Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
глава 1-8.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
896 Кб
Скачать

3. Предмет и эволюция предметного определения философии

Предметное определение философии отличается большой сложностью и исторически неотделимо от общего процесса становления и развития научного знания в целом. Древнегреческие мыслители включали в свои философские трактаты и математические исчисления, и астрономические наблюдения, и зачатки знаний об обществе, человеке, его мышлении. И это исторически оправдано и объяснимо. Конкретные знания были развиты слабо, скудно; дифференцированных, расчлененных наук не существовало, и философия сплеталась потому с другими областями знаний в одно древо. В сущности, здесь мы имеем дело с тем случаем, когда предмет исследования и его настоящее содержание не совпадали. Философия выступала в роли некоего накопителя, где собирались, концентрировались научные знания вообще, в отличие от знаний, освященных религией. Критерием достоверности, научности тех или иных положений служила сила человеческого разума, опиравшегося на практику. Начиная с эпохи Возрождения философия выступала не просто в роли представителя научного знания в целом, а и в качестве его тотального объединителя, претендовала почти на все знание. Такой взгляд на философию, на ее предмет поддерживался вплоть до конца XVIII - начала XIX века. Упоминавшийся выше известный математик и философ Р.Декарт не случайно говорил: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике» (Декарт Р. // Избр. произв. - М, 1950. -С.421). Отсюда понятны и те названия, которые давали ученые своим сочинениям. Так, И.Ньютон труд по механике назвал «Математическими началами натуральной философии», Ж.Б.Ламарк дал своему произведению по биологии название «Философия зоологии», Б.Спиноза написал работу «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» и т.д.

Как видим, господствовавшее долгое время представление о предмете философии не укладывается в нынешнее его понимание. Это была не только философия, особенно если иметь в виду раннюю античность. В сущности, перед нами - прото-знание, такое знание, которое дало жизнь как специальным наукам, так и философии. Разумеется, сосуществование специальных наук и философии в рамках единого знания вело к их взаимному обогащению, способствовало более фундаментальному обоснованию предметной определенности того и другого. В то же время затягивалась их собственная дифференциация. Но, в конечном итоге, данное обстоятельство не остановило и не могло остановить естественное становление каждой из областей знаний. Шаг за шагом обретали свою предметность математика, механика, астрономия, физика, биология и др. Рост числа специальных и других наук, обретение ими самостоятельности вызвал неадекватную реакцию ученых, обусловленную прежде всего нерасчлененностью «философского» знания на философ-ско-теоретическое и частнотеоретическое. Естественные науки в течение долгого времени не имели в своей структуре теоретического уровня знания. Это было прерогативой философии как учения о всеобщем. Любое научное знание, чтобы выйти на теоретический уровень, должно было пройти стадию «философского» осмысления. Обретение той или иной наукой своей предметной определенности рассматривалось как сужение предмета философии. Отдельные ученые стали высказывать мысль об исходе философии. Так, французский философ О.Конт, уловив переживаемый философией кризис в связи с увеличивающимся числом специальных наук, высказался в том смысле, что философия, выполнив исторически оправданные и полезные функции в развитии научного знания, не может далее претендовать на свою самостоятельность и может стать полезной в качестве «учения о науке вообще и методах частных наук». По мнению немецкого философа В.Виндельбанда, философия напоминает короля Лира, который раздал своим детям все свое имущество и которого затем как нищего выбросили на улицу.

В действительности же, еще раз заметим, шел неизбежный процесс предметного самоопределения, с одной стороны, специальных наук, а, с другой - философии. Начавшись в античности, философия обозначает в качестве своего предмета всеобщее знание, «первые начала и причины сущего как такового» (Аристотель), отмежевывается от частного знания. Общее понималось как теоретическое знание. Аристотель стал именовать его «первой философией». В его понимании философия «есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую причину сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические» (Аристотель //Соч.:В 4 т. - М., 1976.-Т. 1.-С.119).

