Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_po_IOZh_2kr_3semestr-1083.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
264.19 Кб
Скачать

7 Радио и тв

Радиовещание началось в стране в ноябре 1924 г. Первая радиогазета, переданная в эфир состояла из приветствий, телеграмм РОСТА, статьи о международных событиях, московскую информацию, новости науки и техники, радиофельетон и объявления. С этого времени стала развиваться новая форма СМИ – проводное радиовещание. Первоначально эти радиопередачи создавались как радиоверсии газет: “Рабочая радиогазета”, “Комсомольская правда” на радио, “Красноармейская радиогазета”. Выход “Крестьянской радиогазеты”, содержащей много разнообразной информации, привел к формированию дифференцированного радиовещания для различных категорий слушателей. Радиопрограммы стали обретать привычные нам формы. В 1926 г. регулярно (от одного до трех раз в неделю) выходило в эфир пять радиогазет – кроме четырех перечисленных, были еще “Новости радио по радио”.

В 30-е гг. создается база для телевизионного вещания. Осенью 1938 г. в Ленинграде было завершено строительство телевизионного центра. Его передачи стали выходить в эфир через день. В Москве опытное вещание осуществлялось каждый день из телевизионного центра на Шаболовке. Таким образом, основная структура современных СМИ в СССР сформировалась в концу 30-х гг.

8 Кольцов

20–30 гг. – противоречивый период в истории отечественной журналистики, период драматичный, даже трагический, и вместе с тем яркий, насыщенный творческими поисками и находками, открывший незаурядные таланты, выдающиеся имена. Жгучий, неподдельный интерес к современности, к человеку, умение жить одной жизнью с героями своих материалов, искренняя вера в идеалы равенства, братства, социальной справедливости – эти качества позволили достичь высот профессионального мастерства многим журналистам, а некоторым стать настоящими корифеями публицистики.

Одним из самых популярных и одаренных публицистов этого периода был М. Кольцов. Его называли прирожденным газетчиком: талант литератора, тонко чувствующего слово, сочетался в нем с деловитостью, неутомимостью, репортерской хваткой, прекрасными организаторскими способностями. М. Кольцов был любим читателями прежде всего как фельетонист, разоблачавший всякого рода бюрократов, проходимцев, бездельников. Его многочисленные сатирические материалы привлекали динамичностью формы, особым кольцовским юмором, тонкой образностью и простотой языка. После публикации проблемных, постановочных статей он нередко принимался за практическое осуществление своих идей. Так было, например, с материалами «Дача так дача», «Пустите в чайную» и др. Им написано немало портретных очерков, среди которых особенно широкий резонанс получил очерк «Мужество» о Н. Островском. Больше года находился М. Кольцов на фронтах Испании, писал оттуда материалы для «Правды», на основе которых им была выпущена одна из лучших его книг «Испанский дневник». Особое место в творчестве М. Кольцова занимает тема борьбы с фашизмом. Уже в 1933 г., освещая Лейпцигский процесс над Г. Димитровым, он показал античеловеческую сущность фашизма, увидел в нем угрозу всему миру.

Кольцов Михаил Ефимович [1898—] — видный современный журналист. Род. в семье кустаря; будучи исключен из училища за выступление против преподавателей, переехал в Петербург, где прошел нелегкую школу "интеллигентного пролетария", переменив много профессий. В 1916 начал работать в печати (в студенческих журналах). Принимал активное участие в Февральской, а затем и Октябрьской революциях. 1918—1921 провел в армии, в 1921—1923 был дипломатическим работником. С 1920 и до настоящего времени является постоянным фельетонистом "Правды". Организатор и редактор ряда советских журналов — иллюстрированного еженедельника "Огонек", юмористического "Чудака". К. написано огромное количество самых разнообразных фельетонов, памфлетов и очерков, которые можно сгруппировать по четырем основным тематическим циклам. Первый отражает важнейшие события революции — от свержения самодержавия до наших дней. Публицистическими памфлетами и разящими "фельетонами с адресом" второго цикла К. отражает многообразные вылазки зарубежного и внутреннего классового врага. Эти фельетоны К. часто доставляли материал для мероприятий судебных и контрольных советских органов, что дало возможность выхода любопытной книги "Крупная дичь" — единственной в своем роде, где каждый фельетон К. дополнен послесловием с фактической информацией результативного характера. Третий цикл составляют художественные очерки К., в которых он показывает культурно-политический уклад двух миров — советского и капиталистического. Этим очеркам свойственна своеобразная ироническая манера, неизменно прикрывающая сильную революционную эмоцию. В фельетонах четвертого цикла К. с большим публицистическим темпераментом привлекает внимание пролетарской общественности к новым формам быта, зачастую открывая целые общественные кампании ("Зеленый город", "Советские чайные" и др.). Особое место занимают авиационные очерки К. — книга "Хочу лететь" (за активное участие в деле военной авиации К. награжден орденом Красной звезды). Фельетоны Кольцова отличаются богатым и ярким лексическим материалом (от яз. старинных книг до бытового жаргона советской улицы). Для всех его фельетонов в то же время характерен публицистически-назидательный упор на необходимый для советского строительства вывод ("большая тема"). Это обеспечивает произведениям К. почетное место в истории советского фельетона (см.), резко отделяя его от дореволюционного шевеления пустяков — фельетонов Дорошевича (см.) и многих других. Вызывая у советского читателя действенные и эмоциональные реакции, углубляя и формируя его политическое и культурное мировоззрение, кольцовский фельетон при всей его высокой лит-ой квалификации оказался чрезвычайно доступным для читательских масс и обеспечил его автору широчайшую популярность. фельетонов, очерков. Также опубликовал книгу "Испанский дневник" (1938). Брат Б. Е. Ефимова (см.). Репрессирован.

