Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Трансформация власти.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
3.84 Mб
Скачать

Опыт «демократической победы» фашизма

Демократическая процедура обеспечения элитной ротации не гарантирует установление в результате нее режима демокра­тии. Наиболее резонансный пример в этом отношении – победа выборным путем в Германии в 1933 г. национал-социалистской рабочей партии. Для ее достижения А. Гитлеру надо было пре­жде всего заручиться поддержкой мировой финансовой и по­литической элиты. С этой целью требовалось обоснование их прямой выгоды от прихода к власти национал-социалистов. Эко­номический кризис создавал наиболее благоприятные условия для осуществления властной трансформации. Для реанимации производственного сектора нужны были масштабные заказы. Их предоставление связывалось напрямую с разыгрыванием кар­ты войны. Национал-социализм со своими экспансионистски­ми амбициями представлялся именно той силой, которая самим фактом прихода к власти должна была вывести западный мир из постигшего его кризисного состояния. Провозглашая своим це­левым ориентиром войну на Востоке, «Дранг нах Остен», А. Гит­лер загипнотизировал политический истэблишмент Запада52. Как выяснилось позже, это был тактический пропагандистский при­ем, состоящий в сокрытии подлинных замыслов. Главное было получить «зеленый свет» на взятие власти.

Финансовую основу успеха НСДАП составила поддержка про­мышленного капитала. Еще с 1923 г. финансирование А. Гитлера осуществлялось со стороны одного из крупнейших германских концернов «Тиссен АГ». Перечень спонсоров и масштабы спонси­рования неуклонно возрастали. Стандартной платой за поддерж­ку являлись договоренности о предоставлении в будущем соот­ветствующим концернам экономических преференций. Победа национал-социалистов оказалась уже фактически предопределе­на, когда в 1931 г. им удалось привлечь на свою сторону директора рейхсбанка Я. Шахта. Поддержка НСДАП оказывалась со сторо­ны таких фигурантов мирового капитала, представителей аме­риканской деловой элиты, как Рокфеллер, Морган, Ламонт, Кун Леба, Уолтер Тигл. Решение по А. Гитлеру было принято на спе­циальном совещании моргановской финансово-промышленной группы еще летом 1929 г.53

Другой составляющей успеха национал-социализма явилось то, что он предварительно заручился поддержкой германского генералитета. Именно генералитет ультимативно, опираясь на стоящую за ним армию, требовал создания «подлинно нацио­нального правительства». Если бы дал сбой сценарий «демокра­тического» захвата власти, то на этот случай предусматривался силовой вариант властной трансформации.

Наконец, еще одним фактором, создающим контекст выбор­ного успеха НСДАП, явилась деятельность германских штурмо­вых отрядов, посредством которых осуществлялось физическое подавление альтернативных политических движений. Ими, на­пример, проводился разгон антифашистских демонстраций. Наиболее распространенной формой прикрытия боевиков стали различного рода спортивные организации.

Успех НСДАП в психологическом плане в значительной сте­пени зависел от позиционирования ее в качестве партии, аккуму­лирующей силы молодого поколения в борьбе против «старого мира». «Эй, старичье, уступите дорогу!», – так сформулировал нацистский девиз заместитель А. Гитлера по руководству партий­ной организацией Г. Штрассер54. В начале 1930-х гг. более трети членов национал-социалистической партии были моложе 30 лет. Сходную возрастную структуру имели только коммунисты55. Энергия молодых является непременным фактором «свержения» правящей элиты. Примеров, чтобы такую миссию взяло бы на себя «движение пенсионеров», истории неизвестно.

Для получения чрезвычайных полномочий, необходимых для установления полного контроля власти, нацистам требовалось получить большинство в две трети мест в Рейхстаге. А Гитлер уже с января 1933 г. занимал пост рейхсканцлера, но был ограничен в возможностях коридором парламентской демократии. Основа­нием для постановки вопроса о введении чрезвычайного поло­жения мог стать некий резонансный прецедент.

Гитлер и его сторонники пошли в данном случае по традици­онному для таких ситуаций пути – фабрикации дела о заговоре по осуществлению государственного переворота. Заговорщика­ми по этому сценарию должны были быть объявлены идеологи­ческие противники. И тут в ночь с 27-го на 28-ое февраля 1933 г. организуется искомый прецедент – поджог здания Рейхстага. В поджоге сразу же обвиняется компартия. Соучастниками через некоторое время объявляются социал-демократы. Пожар Рейх­стага будто бы должен был стать сигналом к государственному перевороту. С поразительной оперативностью уже на следующий день вышел президентский указ «О защите народа и государ­ства», «временно» приостанавливающий реализацию основных конституционных прав и свобод граждан. Указом устанавлива­лась смертная казнь за государственные преступления. Отметим, что вводимый как временная чрезвычайная мера указ сохранял свое действие до конца существования гитлеровского режима56.

В результате дорога к победе на выборах в рейхстаг 1933 г. была расчищена. Возглавляемая НСДАП коалиция получила 53% голосов. Но для реализации поставленных задач глобальной властной ротации этого было недостаточно. Искомые две трети голосов парламента удалось получить путем персональных «угроз и уговоров» депутатов. Произошедшую инверсию фиксировал вступивший в действие 23 марта 1933 г. закон «О преодолении бедственного положения народа и государства». Рейхсканцлер получал инструмент для осуществления самостоятельной поли­тики вне необходимости согласования ее с парламентом и президентом57.