Позже за «первой философией» закрепилось название метафизики. Метафизика с полным основанием представляла собой первый образ собственно философии. На протяжении истории западноевропейской философии оценка метафизического знания существенно менялась. Ныне термин «метафизика» употребляется в трех основных значениях:

- как философское учение о всеобщем, о первых причинах и началах всего существующего;

- как особая философская дисциплина, изучающая бытие как таковое, независимое от его частных форм (онтология);

- как философский способ познания (мышления) противоположный диалектическому методу.

На ранних стадиях своего существования метафизика была заметно перегружена натурфилософским, глобальным теоретическим знанием, естественно-природной проблематикой. В XVIII веке метафизика в своем новом названии «философия» стала самостоятельной областью знания. К этому времени философия окончательно размежевалась с частными науками как на уровне эмпирическом, так и на уровне теоретическом. В ней не осталось ничего такого, чтобы давало повод говорить как о науке наук, или как области знаний, изменившей коренным образом свою предметную специфику. Ее всегда отличало и отличает обращение не к частностям, не к ограниченным сферам действительности, а к миру в целом, к всеобщему в системе «мир - человек».

Философия, обретая свой предмет, уже с самого начала формировалась как сложная система знаний, идей, принципов, включающая в себя определенным образом взаимодействующие элементы. Самыми общими структурными элементами философии являются теоретическая философия и философия практическая. Названия эти, по-видимому, нельзя признать удачными, ибо по самой сути своей философия представляет собою теорию, инструмент ее - теоретическое мышление. Вместе с тем, выделение практической философии как элемента философии оправдано: она тоже носит, конечно, теоретический характер, но, опираясь на принципы теоретической философии, исследует общие закономерности отдельных сторон действительности, каждая из которых составляет объект не отдельной науки, а ряда взаимосвязанных между собой наук. Раньше других, едва ли не с момента возникновения философии, практическая философия включала в орбиту своих исследований общие начала нравственности (этика), искусства (эстетика), государства (политология). Несколько позже - истории общества (философия истории), права (философия права), самой философии (история философии), религии (философия религии), в XIX веке - науки (наукознание), в XX веке - техники (философия техники). К практической философии относятся и получившие большое значение в последние десятилетия философия языка, философия творчества, философские вопросы естествознания.

По мере развития науки и практики предмет некоторых областей знания практической философии претерпевает изменения. Эстетика, например, начала изучать не только искусство, но и все многообразие форм эстетического отношения человека к действительности. Политология, наряду с анализом проблем государства, стала заниматься исследованием политической жизни общества во всех ее аспектах.

Достаточно сложное структурное образование представляет и сама теоретическая философия. Уже на ранних ступенях ее развития мы находим отдельные стороны собственно философских знаний, обращенные на рассмотрение природы бытия и познания, некоторых правил мыслительной деятельности. В дальнейшем эти стороны приобретают более упорядоченный характер, становятся относительно самостоятельными блоками философии, находящимися между собой в определенных взаимоотношениях. В ХVII-ХVIII веках происходит четкая дифференциация всех частей теоретической философии и осознание этой дифференциации как принципа построения философских систем. Складывается, ставшее ныне уже бесспорным, членение философии на:

- онтологию (греч. ontos - сущее, logos - учение, слово) -учение о бытии как таковом в его наиболее общих характеристиках;

- гносеологию (греч. gnosis - знание, logos - учение, слово) - учение в котором исследуется познание как таковое в его целостности и всеобщности, выявляются предпосылки познания и условия его достоверности и истинности;

- логику - учение, исследующее всеобщие законы мышления, принципы и правила образования понятий, суждений, умозаключений, определений;

- методологию - учение в всеобщих принципах и способах организации теоретической и практической деятельности, об основополагающих правилах достижения и построения знания;

- аксиологию - учение о природе ценностей, их месте в реальной действительности и структуре.

Сложившуюся структуру философского знания не следует канонизировать. На протяжении истории, с повышением разви-

тости философского самосознания, она (структура) подвергалась модификации и совершенствованию.