9 Рейснер Лариса Михайловна (1895—1926) — дочь коммуниста-профессора М. А. Рейснера, род. 1 мая 1895 г. в Люблине, в царстве Польском, где отец был преподавателем в Пулавском агроном. институте. Детство провела и первое образование получила в Германии (Берлине и Гейдельберге), где росла в атмосфере, созданной близкими отношениями отца с русской революционной эмиграцией и руководящими кругами германской соц.-демократии. Эти годы положили основание ее близкому отношению к германской культуре. Годы, проведенные с родителями в Париже, расширили культурный круг интересов ребенка. В России воспитывается в атмосфере разгрома первой революции, и уже в гимназии проявляются литературные способности и революционный темперамент Р. Очень рано начинает заниматься литературой. Чувство невозможности оставаться вне борьбы против войны толкнуло проф. Рейснера на издание журнала "Рудин", который всей своей внешностью (блестящие карикатуры против перебежчиков в лагерь патриотизма) и всем своим содержанием был ярким протестом изолированной интеллигентской революционной группы против войны. Душой "Рудина" была Р., которая в нем печатала не только блестящие по форме стихи, но и целый ряд острых очерков. Февральская революция встречает ее сразу в кругах противников коалиции с буржуазией. Яркий памфлет, направленный против Керенского и напечат. в "Новой Жизни", вызвал не только нападение буржуазной печати, но даже испугал редакцию горьковского органа. Р. завязывает связи с широкими рабочими организациями, с просветительными кружками среди кронштадтских матросов.

Она принимает ближайшее участие в дипломатической борьбе, завязывая связи с эмирским гаремом, играющим немаловажную роль в афганской политике, изучает индийскую политику Англии, для которой Афганистан играет роль одного из форпостов, изучает индийское национальное движение. Вернувшись в 23 г. из Кабула, она издает свою книжку "Фронт" и "Афганистан". "Фронт" останется одним из блестящих литературных памятников нашей гражданской войны.

При первых известиях о гамбургском восстании Р. спешит туда, но вследствие непродолжительности его попадает только после его разгрома. Она собирает среди семей беглых участников восстания сведения о героической борьбе гамбургского пролетариата, проникает в залы судов, чинящих расправу над побежденными. Проверяет собранный материал у выдающихся участников восстания и, вернувшись из Германии в Россию, дает в своем "Гамбурге на баррикадах", напечат. в № 1 журнала "Жизнь", единственную в своем роде книгу, которую не имеют ни финское восстание, ни советская Венгрия. Германская цензура и германский имперский суд запрещают немецкое издание книги и приговаривают ее к сожжению. Эстет из либеральной "Франкф. газеты" протестует против этого приговора во имя высоких художественных достоинств книги, но классовый суд германской контрреволюции знает что делает: он уничтожает книгу, которая сохраняет для германского пролетариата дух гамбургского восстания.

Едва оправившись от жизни в тяжелых условиях конспирации, которую приходилось вести в Гамбурге, Р. отправляется на Урал для изучения условий жизни уральского пролетариата Имея сомнения насчет нэпа, она ищет их разрешения в живой жизни и находит в тяжелом труде людей железа и угля, в работе наших хозяйственников, работающих в заброшенных поселках Урала, ответ на вопрос о том, что мы строим — социализм или капитализм. Она возвращается, полная веры в наше будущее, и бросается в изучение нашего хозяйственного строительства. От книг отрывается для поездок в Донбасс, в текстильный район. Книга "Железо, уголь и живые люди" рисует русский пролетариат за работой. Эта книга отличается в художественном отношении тем, что Р., выросшая среди акмеистов и владеющая очень изысканным стилем, начинает писать проще, понятнее для рабочей массы. Это не искусственное упрощение, а результат сближения с рабочими во время поездок.

Ее очерки о Трубецком, Каховском, Штейнгеле, вызвавшие горячую похвалу лучшего русского марксистского историка, представляют собой одновременно художественно лучшие из ее сочинений. Она уже не увидела в печати этих своих работ. С головой, полной планов о книге, рисующей жизнь уральских рабочих во время Пугачевщины, во время капитализма и при сов. власти, и одновременных планов о книге, которая должна была дать в больших картинах историю освободительной борьбы пролетариата, она слегла, больная тифом. Организм, подорванный малярией, не выдержал, и 9 февраля 1926 г. Р. скончалась в Кремлевской больнице. В ней погиб на пороге большой творческой жизни борец коммунизма, который, участвуя непосредственно в освободительной борьбе пролетариата, призван был запечатлеть в художественных образах картину этой борьбы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]