в полной мере и на соответствующем качественном уровне»1. Политические консультанты нового поколения в отли- чие от «старичков» имеют профильное (часто второе) профессио- нальное образование в коммуникационной сфере; они менее креативны, но более технологичны; для них в коммуникацион- ной деятельности процесс зачастую важнее результата. В общем, они хорошие правильные англоговорящие современные менед- жеры в отличие от менеджеров «ненормальных», определяющих рынок десятилетие назад2.

Реалии рынка политического консультирования ХХI в. в Рос- сии — это политическое позиционирование в пространстве жиз- недеятельности партий, которое носит название «политический дизайн». «Единый политический дизайн — это такая организа- ция политического пространства, при которой все элементы действующего в нем политического субъекта находятся в гармо- нии. Обладая системностью, единый политический дизайн отли- чается от имиджевых и брендовых стратегий. Его крупными бло- ковыми составляющими выступают социальная роль, основные цели политического субъекта в целом, имидж, репутация, бренд, поведение, текст, стиль. Важными структурными элементами по- литического дизайна как системы являются личность политиче- ского лидера и стиль его поведения, идеи, ценности, месседж, визуальный и аудиальный образ, логотип и основные цвета, стиль поведения членов партии или движения, дизайн формы и содержания текстов, офисов, полиграфии»3.

В истории российского политического консультирования были и сложные периоды. После отмены губернаторских выбо- ров в 2005 г. дальнейшее существование профессии политиче- ского консультанта оказалось под вопросом. Изменения в зако- нодательстве привели к модификации масштабов и характера работы политического консультанта: «Резкий уход в индивиду- альное местное самоуправление говорит о том, что надо выхо- дить в поле и строить демократию. Это и небольшие районы, и поселки городского типа, районные администрации. Огромное количество муниципалитетов требуют технологической поддерж- ки. Период жирных и больших проектов временно прошел, нуж- но кормиться в полях»