Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
19-27.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
25.12.2018
Размер:
93.7 Кб
Скачать

22. Философия Пьера Абеляра (принцип сомнения, диалектика, вера и разум)

Называл фидеистов «слепыми поводырями слепцов». Ставил в пример Августина, который восхвалял диалектику. Диалектику следует отличать от софистики. Диалектика – наука рассуждения, а софистика учит ложным доказательствам. Диалектика необходима, потому что «даже в христианской вере имеют место заблуждения, т.к. красноречивые еретики завлекли в секты многих простаков, которые приняли подобие за истину и ложное за разумное». К Христу больше всего относится диалектика, т.к. логика произошла от «логоса».

Диалог между философом-иудеем и христианином: оба обнаруживают много общего во взглядах. «Известно, что доктрина высшего блага превосходит другие. Прочие учения остаются позади и служат этой сумме философии. Прочие искусства лежат ниже и не способны возвыситься, но представляют несколько видов словесных форм, обнаруживающих природу вещей, являясь ступенями для достижения вершины…». Христианин: «Ни один разум среди нас не запрещает исследовать веру при помощи разумных доказательств».

Трактат «Да и нет»: «Первоначальным ключом к мудрости является постоянное и частое вопрошание».

Классификация противоречий по вопросам рассматривается как исходный материал для диалектических рассуждений. Сознательное отношение к христианскому вероучению. Необходимо исследовать язык противоречивых высказываний. Противоречия могут возникать из многозначности одних и тех же слов. Если противоречие не может быть разрешено на разумном основании, то следует сопоставить авторитеты и предпочесть тот, свидетельства которого сильнее. Священное писание обладает превосходством канонного авторитета.

Принцип сомнения – не распространяется на Священное писание.

Принцип максимальной самостоятельности философа-исследователя.

Принцип свободного и критического отношения к теологической проблематике.

23. Мистицизм и Антропология Бернарда Клервосского

Мистическое направление, критик Абеляра. В трактате «О благодати и свободе выбора» различает свободу воли и свободный выбор. Свободный выбор – способность изначально от сотворенной души, присущая воле человека действовать согласно разуму или против него, т.е. выбор – воля, сопряженная с разумом. Воля всегда имеет спутником разум, она всегда действует через разум, с его помощью, но не всегда с его согласия.

Воля и выбор, как свойство воли, всегда свободны. Поскольку воля не имеет ничего свободного, кроме себя, она должна быть судима из самой себя же. «Итак одна воля вследствие того, что в силу врожденной ей свободы, она никакой силой, необходимостью не может ни противоречить себе, ни соглашаться с чем-либо вопреки себе, вполне заслуженно делает тварь праведной или неправедной, поскольку она согласовывает свои деяния с правдой или неправдой».

3 вида свободы:

1. Свобода по природе (свобода от необходимости) – отличает человека от других божьих творений.

2. Свобода благодати (свобода от греха) – восстанавливает человека по божественному соизволению в изначальной невинности.

3. Свобода жизни ли славы – позволяет человеку преодолеть греховность плоти путем совершенствования в добродетели.

Только 1 дана человеку в полном и совершенном виде. «Свобода от необходимости свойственна в равной степени Богу и всякой разумной твари. Она не отнимается и не уменьшается».

«Человек свободно остается добрым, т.е. по своей воле». Эта свобода от необходимости лежит в основе свободного выбора. Выбор – решение, которому свойственно различать, что дозволено и не дозволено.

Вследствие свободы, на основании которой воля вольна судить о себе добра ли она или зла, т.е. вследствие свободы от необходимости Бернард называет волю свободным вобором.

После грехопадения 2 и 3 свободы не свойственны человеку. Лишь тем, кто «в созерцательном восторге порою бывают восхищены духом», т.е., кто в состоянии экстаза переживает Бога могут в эти мгновения обрести свободу от страданий. Отчасти могут пользоваться 2 свободой и праведники.

От божественной благости зависит к чему направлено наше желание: к добру или злу. Если желаешь добра – благость спасает, если зла – благость покидает. Благость упорядочивает страсти, которые свойственны нам по природе.

Осененные благостью мы через добрую волю становимся принадлежными Богу. В случае и доброй и злой воли сохраняется свобода выбора, которая обуславливает заслуги, поскольку по заслугам мы подвергаемся наказанию или прославляемся.

Чтобы желание было совершено мы нуждаемся в 2 видах благости: мудрость, которая направляет волю к добру, и мощь, которая утверждает волю в добре. Если к 2 видам присоединяется 3-я – обращение к Творцу, то воля основательно считается совершенно доброй. Истинная мудрость и полная мощь не встречаются среди людей, исключая тот случай, когда со свободой выбора соединяются свобода от греха и свобода от страдания.

Истинно мудр и могуч тот «которому свойственно желать не только силу свободы выбора, но и силу других свобод и совершенств, над кем желание зла не властно».

Даже Адам в Раю не обладал ни совершенной мудростью, ни совершенной мощью, иначе грехопадения не случилось бы.

2 и 3 свободы имеют 2 степени: «высшая свобода от греха заключается в невозможности грешить, низшая – в возможности не грешить, так же высшая ступень свободы от страдания заключается в невозможности быть тревожимым, низшая – в возможности быть нетревожимым». Адам имел 2 и 3 свободы в низшей степени.

Осталась лишь свобода выбора для вменения вины из-за которой он потерял 2 и 3 свободы, ее он потерять не может. Злоупотребив свободой воли Адам лишился 2 других свобод. Совершение злого поступка – порок воли. Этот поступок не может свободно изменить свою природу волей.

Одного желания недостаточно. Человек не может не грешить, даже если хочет. С помощью Христа через свободу выбора обе утерянные свободы будут полностью восстановлены, но это ожидается лишь в будущей жизни.

Тройная свобода – образ Троицы. «Образ запечатлен в свободе выбора, в других двух – некое двоякое подобие, поэтому возможно, что только свободный выбор не испытывает ущерба, ибо в нем запечаьлен образ божественности».

Во 2 и 3 свободах наблюдается некое случайное подобие в большей степени божественной мудрости и могуществу, чем образу Всевышнего.

Спасение: согласие происходит от Бога (по свободе выбора) => если Бог эти три способности (мыслить, хотеть, совершать добро) создал в нас, то 1) Он вершит без нас 2) с нами 3) посредством нас.

В конечном счете, Богом вершится спасение.