Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Праздники эпохи правления Екатерины ll.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
40.53 Кб
Скачать

Масленица.

На масленицу императрица устраивала веселые катания. Выезжала несколько больших саней, запряженными 4-6 лошадьми. К саням на длинных веревках прицеплялись малые санки для двоих, и образовывался длинный забавный поезд. Кони быстро мчали большие сани, а за ними метались, извивались, подпрыгивали вереницы маленьких саней. На дороге часть их опрокидывалась и вываливалась немало веселых поезжан.

Эрмитажные собрания.

Императрица Екатерина ll для своих особых развлечений придумала эрмитажные собрания. В залах Эрмитажа собирался интимный кружок остроумных людей, и государыня проводила среди них вечера.

На эрмитажных собраниях государыня являлась всегда в русском платье. Ее примеру следовали и все приглаженные дамы. Здесь уже господствовал язык русский. Каждый гость занимался чем ему угодно: кто играл в жмурки, кто в билеты, кто ворожил, гадал, играл в веревочку, кто читал стихи и т.д. Любимой игрой была литературная: в «мысли», но как только государыня замечала, что гости начинали писать колкости и задевать личности, она тот час брала перо и зачеркивала написанное.

Всякое стеснение, всякая церемония были изгнаны на этих собраниях, особенно запрещено было государям вставать со стула перед нею, и то, кто не исполнял этого, нес штраф по червонцу в пользу бедных или выучивал 6 стихов из сочинения Тредьяковского «Телемахида». Л. А. Нарышкин чаще дроугих подвергался этому наказанию. Читал же он стихи Тредьяковского с такаим пафосом, что вызывал всеобщий неудержимый смех. Вельможи со способностями выделывать различные гримасы и изменять свою физиономию особенно ценились на этих вечерах.

Собрания происходили в той комнате, где теперь хранятся эскизы и рисунки Рафаэля и других великих художников. Эта уединенная комната дала Эрмитажу свое имя .

Из нее был выход в так называемую «алмазную комнату», в которой, по велнию императрицы, были собраны из всех дворцов и кладовых, а также из московской оружейной палаты, разные редкости из финифти и филиграна, агата, яшмы и других драгоценных камней. Тут поместили все домашние уборы русских царей и бывшие у них в употреблении вещи.

На большие эрмитажные собрания приглашались все первые особы двора и иностранные минимстры, на средние – лица, пользовавшиеся особым благоволением государыни, а на малые собрания – только лица, близкие государыне. Гостей обязывали отказаться от всякого этикета. Императрица сама написала особые правила,выставленные в рамки под зановескою.

Вот эти правила:

  1. Оставить все чины вне дверей, равномерно как и шляпы, а наипаче шпаги;

  2. Местничество и спесь оставить тоже у двери;

  3. Быть веселым, однако же, ничего не портить, не ломать, не грызть;

  4. Садиться, стоять, ходить, как заблагорассудится, не смотря ни на кого;

  5. Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих головы не заболели;

  6. Спорить без сердца и горячности;

  7. Не вздыхать и не зевать;

  8. Во всяких затеях другим не препятствовать;

  9. Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий мог найти свои ноги для выхода из дверей;

  10. Ссору из избы не выносить, а что войдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступить из двери.

Если кто против вышеописанного проступился, то по доказательству двух свидетелей, должен выпить стакан холодной воды, не исключая дам, и прочесть страничку «Телемахиды»; а кто против трех статей провинится, тот повинен выучить шесть строк из «Телемахиды» наизусть. А если кто против десяти проступился, того боле не впускать.

В эрмитажных собраньях, при императрице Екатерине, некоторое время заведен был ящик для вклада штрафных денег за вранье. Всякий провинившийся обязан был опустить в него 10 копеек медью. При ящике назначен был казначеем Безбородко, который собранные деньги после раздавал бедным.

Между другими в эрмитажные собрания являлся один придворный, который, бывало, что ни скажет, все невпопад, или солжет. Неуклюжий казначей беспрестанно подходил к нему с ящиком, и этот враль почти один наполнял ящик деньгами. Раз, по разъезде гостей, когда при императрице остались немногие, самые приближенные, Безбородко сказал:

— Матушка-государыня, этого господина не надобно бы пускать в Эрмитаж, а то он скоро совсем разорится.

— Пусть приезжает,— возразила императрица,— мне дороги такие люди; после твоих докладов и после докладов твоих товарищей я имею надобность в отдыхе; мне приятно изредка послушать и вранье.

— О, матушка-императрица,— сказал Безбородко,— если тебе это приятно, то пожалуй к нам в первый департамент правительствующего Сената: там то ли ты услышишь!

На эрмитажные собрания малые, «les petites soirees», приглашалось избранное общество, приближенных к императрице. Государыня здесь была самая радушная хозяйка. Любимою забавою на этих вечерах была игра в вопросы и ответы. Во избежание каких-нибудь личностей, гости описывали события при дворе «бамбукового короля», например, его праздники, привычки, также характеристику его придворных. Иногда предлагались вопросы для философских трактатов; последние были разделены на главы.