Рассмотрение предмета и предметного самоопределения философии будет, очевидно, недостаточным, если не коснуться, хотя бы частично, ее соотнесенности с другими видами знания. Разумеется, в поле нашего зрения будут рассматриваться далеко не все имеющиеся знания. Прежде всего, интерес представляют философия и наука. История философии, если вести анализ в плане отношения всеобщего и частнонаучного знания (частично этого мы уже касались), свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Они и генетически, и содержательно, как на стадии зарождения, так и на стадии последующего восхождения к зрелости не только взаимопереплетались, но и характеризовались аналогичными путями развития. Более того, они явно или неявно взаимообусловливают и взаимно предполагают друг друга, опираются на общие причины своего существования, коренящиеся в потребностях человеческой жизни. Философия, как показывает исторический опыт, опирается на совокупность добытых человечеством знаний. Получая и обрабатывая информацию, имеющуюся в науках о природе, обществе и человеке, она раскрывает универсальную картину мира, формирует наши общие представления о бытии и познании, о движении, пространстве и времени, о развитии и отражении действительности, формулирует основополагающие идеи, лежащие в закономерной связи явлений. Не случайно все выдающиеся мыслители прошлого стояли на уровне науки своего времени, а отдельные фундаментальные понятия («атом», «вещество», «знак» и др.), общие законы (закон сохранения и превращения энергии) и принципы («отражения», «системного подхода» и т.п.) прочно вошли в ткань философского знания. В свою очередь, ни одна конкретная наука не может ни развиваться, ни функционировать без предметно-преломленных общефилософских категорий, принципов, законов. Человека никогда не удовлетворяют разрозненные фрагменты знаний; его отличает постоянная потребность в целостном понимании мира, как связного и единого, стремление разобраться в многообразии явлений и обнаружить их общие основания. Да и частное, специфическое уясняется заметно лучше, когда осознано его место в общей картине. Именно это обусловило то обстоятельство, что многие фундаментальные положения были вначале выдвинуты философией. Так вся физика, классического периода - классическая механика, кинетическая теория газов, в значительной мере электродинамика и оптика - основана в той или иной форме на атомистическом учении древнегреческих философов. Идея рефлекса стала основополагающей в развитии современной физиологии и целого комплекса наук в области медицины. Принцип детерминизма, идея развития, сохранения количества движения определяют функционирование и совершенствование научного знания в целом и всех его частей.

Благотворность взаимодействия и взаимовлияния философии и науки носит естественный характер, проистекает прежде всего из сходности основных требований (критериев), предъявляемых к их знаниям. К числу этих требований относится, во-первых, объективность. Реально окружающий нас мир познается из него самого, он в этом смысле самодостаточен, содержит в себе все необходимые предпосылки. Субъективный интерес, расчет на нечто сверхприродное лишен внимания. Во-вторых, рационалистическая обоснованность и непременная доказательность любых выводов и положений. Истинным признается знание, опирающееся на принцип достаточного основания, на логику, на человеческий разум. В-третьих, возможность прямой или косвенной проверяемости тех или других утверждений, а то и воспроизводимость через практику. В-четвертых, системность и упорядоченность знания, его особая организация, осознанно воплощаемая в виде определенных принципов, законов, теорий, развернутых теоретических понятий.

Приведенные соображения относительно общности критериальных признаков философского и научного знаний позволяют заметить, что философия по своей предметной специфике не только неотделима от науки, но в той или иной мере является ею. Это тем более становится очевидным, что настоящая философия имеет все или почти все признаки науки. Она ограничивает круг изучаемых ею проблем, четко вычленяет предмет своего исследования, ясно осознает собственное место в разветв-

ленном древе познания. Академик Б.В.Раушенбах признает философию «относительно точной наукой», поскольку она «как и точные науки, пользуется логическими категориями, делает из посылок логические выводы, строит умозаключения и т.д.». Известный литературовед М.М.Бахтин, касаясь соотношения философского и гуманитарного знаний, видел их родственность в диалогичности, в искусстве интерпретации, в обращенности к постижению и истолкованию внутреннего мира индивида, мира человеческих взаимоотношений.

Однако близость философии и науки не может тем не менее стать поводом к их отождествлению. Родственность - далеко не равенство, сходство предполагает различие, порою существенное. Философия не может строиться исключительно по меркам научного знания, имеет свои критерии и доказательности. Она лишена однолинейности развития, характерного для логического хода научной мысли. Философская мысль признает плюралис-тичность мнений и движется, как правило, в форме множества линий, проникает в предмет своего исследования всесторонне, с самых разнообразных сторон. Предполагая теоретическое осмысление соотношения сознания к бытию, философия абстрагируется от частной проблематики и обращается к ней только при выявлении самого общего, самого существенного. Сила и значение подлинной философии не столько в логической доказательности (хотя и это важно), сколько в глубине постановки новых проблем, в способности лучшего постижения важных сторон человеческой жизни, в стремлении к такой выстроенности своего знания, которая обязательно отличается мировоззренческой привлекательностью. Высшей для нее ценностью потому является сам человек. В отличие от науки философия не располагает эмпирическими приемами исследования, хотя и опирается на данные опытного знания. Достоверность и жизненность ее выводов подтверждается обычно не отдельными экспериментами, частными наблюдениями, а всем потоком происходящих в реальной жизни событий.

До сих пор мы рассуждали о соотношении философии и науки. Но философия связана и с некоторыми сторонами жизни, имеющими вненаучный характер. Подразумевается в первую очередь идеология, которая особенно заметно присутствует в предметах обществоведческого цикла. Идеологичности не лишена и философия, но в меньшей степени, чем, к примеру, история, политология.

Под идеологией следует понимать учение, которое в более или менее систематизированной форме отражает общественное бытие, отношение людей к окружающей действительности и друг к другу через призму социально-групповых или классовых интересов. Она тесным образом связана с политикой и всеми доступными средствами защищает ее, вырабатывает вполне определенные системы ценностей и внедряет их в сознание масс, обосновывает предпочтительные принципы общественного устройства (что должно или не должно быть).

Иначе говоря, идеология на теоретическом уровне выражает социальные интересы определенной части общества. Этой же цели подчиняется интерпретация философских законов и понятий, принципиальных положений. Философия приобретает идеологическое звучание, становится чем-то вроде идеологии. Нередко в связи с этим снижается ее собственный авторитет. Но данное обстоятельство не отменяет ни общей направленности философии на постижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Усложняется лишь процесс движения знания к адекватному отражению действительности.

Итак, философия имеет сущностные признаки, свойственные научному и вненаучному знанию. В своей предметной воплощенности она выступает как их целостное интегральное единство, как несущая «в себе и для себя сущий разум» (Гегель). Потому по праву считается квинтэссенцией мировой культуры.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы были основные исторические условия и основные духовные предпосылки создания философии?

2. Какова специфика философии как области знания? Что является основным предметом ее осмысления?

3. Решаем ли вопрос о постижении первоначал и первопричин бытия мира?

4. В чем специфика осознания человеком самого себя до возникновения философских знаний?

5. Какую роль сыграло создание философии в исторической судьбе человечества?

6. Существуют ли общие черты у философии и религии? Есть ли между ними какое-либо различие?

7. Что такое мировоззрение и каково его место в жизни человека?

8. Что является основным критерием различия мировоззренческих взглядов тех или иных философов?

9. В чем состоят принципиальные различия между материализмом и идеализмом?

10. Что такое агностицизм?

11. Что следует понимать под методом познания?

12. Что такое диалектика и метафизика? В чем состоит их принципиальное различие?

13. Способна ли философия в силу всеобщности своего метода познания давать истинное знание в конкретных областях действительности?

14. Каковы основные функции философии?

15. Какова взаимосвязь философии и науки?

16. Можете ли Вы назвать и охарактеризовать связь философии с другими формами общественного сознания?

17. Можете ли Вы назвать основные части философского

знания?

ЛИТЕРАТУРА

Бабушкин В. У. О природе философского знания. - М., 1978.

-С.143-189.

Введение в философию: В 2 ч. - М., 1989. - 4.1. - С. 10-73.

Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. - М., 1993. - Гл. I, III.

Зотов А. Ф. Феномен философии. О чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 12.

Ортега-и-Гассет. Что такое философия? - М., 1991. -С. 80-81, 96-97, 108-109.

Сагатовский В.Н. Вселенная философа. - М., 1972.

Философия и мировоззрение. - М., 1990.

Чанышев А. Начало философии. - М., 1982.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. // Собр. соч.: В 50 т. - Т.20. - С.22-27.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. // Собр соч • В 50 т -Т.21.-С.282-284.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]